Персоны

Эмиль Гилельс

1916–1985
Источник изображения: 100yearsofattraction.tilda.ws
Эмиль Гилельс

Биография

Гилельс Эмиль Григорьевич – пианист, один из крупнейших музыкантов своего времени.

В 1933-м году на Первый Всесоюзный конкурс исполнителей в Москву приезжает шестнадцатилетний студент одесской консерватории. Его имя пока никому неизвестно, но сразу же после финала о нем заговорит вся страна. Газеты описывали триумф Эмиля Гилельса:

«Люди обнимались, целовались, поздравляли друг друга с явлением гения».

Жюри аплодировало стоя. Сохранившая видеозапись, сделанная сразу после конкурса, представляет сложившего музыканта. Пианисту сразу же предлагают серию концертов в разных городах страны, и первый из них – в Большом зале ленинградской филармонии. Здесь Гилельс дебютирует 24 января 1934 года сразу же сольным концертом. На этой сцене он будет играть на протяжении следующих пятидесяти лет.

Путь из Одессы в Москву, а затем на лучшие сцены мира проделают Натан Мильштейн, Самуил Фурер, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер. В Москву из Одессы переедет и скрипачка Елизавета Гилельс, сестра пианиста. Но Эмиль Гилельс, несмотря на предложение сразу же после Всесоюзного конкурса перевестись в московскую консерваторию, уезжает обратно в Одессу. Позднее он все же попадет в аспирантский класс Генриха Нейгауза. Но своим главным педагогом всю жизнь будет считать одесситку Берту Рейнгбальд. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Любопытно, что Берта Михайловна возила «прослушать» своего ученика к Нейгаузу еще в начале 1930-х годов, но Генрих Густавович тогда остался равнодушен к его таланту. Да и позднее любимым учеником профессора станет не Гилельс, а Святослав Рихтер. Однако в 1941-м году, когда Нейгауза арестуют, именно Эмиль Гилельс, более, чем кто-либо другой, будет добиваться его освобождения.

Невероятный уровень советской исполнительской школы в 1930-е годы находит постоянное подтверждение в списках лауреатов престижных европейских конкурсов. В 1936 году триумфаторами конкурса пианистов в Вене становятся Яков Флиер и Эмиль Гилельс (он получает второе место). В 1937-м в Брюсселе на Конкурсе им. Изаи скрипачи из СССР занимают практически весь почетный пьедестал, среди лауреатов – юная Лиза Гилельс. Через год ее брат не только возьмет главный приз Брюссельского конкурса, его выступление станет настоящим открытием для европейского музыкального мира.

В жюри конкурса сидит легендарный Артур Рубинштейн. Когда-то, в начале 1930-х, он был в Одессе на гастролях, и Берта Рейнгбальд попросила его послушать «ее ученика Милю». Мальчик произвел на Рубинштейна поразительное впечатление, он предсказал Эмилю уникальную судьбу. На конкурсе Изаи эта судьба начинала сбываться. Восторженные отзывы слушателей всего мира отныне сопровождают каждое выступление Гилельса. Он гастролирует по стране, выезжает в Европу, его записи транслируются, в том числе и за океаном, в США. Им восхищается Сергей Рахманинов, который со знакомыми передает молодому пианисту свою медаль с профилем Антона Рубинштейна и чеканной надписью: «Кто его заменит?». Этот символический жест для Гилельса, очевидно, был очень важен. Эпитеты, которые критики часто находят для его игры – «мощная», «волевая», «героическая» – подчеркивают отношение к Гилельсу, как к пианисту нового типа, нового поколения музыкантов советской эпохи. Признание Рахманинова и Артура Рубинштейна говорило о другом – о преемственности, о вхождении в «мир великих», именно английское слово «great» чаще всего стоит рядом с менем Эмиля Гилельса в иностранной прессе.

Рахманинов и молодой Гилельс могли бы встретиться в 1939 году: на это время были запланированы концерты пианиста в США. Гастроли эти не состоятся, начинается Вторая Мировая, затем Великая Отечественная война, во время которой Эмиль Гилельс даст сотни концертов. В 1942-м он приезжает в Новосибирск, где в период войны работает Ленинградская филармония. Здесь Гилельс дает сольный концерт и дважды играет с оркестром. яконцерт в блокадном Ленинграде
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Вместе они уже не раз выступали в Большом зале – с Мравинским, Хайкиным, Гауком, Грикуровым, Эугеном Сенкаром. Здесь же, в эвакуации, Гилельс впервые встречается с Куртом Зандерлингом, который только что получил назначение в Ленинградскую филармонию. Ансамбль Гилельса и Зандерлинга сложится на долгие годы.

Филармонический оркестр и оба его дирижера вернутся в Ленинград в 1944-м. Гилельс выступит в Большом зале годом раньше: в семейном архиве музыканта сохранился пропуск пианиста в блокадный город. Осенью 1943-го он играет в филармонии сольную программу, а вместе с оркестром Радиокомитета под управлением Карла Элиасберга исполняет Первый концерт Чайковского и двойной концерт Моцарта с Яковом Заком. Пианисты дают и вечер фортепианных дуэтов. Эти концерты в блокадном городе навсегда останутся в памяти его обитателей.

Послевоенные годы станут для Гилельса временем странствий: он играет в Италии, Франции, Великобритании, Венгрии, Чехословакии, Финляндии, Голландии… Его избирают почетным профессором Будапештской консерватории имени Ференца Листа, почетным членом Британской Королевской академии музыки, вручают «Золотую медаль Парижа» …. В списке дирижеров, с которыми выступает Гилельс, практически все крупнейшие имена ХХ века: Лорин Маазель, Джордж Селл, Зубин Мета, Курт Мазур, Георг Шолти, Леонард Бернстайн, Герберт фон Караян, который скажет однажды:

«Среди многих великих пианистов Эмиль для меня всегда номер один».

В газетных рецензиях кроме непосредственных впечатлений от концертов непременно упоминают и невероятный ажиотаж от одного предвкушения публики встречи с музыкантом – билеты раскупаются за месяцы до концертов, входы в залы охраняет полиция.

В 1955 году Гилельс, наконец, дебютирует в США. Жена пианиста запишет впечатления от первого американского концерта с Юджином Орманди и Филадельфийским оркестром:

«Маленькая с дощатым полом, душная и крошечная комнатушка – артистическая, откуда Эмиль Гилельс ушел на неведомую толпу. „Неведомый Русский!“ И возвратился победителем… После концерта реакция публики похожа на стадион во время национальной игры „Регби“, свист, рев толпы мощной и восторженной – им, казалось, нет конца. Все газеты разбросали шапки названий и эпитетов. „Первый советский музыкант, покоривший Америку!»

Гилельса приглашают Артуро Тосканини и Владимир Горовиц, Фриц Крейслер и … Александр Керенский. В США пианист выступит еще не раз: вместе с Леонардом Бернстайном будет играть в штаб-квартире ООН, с Джорджем Селлом и Кливлендским оркестром запишет все пять концертов Бетховена, даст десятки концертов на сцене Карнеги-холла… Но каков бы ни был напряженный гастрольный график, до конца 1960-х годов он не влияет на внутреннюю концертную жизнь Гилельса. По несколько раз за сезон он непременно играет в Большом зале Ленинградской филармонии. Фото с дарственной надписью:
Прекрасному оркестру Ленинградской филармонии Заслуженному коллективу республики
ко дню XX-летней концертной деятельности на добрую память, Эмиль Гилельс
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

За полвека, с 1934-го по 1984-й, Гилельс даст здесь 29 сольных концертов и более 55 раз выступит с оркестрами – чаще всего с ЗКР, но также с Симфоническим оркестром. На филармонических афишах разных лет отражается весь огромный репертуар Эмиля Гилельса. В его сольных программах – Бетховен и Моцарт, Шопен, Шуман и Лист, русская фортепианная музыка – Чайковский, Рахманинов, виртуозный «Исламей» Балакирева, которым в ранние годы Гилельс любил эффектно заканчивать выступления. Появляются в программах советские композиторы – Хачатурян, Кабалевский, Прокофьев, который восторженно отзывался об интерпретациях Гилельса своих сочинений. Нередко пианист играет и французских композиторов – от Рамо до Дебюсси и Пуленка, с которым был знаком.

Эмиль Гилельс в Голубой гостиной Ленинградской филармонии© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1950-е годы Гилельс играет в Большом зале сонатные вечера Бетховена. Все бетховенские концерты он исполняет 11 и 12 февраля и 3 и 4 марта 1956-го года с КР и Куртом Зандерлингом. Музыканты «обыгрывают» цикл перед записью концертов Бетховена с Чешским филармоническим оркестром в Праге. Причем, Зандерлинга до последнего момента не хотят выпускать на гастроли, но Гилельс заявляет, что не будет записываться ни с кем другим, и ему уступят. Едва ли кто-либо из советских музыкантов мог так же диктовать свои условия!

С главным дирижером филармонии Евгением Мравинским Эмиль Гилельс выступает нечасто – всего пять программ за все годы. Пять раз он играет и с Кириллом Кондрашиным, в том числе и вместе с Государственным симфоническим оркестром, выступает в Большом зале с Натаном Рахлиным, Евгением Светлановым, Неэме Ярви, Рудольфом Баршаем и Московским камерным оркестром. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Несколько раз на филармонических афишах рядом появляются имена Елизаветы и Эмиля Гилельс. Но брат и сестра не составляют семейного дуэта, а играют каждый свою программу по отделению. Зато в 1953-м году в Малом зале Эмиль Гилельс выступает в трио с мужем сестры, скрипачом Леонидом Коганом и с Мстиславом Ростроповичем, а в 1964-м году в Большом и Малом залах проходят вечера скрипичных сонат Бетховена в исполнении Когана и Гилельса. В мае 1973-го Эмиль Григорьевич выходит на сцену Малого зала вместе с дочерью Еленой: с Ленинградским Камерным оркестром они играют двойной фортепианный концерт Моцарта.

В это время пианист приезжает в Ленинград значительно реже: в хронографе его концертов в Большом зале пропущены сразу семь лет – с 1971-го по 1978-й. Тем с большим нетерпением ждала ленинградская публика великого пианиста. Эмиль Гилельс и Кирилл Кондрашин© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

31 мая 1984 года он играет здесь последний сольный концерт. В программе сонаты Скарлатти, сюита Pour le piano Дебюсси и Соната № 29 (Хаммерклавир) Бетховена. Через несколько дней, 2 и 3 июня, Гилельс выступает с Куртом Зандерлингом. Дирижер давно живет в Германии, и это будут его прощальные концерты с Заслуженным коллективом, с которым связаны долгие годы совместной работы. Последними окажутся эти выступления в Большом зале и для Эмиля Гилельса. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Об исполнительской манере, о жизни и творчестве пианиста написаны сотни статей, несколько книг, сняты документальные фильмы, собраны воспоминания. Сам Эмиль Гилельс говорил: «Мой памятник – мои пластинки». К счастью, записывался он действительно невероятно много. К столетию со дня рождения музыканта, в 2016-м году комплекты дисков с записями Гилельса были изданы в России и Германии. Сохранились и фрагменты ленинградской «филармонической» биографии пианиста – записи с концертов Эмиля Гилельса в Большом зале филармонии. Лучше любых слов они рассказывают о феномене музыканта.

О. Р.


ВИДЕО

Элисо Вирсаладзе об Эмиле Гилельсе и Святославе Рихтере

Элисо Вирсаладзе об Эмиле Гилельсе и Святославе Рихтере

Леонид Гаккель о коллективистском даре и музыкальном аристократизме Эмиля Гилельса

Леонид Гаккель о коллективистском даре и музыкальном аристократизме Эмиля Гилельса




Другие материалы

Святослав Рихтер

Святослав Рихтер

Фортепиано 1915–1997
Элисо Вирсаладзе

Элисо Вирсаладзе

Фортепиано 1942–наст. время

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»