Персоны

Артур Рубинштейн

1887–1982
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Артур Рубинштейн

Биография

Рубинштейн Артур / Arthur Rubinstein – польский и американский пианист.

Один из самых известных исполнителей XX века, Рубинштейн провел на концертной сцене рекордный срок – почти 80 лет: в 1897-м десятилетним мальчиком он дебютировал с Берлинским симфоническим оркестром, а последнее выступление музыканта состоялось в Лондоне в 1976 году. Между этими двумя датами – выступления с лучшими оркестрами, совместное музицирование с блестящими партнерами – Пабло Казальсом, Эженом Изаи, Яшей Хейфецем, десятки премий и наград, гастроли по всему миру, в том числе и в России.

К моменту основания Ленинградской филармонии Рубинштейн уже успел выступить на сцене Дворянского собрания. Его концерту 1911 года предшествовала любопытная история: в 1909-м музыкант стал участником Пятого (и последнего) конкурса пианистов имени своего однофамильца, Антона Рубинштейна, который проходил в Петербургской консерватории. Конкурсная программа польского пианиста вызвала бурные овации публики и восхищение членов жюри, однако премию музыкант не получил, ее присудили Альфреду Хёну, который, по слухам, имел рекомендательные письма от герцога Гессенского к своей сестре – императрице Александре Федоровне.

Справедливости ради, нужно заметить, что сам Рубинштейн считал Хёна достойным соперником. Но шум вокруг «не присуждения» Рубинштейну премии дошел до Сергея Кусевицкого. Возмущенный решением жюри, дирижер тут же приглашает Рубинштейна выступить в своей антрепризе в Москве и Петербурге и предлагает гонорар, до копейки совпадающий с призовым фондом конкурса. Пианист, разумеется, принимает предложение, и 19 октября 1911 года в зале Дворянского собрания под управлением Кусевицкого он играет Четвертый концерт Антона Рубинштейна, а также балладу № 3 и полонез As-dur Шопена.

В следующий раз пианиста ждали на этой сцене весной 1929 года: в абонементе Ленинградской филармонии были заявлены четыре его концерта. Но музыкант не приехал, вместо него играли австрийский пианист Зигфрид Шульце, выступавший в апреле в ансамбле с Брониславом Губельманом, и приглашенный из Берлина на экстренную замену Франц Осборн.

Выступления самого Рубинштейна в Большом зале перенеслись на 1930-е годы.

27 октября 1932-го он дает здесь сольный концерт, в программе – Шопен, Appassionata Бетховена и пьесы Вила-Лобоса, Альбениса и де Фальи, музыку которых он открыл для себя после гастролей в Латинскую Америку и Испанию в 1916–1917 годах. 29 октября играет с оркестром под управлением Александра Гаука концерт № 2 Брамса. Выступления пианиста посещают его знакомые еще по дореволюционным годам музыканты: в Москве – Генрих Нейгауз, в Ленинграде – Сергей Прокофьев. Позднее, описывая в мемуарах свои гастроли в СССР начала 1930-х, среди трагикомических бытовых зарисовок, Артур Рубинштейн отметит, что ленинградская публика была гораздо более приветлива, чем московская, и вообще мало изменилась с царских времен.

В следующем сезоне пианист приезжает уже на четыре концерта: это был польский десант в Большом зале – кроме Рубинштейна тогда же выступала сопрано Эва Бандровска-Турска и дирижер Гжегож Фительберг, хорошо знакомый старшему поколению музыкантов оркестра, которым он руководил в 1920 году. Под управлением Фительберга 11 мая 1934 года Артур Рубинштейн единственный раз сыграет с Филармоническим оркестром – Концерт № 2 Шопена. А 7, 13 и 19 мая он даст три клавирабенда, исполнив кроме Шопена сонату Листа, «Карнавал» Шумана, пьесы Дебюсси, Равеля, Пуленка, Скрябина, Альбениса. Сыграет и «Петрушку» Стравинского – фортепианную транскрипцию трех пьес композитор сделал специально для Артура Рубинштейна в 1921 году.

После одного из концертов пианист, побывавший с гастролями в невероятном количестве городов и стран, признался:

«Я знаю только три зала в мире, где всё – акустика, архитектура, свет – создает удивительную и величавую атмосферу. Первый из них – Большой зал Ленинградской филармонии».

Через год, в марте 1935-го, пианист приезжает на еще один сольный концерт, а затем его имя надолго исчезает из филармонической афиши. Спустя много лет, в 1964-м, Артур Рубинштейн в последний раз посетит СССР, и даст еще два сольных концерта в Большом зале.

О. Р.


Концерты

  • 27 октября 1932

    (анонс)

    Фортепианный вечер (Klavierabend)
    Артур Рубинштейн

    В программе: Бах–Бузони, Бетховен, Шопен, Вилла-Лобос, Альбенис, Фалья

  • 29 октября 1932

    («Ленинградские театры», Репертуарно-программный справочник)

    Симфонический концерт
    Брамс
    Дирижер – Александр Гаук

    Брамс. Академическая торжественная увертюра. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 1

  • 7 мая 1934

    (афиша)

    Фортепианный вечер (Klavierabend)
    Артур Рубинштейн

    В программе: Бах, Бетховен, Шопен, Шуман, Альбенис, Гранадос (без указания произведений)

  • 11 мая 1934

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Григорий Фительберг (Польша)

    Чайковский. Симфония № 4. Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Вейсберг. Три отрывка из оперы «Гюльнара». Старокадомский. Концерт для большого оркестра

  • 13 мая 1934

    (анонс)

    Фортепианный вечер (Klavierabend)
    Артур Рубинштейн (Польша)

    В программе: Бах–д’Альбер, Франк, Шуман, Мациевский, Деюсси, Скрябин, Альбенис

  • 19 мая 1934

    (анонс)

    Фортепианный вечер (Klavierabend)
    Артур Рубинштейн (Польша)

    В программе: Шопен, Лист, Пуленк, Равель, Стравинский

  • 14 марта 1935

    (анонс)

    Фортепианный вечер (Klavierabend)
    Артур Рубинштейн (Польша)

    Шопен. Полонез-фантазия № 7. Скерцо № 3. Колыбельная. Соната № 3. Дебюсси. «Маски». «Отражения в воде». Прелюдия. Альбенис. «Заклинание». «Navarra». Лист. «Погребальное шествие». Мефисто-вальс



«‎Ленинградская правда»‎

О концертах 7, 11, 13 и 19 мая 1934 в БЗФ 21 мая 1934

«Вечерняя Красная газета»

О концерте 15 марта 1935 в БЗФ 19 марта 1935



Другие материалы

Александра Росницкая

Александра Росницкая

Меццо-сопрано 1895–1982
Павел Румянцев

Павел Румянцев

Баритон 1894–1962

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»