Персоны
Сергей Кусевицкий
Биография
Кусевицкий Сергей Александрович – русский и американский дирижер, контрабасист, в 1917–1920 – главный дирижер Государственного (Филармонического) оркестра.
Сергей Кусевицкий – уникальная личность в истории мировой музыкальной культуры. Выдающийся контрабасист (в ансамбле с ним выступали Рахманинов, Скрябин,
Собинов, Шаляпин), дирижер (дебютировал с Берлинским филармоническим в 1908-м, исполнив музыку Чайковского, Танеева,
Глиэра и Первый концерт Рахманинова с автором за роялем), издатель (в 1909 годy основал «Российское музыкальное издательство», где впервые были опубликованы сочинения Скрябина,
Прокофьева, Метнера, Стравинского), пропагандист современной музыки и мощный концертный импресарио, организовавший в Москве собственный оркестр, с которым выступал в Москве и Петербурге, гастролировал по Волге. Свою активную деятельность Кусевицкий продолжил и после эмиграции из СССР в 1920 году: проводил ежегодные симфонические «Концерты Кусевицкого» в Париже (1921–1928), сменил
Пьера Монтё на посту руководителя Бостонского симфонического оркестра (1924–1949), в 1936 основал летний фестиваль и знаменитую академию «Тэнглвуд», был одним из первых исполнителей Седьмой симфонии
Шостаковича, возглавил Американо-советское музыкальное общество. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Важнейшим начинанием русского периода жизни музыканта был основанный им в 1909 году в Москве симфонический оркестр, с которым в двух столицах он устраивал знаменитые серии – «Концерты Сергея Кусевицкого». В Петербурге они в течение семи сезонов (1909–1916) проходили в Дворянском собрании, и это увлекательнейшая страница истории зала. Серьезные программы с очевидным просветительским посылом включали цикл симфоний Бетховена, серию концертов музыки Баха (как указано в анонсе: «Первыя Баховскiя торжества въ Россiи»), премьеры «Петрушки» (фрагментов) и «Весны священной» Стравинского, сочинений Регера, Гречанинова, скрипичного концерта Элгара, исполненного Фрицем Крейслером, и фортепианного концерта Феруччо Бузони с автором за роялем.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Среди других знаменитых солистов были Артур Рубинштейн, Артур Шнабель, Анри Марто, солисты императорских театров Антонина Нежданова, Леонид Собинов, Иван Ершов, Евгения Збруева… Солистом выступал и сам Кусевицкий, не забросивший еще контрабас.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Под его управлением проходило и большинство концертов, хотя изредка он приглашал дирижеров-гастролеров, а 27 ноября 1913 года оркестром Кусевицкого дирижировал авторской программой Клод Дебюсси. Постоянным хоровым коллективом петербургских серий был Хор Александра Архангельского, при его участии в программах «Концертов Кусевицкого» прозвучали Фауст-симфония Листа и «Манфред» Шумана, «Осуждение Фауста» Берлиоза, «Прометей» Скрябина, «Колокола» Рахманинова и «По прочтении псалма» Танеева, кантаты Баха, Реквием Верди, Торжественная месса и симфония № 9 Бетховена. Для ее исполнения Кусевицкий пригласит Хор Архангельского и в концерт 3 октября 1918 года уже с другим коллективом – бывшим Придворным, будущим Филармоническим, а на тот момент – Государственным оркестром. Его директором, а фактически главным дирижером и музыкальным руководителем Сергей Кусевицкий будет официально назначен 15 мая 1917 года.
Февральскую революцию Кусевицкий приветствует. И за новое дело берется со свойственной ему энергией и энтузиазмом. «Первый симфонический концерт под управлением директора Государственного симфонического оркестра Сергея Кусевицкого» состоится 30 сентября 1917 года. Порядковым номером Кусевицкий обозначал и концерты своей антрепризы, проходившей в Дворянском собрании в 1909–1914 годах, что объединяло концерты в некую серию, своего рода абонемент. Так же были спланированы и программы с Государственным оркестром.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Кусевицкий начал со Скрябина. Он играл его четыре вечера подряд – 30 сентября и 2 октября, повторив 5 и 9 октября. Это не удивительно. Со Скрябиным Кусевицкий был дружен. Он дирижировал его симфониями и поэмами, премьерой «Прометея» с автором за роялем в Москве 2 марта 1911 года, через неделю, 9 марта, в Петербурге в зале Дворянского собрания, а затем в Берлине и Лондоне. Скрябинские программы 1917 года проходят в помещении Офицерского собрания – зале Армии и Флота, но уже 16 октября Государственный оркестр играет под управлением Кусевицкого в зале Капеллы монографию Рахманинова (с ним дирижер тоже тесно связан). Следующий, 6-й концерт цикла (Чайковский) анонсирован на 30 октября, но состоится лишь 20 ноября: ход событий нарушит новая – Октябрьская – революция. Советскую власть Кусевицкий не принимает демонстративно.
Автор монографии «Сергей Кусевицкий. Русские годы» (М.: «Языки славянской культуры», 2004) Виктор Юзефович утверждает, что Госоркестр играл под управлением Кусевицкого экстренный концерт уже на следующий день после переворота – 26 октября (8 ноября по новому стилю). Приводит он свидетельства и других выступлений музыкантов, не сохранившихся в архивах филармонии, но подтвержденных иными источниками.
В подшивках газет Юзефович, в частности, обнаружил текст открытого письма Кусевицкого в прессу от 10/23 ноября 1917 года, которое публикует в монографии (с. 361):
«Прошу уделить место в Вашей уважаемой газете нижеследующему моему заявлению:
В кругах, близких к Государственному оркестру и интересующихся его жизнью, распространился пущенный некоторыми лицами слух, будто бы я, стоящий во главе этого оркестра, ''вошел в полный контакт'' с правительством ''народных комиссаров''; при этом самый факт, что я при данных обстоятельствах продолжаю давать концерты, те же лица считают доказательством моей готовности ''примириться'' с существующим ''строем'' нашей жизни, т. е. признать его легальным и нормальным. Все это совершенно ложно. Как я вполне определенно высказался в первые же дни последнего переворота, – ни о каком "контакте" между мной и фактической новой властью не может быть и речи; наряду со всеми сознательными русскими гражданами, я подчиняюсь только тому правительству, которое будет установлено Учредительным Собранием; а до этого буду по-прежнему руководить Государственным оркестром – при том непременном условии, что никакая новая "власть" ни в какой форме не станет вмешиваться в дела этого учреждения.
Что касается концертов, то я продолжаю давать их, разумеется, не во имя утверждения воцарившегося у нас режима грубейшего произвола и насилия, а во имя тех избранных, чутких представителей нашего изстрадавшегося общества, для которых музыка – то же, что хлеб насущный, и которые в стихии искусства ищут хотя бы кратковременного отдыха от захватившей нас отвратительной стихии зверства и хамства.
Сергей Кусевицкий».
Но с оркестром Кусевицкий работает все реже. Из запланированной им на сезон 1917/1918 серии состоится 18 концертов. Кусевицкий дирижировал первые восемь вечеров и последний концерт – 20 мая 1918 года. Он пройдет в зале Дворянского собрания (так от руки красными чернилами исправлено анонсированное прежде место проведения – Капелла). В программах Кусевицкого вслед за Скрябиным и Рахманиновым идут монографии Чайковского, Грига, смешанные вечера – с музыкой Монтеверди, Гайдна, Моцарта, Бетховена.
В следующем сезоне 1918/1919 директор Государственного оркестра работает с коллективом эпизодически, все чаще уезжая в Москву. В Петрограде в зале Народного (Дворянского) собрания он открывает сезон 19 сентября 1918 года циклом из четырех концертов, посвященных Бетховену, где исполняет все симфонии, за исключением первой и второй, и, кроме двух январских «Народных концертов», больше с оркестром не выступает. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Он не участвует ни в одной из идеологических программ, не выходит на одну сцену с народными комиссарами, которым нравится выступать перед концертами. Уже эмигрировав, Кусевицкий вспоминал, как во время репетиции мелкий советский чиновник, инспектируя работу оркестра, поинтересовался, кто сидит по правую, а кто по левую руку от дирижера. Услышав в ответ, что слева – первые скрипки, а справа вторые, он возмущенно заявил, что вторых скрипок в советском оркестре быть не может, и распорядился убрать их из коллектива. Подобных историй, больше похожих на анекдот, немало накопилось и в филармоническом фольклоре, все они, пусть и чуть приукрашенные, правдивы.
Могло ли такое вмешательство в жизнь оркестра устроить Кусевицкого – эстета и профессионала, знающего себе цену? Разумеется, нет. Работа с Государственным оркестром была его единственной формой сделки с советской властью, и дирижер рассчитывал на соблюдение своих условий, на которых сделка была заключена. Условия выполнены не были.
В следующем сезоне 1919/1920 Сергей Кусевицкий появляется лишь в мае: 13, 16 и 20 он дает три концерта в зале Народного собрания (в скобках указано: б. Дворянского Собрания) из произведений Гайдна, Бетховена и Вагнера, Дебюсси, Скрябина и Лурье. В день концерта 20 мая заместителем Кусевицкого назначают
Гжегожа Фительберга. Кандидатуру, очевидно, согласовывают с Кусевицким. Почти сразу же он уезжает из России, формально – по делам своего издательства, но, как писал вскоре после произошедших событий автор одной из первых статей о коллективе, «никто не питал иллюзий относительно его возвращения»[1]. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
В Россию Кусевицкий действительно больше не вернется. Распоряжение о его отчислении от занимаемой должности в Наркомпросе подпишут спустя год: 26 мая 1921 года. Это будет уже начало филармонической истории оркестра.
И. Р.
Cсылки
Концерты до 1921 года
-
«Концерты Сергея Кусевицкого»
В зале Дворянского собрания (хронограф публикуется по архивам Филармонии, с сохранением элементов стиля и орфографии)1909–1916 -
Сезон 1909/1910
В первом сезоне состоялось 9 концертов, 6 из них провел Кусевицкий. (В архиве Филармонии программы этого сезона не обнаружены) -
10 ноября 1910 (среда)
II симфонический концерт Под управлением Сергея Кусевицкаго. С участием Л. Вюльнера, Г. Гроумъ, В. Петрихъ, Э. Липе, А. Андреева-Вергина и хора АрхангельскагоШуман. Симфония № 4 ре минор, соч. 120 Шуман. «Манфред», увертюра ми-бемоль минор, соч. 115 -
24 ноября 1910 (среда)
III симфонический оркестр Под управлением Сергея Кусевицкаго. С участием Фрица КрейслераШуберт. Симфония № 5 си-бемоль мажор Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 61 Лядов. «Баба-Яга», музыкальная картинка для оркестра, соч. 56 Конюс. Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч. 1 Глазунов. «Песнь Судьбы», драматическая увертюра, соч. 84 -
8 декабря 1910 (среда)
IV симфонический концерт. Под управлением Виллема Менгельберга (подписан карандашом вместо заявленного Оскара Фрида) С участием Николая Метнера (фортепиано), артистов Императорских театров А. В. Неждановой, Е. И. Збруевой, И. А. Алчевскаго, В. Касторскаго и хора АрхангельскагоБетховен. «Кориолан», увертюра до минор, соч. 62 Бетховен. Симфония № 1 до мажор, соч. 21 Бетховен. Симфония № 9 для солистов, хора и оркестра ре минор, соч. 125[в программе был намечен Концерт № 4 для фортепиано с оркестром. G-dur. Op. 58 в исполнении автора; из-за конфликта на репетиции с Менгельбергом Метнер выступать отказался, и концерт был заменен Первой симфонией Бетховена. См. книгу Юзефовича. С. 187] -
19 января 1911 (среда)
V симфонический концерт Под управлением Сергея Кусевицкаго С участием Артура РубинштейнаРимский-Корсаков. «Шехеразада», симфоническая сюита, соч. 35 Рубинштейн. Концерт для фортепиано с оркестром № 4 ре минор, соч. 70 Шопен. Баллада № 3 ля-бемоль мажор, соч. 47 Шопен. Полонез ля-бемоль мажор «Героический», соч. 53 Скрябин. «Поэма экстаза» для большого оркестра до мажор, соч. 54 -
2 февраля 1911 (среда)
VI симфонический концерт Под управлением придворного капельмейстера в Мангейме Артура Боданского. С участием М. Дебожи и М. БихтераРегер. Вариации и фуга на тему Гиллера для оркестра, соч. 100 Глюк. Речитатив и ария Альцесты из оперы «Альцеста» («Non, ce n’est pas un sacrifice») Вагнер. «Зигфрид–идиллия» для симфонического оркестра ми мажор Берлиоз. «Absence» Франк. «Шествие» (La Procession) для голоса с оркестром Лист. «Как дух Лауры» на стихи В. Гюго Вагнер. Увертюра к опере «Летучий голландец» («Моряк-скиталец») -
16 февраля 1911 (среда)
VII симфонический концерт Под управлением Эрнста Вендель. С участием Сергея КусевицкагоМоцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро» Моцарт–Кусевицкий. Концерт для фагота с оркестром си-бемоль мажор (в переложении для контрабаса с оркестром) Бах. Бранденбургский концерт № 2 фа мажор Брух. «Kol nidrei», вариации для виолончели с оркестром, соч. 47 Брамс. Симфония № 4 ми минор, соч. 98 -
27 сентября 1911 (вторник)
I Цикл концертов из произведений Бетховена, I концерт (программа с анонсом следующего концерта) Под управлением Сергея Кусевицкаго при участии оркестра С. КусевицкагоБетховен. Симфония № 1 до мажор, соч. 21 Бетховен. Симфония № 2 ре мажор, соч. 36 Бетховен. Симфония № 3 ми-бемоль мажор «Героическая», соч. 55 -
28 сентября 1911 (среда)
I Цикл концертов из произведений Бетховена, II концерт (программа с анонсом следующего концерта) Под управлением Сергея Кусевицкаго, при участии Леопольда Ауэра и оркестра С. КусевицкагоБетховен. Симфония № 4 си-бемоль мажор, соч. 60 Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 61 Бетховен. Симфония № 5 до минор, соч. 67 -
30 сентября 1911 (пятница)
I Цикл концертов из произведений Бетховена, III концерт (программа с анонсом следующего концерта) Под управлением Сергея Кусевицкаго, при участии Александра Гольденвейзера и оркестра С. КусевицкагоБетховен. Симфония № 6 фа мажор «Пасторальная», соч. 68 Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 61 Бетховен. Симфония № 7 ля мажор, соч. 92 -
1 октября 1911 (суббота)
I Цикл концертов из произведений Бетховена, IV концерт (программа с анонсом абонементных симфонических концертов) Под управлением Сергея Кусевицкаго, при участии М. Буткевичъ, Е. Збруевой, В. Ростовскаго, В. Касторскаго, оркестра С. Кусевицкаго и хора АрхангельскагоБетховен. Симфония № 8 фа мажор, соч. 93 Бетховен. Симфония № 9 для солистов, хора и оркестра ре минор, соч. 125 -
19 октября 1911 (среда)
I симфонический концерт Под управлением Сергея Кусевицкаго, с участием А. Неждановой, Р. Лорта, оркестра С. Кусевицкаго и хора АрхангельскагоР. Штраус. «Так говорил Заратустра», симфоническая поэма для большого оркестра по Ф. Ницше, соч. 30 Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», прелюдия к эклоге С. Малларме, соч. 86 Дебюсси. Речитатив и ария Лии из кантаты «Блудный сын», соч. 57 Скрябин. «Прометей» («Поэма огня»), симфоническая поэма для оркестра, фортепиано и хора, соч. 60 -
2 ноября 1911 (среда)
II симфонический концерт Под управлением Сергея Кусевицкаго, с участием Юлии Кульпъ и М. БихтераБах. Концерт ре мажор (инструментовано М. Штейнбергом) Бетховен. Увертюра из музыки к трагедии Гёте «Эгмонт», соч. 84 Бетховен. «Аделаида» на стихи Матиссона, соч. 46 Бетховен. «Песни Клерхен» из музыки к драме «Эгмонт» на стихи И. Гёте Глазунов. Симфония № 8 ми-бемоль мажор, соч. 83 -
16 ноября 1911 (среда)
III симфонический концерт Под управлением Эрнста Вендель, с участием Эмиля Зауэра, И. Ершова и хора АрхангельскагоЛист. XIII псалом для тенора, хора и оркестра Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми-бемоль мажор Лист. «Фауст-симфония» для тенора, мужского хора и оркестра -
30 ноября 1911 (среда)
IV симфонический концерт Под управлением Сергея Кусевицкаго, с участием Фрица КрейслеръГайдн. Симфония № 13 ре мажор Брамс. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 77 Мендельсон. Скерцо из музыки к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь», соч. 61 Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром ми минор, соч. 64 Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» -
14 декабря 1911 (среда)
V симфонический концерт Под управлением Сергея Кусевицкаго, с участием Л. СобиноваРимский-Корсаков. «Антар», симфоническая сюита (Симфония № 2), соч. 9 Римский-Корсаков. Речитатив и ария Садко из I картины оперы «Садко» Римский-Корсаков. «Ночь на горе Триглаве», симфоническая сюита из музыки к III акту оперы-балета «Млада» -
12 января 1911 (среда)
VI симфонический концерт Под управлением А. Боданского, с участием М. Я. Будкевич, Э. РислеръШуберт. «Розамунда», увертюра из музыки к пьесе Г. фон Шези Малер. Симфония № 4 для оркестра и сопрано-соло соль мажор Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 3 до минор, соч. 37 Бетховен. «Леонора» № 3, увертюра до мажор, соч. 72b -
25 января 1911 (среда)
VII симфонический концерт Под управлением Сергея Кусевицкаго, с участием М. Эльманъ и оркестра С. КусевицкагоЧайковский. Серенада для струнного оркестра до мажор, соч. 48 Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35 Чайковский. Симфония № 5 ми минор, соч. 64 -
17 октября 1912 (среда)
I симфонический концерт (программа) Под управлением Сергея Кусевицкаго, при участии Ферручио Бузони и оркестра С. КусевицкагоБетховен. Симфония № 4 си-бемоль мажор, соч. 60 Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5 ми-бемоль мажор, соч. 73 Вагнер. «Вакханалия» из оперы «Тангейзер» Лист. «Пляска смерти», парафраза на тему Dies Irae для фортепиано с оркестром Берлиоз. «Римский карнавал», увертюра для большого оркестра, соч. 9 -
18 октября 1912 (четверг)
Вечер из произведений Бетховена (афиша) Под управлением Сергея Кусевицкаго, с участием И. Добровейн, Г. Кристман, Л. Кобеляцкой, З. а. Имп. Театр. И. Ершова, Г. Боссэ, хора А. Архангельского и оркестра С. КусевицкагоБетховен. Увертюра из музыки к трагедии Гёте «Эгмонт», соч. 84 Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4 соль мажор, соч. 58 Бетховен. Симфония № 9 для солистов, хора и оркестра ре минор, соч. 125 -
12 декабря 1912 (среда)
V симфонический концерт (программа с анонсом следующего концерта цикла) Под управлением Сергея Кусевицкаго, с участием Л. Вюльнеръ, А. Вюльнеръ-Гофманнъ, К. Майеръ, В. Валентиновой-Андреевской, А. Требинской, Г. Александрович, хора А. Архангельского и оркестра С. КусевицкагоБрамс. «Песня судьбы» для хора с оркестром на текст Гёльдерлина, соч. 54 Вольф Х.. «Огненный всадник» («Feuerritter»), баллада для хора с оркестром на слова Э. Мёрике (пер. В. Коломийцева) Шуман. «Манфред», увертюра ми-бемоль минор, соч. 115 -
9 января 1913 (среда)
VI симфонический концерт (программа с анонсом следующего концерта цикла) Под управлением Артура Боданского, с участием Анри Марто и оркестра С. КусевицкагоМалер. Симфония № 7 ми минор Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 61 -
23 января 1913 (среда)
VII симфонический концерт (программа с анонсом следующего концерта цикла) Под управлением Сергея Кусевицкаго, с участием Ф. Крейслер и оркестра С. КусевицкагоСметана. Увертюра к опере «Проданная невеста» Элгар. Концерт для скрипки с оркестром си минор, соч. 61 (1-е исполнение) Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина» Лядов. «Баба-Яга», музыкальная картинка для оркестра, соч. 56 Стравинский. Фрагменты из музыки балета «Петрушка» (1-е исполнение) -
6 февраля 1913 (среда)
VIII симфонический концерт (программа) Под управлением Сергея Кусевицкаго, при участии С. Андреевской-Акимовой, з. а. Императорских театров И. Ершова, Г. Боссэ, И. Мозжухина, хора А. Архангельского и оркестра С. КусевицкагоВагнер. «Летучий Голландец» Вагнер. «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнер. «Кольцо Нибелунга» Вагнер. «Парсифаль» -
28 сентября 1913 (суббота)
III (последний) камерный вечер, посвященный произведениям П. И. Чайковского При участии М. Мейчика, К. К. Григоровича, С. Э. Буткевича и з. а. Императорских театров И. В. ТартаковаЧайковский. Большая соната для фортепиано соль мажор, соч. 37 Чайковский. «Разочарование» на стихи П. Коллена (пер. А. Горчаковой), соч. 65 № 2 Чайковский. «Ни слова, о друг мой» на стихи М. Гартмана (пер. А Плещеева), соч. 6 № 2 Чайковский. «Осень» на стихи А. Плещеева, соч. 54 № 14 Чайковский. «Благословляю вас, леса» на стихи А. Толстого, соч. 47 № 5 Чайковский. «Средь шумного бала» на стихи А. Толстого, соч. 38 № 3 Чайковский. Фортепианное трио «Памяти великого артиста» ля минор, соч. 50