Персоны
Николай Метнер
Биография
Метнер Николай Карлович – композитор, пианист.
Окончив в 1900 году с золотой медалью Московскую консерваторию в фортепианном классе Василия Сафонова, получив в том же году первую премию на Международном конкурсе пианистов А. Рубинштейна в Берлине, Метнер выбрал композиторский путь. В консерватории он посещал класс теории (Н. Кашкин) и оркестровки (А. Аренский), но фактически, как композитор, был самоучкой. Получив две премии имени М. И. Глинки – в 1909-м за вокальный цикл на стихи Гёте, а в 1916-м – за фортепианные сонаты, он так и не стал любимцем публики и критики: в это время на русской сцене царили Скрябин и Рахманинов, а вслед за ними – Стравинский и Прокофьев. В Москве у Метнера есть круг почитателей и единомышленников, но его неприятие новых, модернистских течений в музыке оставляет композитора в изоляции.
Одиночество он ощущает и в Германии, куда эмигрирует с женой в 1921 году, и в Париже, где поселился в 1925-м после гастрольного тура по городам США, организованного для Метнера Рахманиновым, – он и в дальнейшем будет поддерживать Метнера. Композитор тоскует по России, его родиной и верой остается музыка.
Своей неразделенной современниками философией музыкального творчества Метнер делится в небольшой книге «Муза и мода (защита основ музыкального искусства)», которая выходит в Париже в 1935 году. В предисловии композитор пишет:
«Я хочу говорить о музыке, как о родном для каждого музыканта языке. Не о великом музыкальном искусстве – оно само за себя говорит – а о почве и корнях его. О музыке, как о некой стране, нашей родине, определяющей нашу музыкантскую национальность, т. е. музыкальность; о стране, в отношении к которой все наши «направления», школы, индивидуальности являются лишь сторонами… […] Заранее предупреждаю: я верю не в свои слова о музыке, а в самую музыку. Я хочу поделиться не своими мыслями о ней, а своей верой в нее».
Признание приходит к композитору во второй половине жизни: в 1928-м он едет на гастроли в Лондон, с большим успехом играет свой Второй фортепианный концерт, ему присуждают звание почетного члена Королевской музыкальной академии. В 1935 году Метнер переезжает в Лондон окончательно. Уже после войны, в 1946-м, индийский Махараджа княжества Майсур – филантроп, исследователь индийской музыки и поклонник композитора, создает в Лондоне «Метнеровское общество». Благодаря этому в последние годы жизни Метнер записывает свои три фортепианных концерта, несколько сонат и ряд камерных сочинений, в том числе четыре песни с Элизабет Шварцкопф.
На родине Метнера начинают чтить, по обыкновению, после смерти. В 1959-м приступают к изданию полного собрания его сочинений, а уже в 2000-х выходят серьезные монографические исследования [1], проводятся фестивали (именной фестиваль Метнера организовал пианист Борис Березовский в 2006 и 2007 годах).
Но единственный приезд композитора в Советский Союз в 1927 году вызвал огромный интерес. Особенно ностальгировала Москва, с восторгом принявшая Метнера. Ждали его и в Ленинграде: для многих посетителей Филармонии приезд Метнера был хрупким мостом в прошлую, дореволюционную жизнь. Публика Метнера не забыла: в 1920-е годы в Филармонии его сочинения играли Мария Юдина, Владимир Горовиц, Владимир Софроницкий, Самуил Фейнберг, Герман Бик, Генрих Нейгауз.
19 марта 1927 года сам композитор исполнил с Филармоническим оркестром под управлением Александра Гаука Фортепианный концерт до минор (№ 1), а 24 марта сыграл сольную программу.
После концерта с оркестром Николай Карлович Метнер оставил запись в «Золотой книге»:
«На память о совместномъ выступленiи 19-го марта 1927 года.
Съ благодарностью
Н. Метнер».
И. Р.
Концерты
-
19 марта 1927
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр Гаук
Солист – Николай МетнерЧайковский. Интродукция и фуга из Сюиты для оркестра № 1. Метнер. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Пащенко. Симфония № 3
-
24 марта 1927
Klavierabend
Николай МетнерМетнер. I часть сонаты фа минор. «Сельский танец», «Грациозный танец», «Вечерняя песня», «Праздничный танец» из цикла «Забытые мотивы». Импровизация № 2. Сказка си минор (соч. 34). Сказка ми минор (соч. 34). Сказка си минор (соч. 20)