Персоны

Дмитрий Шостакович

1906–1975
© Wikimedia Commons
Дмитрий Шостакович

Биография

Шостакович Дмитрий Дмитриевич – композитор, пианист, педагог.

Судьба Шостаковича неразрывно связана с Петербургской филармонией. Выпускник Петроградской консерватории по классу фортепиано Леонида Николаева (1923) и (уже Ленинградской) по классу композиции Максимилиана Штейнберга (1925) с ранней юности был завсегдатаем концертов Большого зала. С 1926 года слушатель Дмитрий Шостакович становится важнейшей фигурой филармонической концертной жизни. 12 мая 1926 года премьерой Первой симфонии 19-летнего автора, исполненной под управлением Николая Малько, начинается композиторская биография Шостаковича; 2 декабря 1926 года в Малом зале (ныне Бетховенское фойе БЗФ) состоится дебют Шостаковича-пианиста: в концерте организованной в 1926 году при Филармонии Ассоциации современной музыки (Шостакович – ее активный участник) он играет свою только что написанную фортепианную сонату, ор. 12.

Соната войдет в программу выступления Шостаковича на Первом международном конкурсе пианистов в Варшаве (1927), где он получит диплом. Сразу же после конкурса Шостакович будет играть в Филармонии в камерных и симфонических концертах. В 1928-м он аккомпанирует Лидии Вырлан на ее сольном вокальном вечере в Малом зале. 23 ноября 1927 года впервые выступит с Филармоническим оркестром – под управлением Фрица Штидри вместе с Гавриилом Поповым сыграет Концерт ми-бемоль мажор Моцарта. Уже через три дня, 26 ноября, он солирует в Первом концерте Чайковского (дирижирует Николай Малько), а 3 февраля 1929 года – в Концерте № 1 Прокофьева (дирижер Георгий Шейдлер). В дальнейшем с оркестром Шостакович выступает только как исполнитель своего Первого фортепианного концерта – на премьере в 1933 году под управлением Штидри, затем Дранишникова, Рабиновича, Элиасберга, а последний раз – 18 марта 1939 года – Грикурова.

До 1940 года Шостакович принимает участие в концертах класса своего консерваторского профессора Леонида Николаева, где играет и сольные пьесы (Шопен, Лист), и сочинения для двух фортепиано – в дуэте с Софроницким и Рензиным Концерт класса Леонида Николаева
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Несколько раз он исполняет в Большом зале с Квартетом имени Глазунова свой фортепианный квинтет – в январе 1941-го (дважды) и 6 февраля 1947-го: это была встреча кандидата в депутаты Верховного Совета РСФСР Д. Д. Шостаковича с избирателями Дзержинского округа и, одновременно, последнее выступления Дмитрия Шостаковича-пианиста на сцене Большого зала. После открытия в 1949 году Малого зала имени Глинки Шостакович будет часто играть здесь, но только свою музыку, в том числе на премьерах.

Даты премьер новых сочинений композитора в Большом и Малом залах – вехи не только совместной биографии Шостаковича и Ленинградской филармонии, но и истории страны. Для власти он родился как нельзя кстати. Его почти сразу же назначили главным композитором Советского Союза. И счастье, что это был именно Шостакович.             Вкладыш в программку от 12 мая 1926 года, премьера Первой симфонии.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Первое исполнение его Симфонии – дипломной консерваторской работы – состоялось в концерте премьер молодых композиторов. Наряду с Шостаковичем в программе были сочинения Иосифа Шиллингера и Юлии Вейсберг. Кто, кроме знатоков, сейчас помнит эти имена? Выбор власти оказался безошибочным. Уже с Первой симфонией к молодому композитору приходит международная известность: 22 ноября 1927 года ее исполняет в Берлине Бруно Вальтер (автору едва исполнился 21 год), затем Отто Клемперер, а еще через год, 2 ноября 1928 года, Леопольд Стоковский впервые представит симфонию в США.

В Ленинградской филармонии премьеры симфоний Шостаковича становятся важнейшими событиями. В Большом зале впервые Филармоническим оркестром будут исполнены восемь из пятнадцати симфоний композитора. Все премьеры проходят под управлением главных дирижеров. 5 и 6 ноября 1927 года Николай Малько дирижирует премьерой симфонии № 2 «Посвящение Октябрю»: именно Шостакович удостаивается чести написать новое сочинение к 10-летию Октябрьской революции. Такой музыки ждали от молодого автора, и он не разочаровывает. Симфонию № 3 «Первомайскую» впервые играют 21 января 1930 года в Московско-Нарвском доме культуры (ныне ДК имени Горького), а на следующий день повторяют в Большом зале. Дирижирует сменивший Николая Малько на посту руководителя оркестра Александр Гаук. В 1934 году это место занимает Фриц Штидри. Ему предстоит дирижировать новой Четвертой симфонией, над которой Шостакович уже работает. Но премьеры не случилось. Власть, так поддержавшая молодого автора, теперь сделала его объектом гонений. Они были направлены прежде всего на театральные работы композитора.

Для театра молодой Шостакович работал много и успешно. В ГАТОБе (Мариинском) поставлены два его балета – «Золотой век» (26 октября 1930) и «Болт» (8 апреля 1931), в Ленинградском малом оперном театре – оперы «Нос» (18 января 1930-го) и «Леди Макбет Мценского уезда» (22 января 1934-го), там же 4 апреля 1935-го пройдет премьера его балета «Светлый ручей». Авторские сюиты из «Носа», «Золотого века» и «Леди Макбет» впервые исполняются в Большом зале филармонии еще до театральных премьер. А сюита из балета «Болт» и Четыре симфонических отрывка из «Леди Макбет» звучат под управлением Александра Гаука 17 января 1933 года на первом авторском концерте Дмитрия Шостаковича в Ленинградской филармонии.

Театральные работы Шостаковича критика ругает. Все, за исключением «Леди Макбет». Самуил Самосуд, дирижировавший премьерой, сравнивает ее по значению для русского оперного репертуара с «Пиковой дамой» Чайковского. Опера с успехом два года идет на сцене Малого оперного театра в Ленинграде, а затем и в Театре Немировича-Данченко в Москве, выдерживая, в целом, до 200 представлений. Один из последних спектаклей посетит вождь всех времен и народов Сталин. Опера вождю не понравится. Выводы последуют незамедлительно: 28 января 1936 года в газете «Правда» публикуется обвинительная статья «Сумбур вместо музыки», в которой автор «Леди Макбет» подвергается убийственной критике за формализм, аполитичность, «мейерхольдовщину», попрание принципов социалистического реализма и потакание буржуазным вкусам.

Уже после «Сумбура вместо музыки» Филармония ставит в репертуар Четвертую симфонию. Премьеру назначают на 11 декабря 1936 года. Репетирует главный дирижер Фриц Штидри. Четвертая – масштабная, философская, трагическая, в отличие от «правильных», доступных, одночастных и программных симфоний № 2 «Посвящения Октябрю» и № 3 «Первомайской», не отвечала ожиданиям власти. После истории с «Леди Макбет» рисковать не хотели: симфонию снимают с премьеры прямо во время репетиций. Для объявления вердикта судьба выбирает Исайю Рензина – соученика Шостаковича по консерваторскому классу профессора Николаева, партнера по дуэту (в Большом зале они играли вместе и до и после этого случая), а тогда – директора Филармонии. К тому же Шостаковичу предложено представить отмену, как личное решение. Завершенная в мае 1935 года, симфония впервые будет исполнена лишь четверть века спустя – 30 декабря 1961 года в Москве в Большом зале консерватории оркестром Московской филармонии под управлением Кирилла Кондрашина [1].                         Ленинградская премьера Четвертой симфонии. Кирилл Кондрашин, Дмитрий Шостакович, Юрий Неклюдов (фагот), оркестр Московской филармонии
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

За «Сумбуром вместо музыки» могли последовать жесткие репрессии. Но снятием с премьеры Четвертой симфонии власть на сей раз ограничивается. Весной 1937 года Шостаковича приглашают преподавать в Ленинградскую консерваторию, а уже 21 ноября 1937 года (спустя едва год после отмены Четвертой) Мравинский впервые исполняет в Большом зале Симфонию № 5: только до отъезда в эвакуацию осенью 1941-го сочинение прозвучит под его управлением 16 раз.

С Пятой симфонии начинается многолетнее уникальное содружество композитора и дирижера. Ровно через два года, 21 ноября 1939-го, премьеру Шестой симфонии Мравинский представляет в статусе главного дирижера Заслуженного коллектива. Дмитрий Шостакович и Евгений Мравинский
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Шестую симфонию Шостакович задумывал посвятить Ленину. Своими планами он поделился в ноябре 1938-го на встрече с активом кружка музыкальных рецензентов фабрики «Скороход». Симфонию о Ленине – № 12 «1917-й год» – он все же напишет, но через двадцать с лишним лет: 1 октября 1961 года ее впервые исполнит в Большом зале Мравинский, и это будет последняя премьера Шостаковича, которую он представит.

А пока под его управлением оркестр, вслед за Пятой и Шестой, играет в Большом зале премьеры симфоний № 9 (3 ноября 1945) и № 10 (17 декабря 1953).

Мравинскому Шостакович посвятит свою Восьмую симфонию. На репетиции и на премьеру 4 ноября 1943 года с Госоркестром в Москве Мравинский прилетит из Новосибирска, а в Ленинграде с Филармоническим оркестром сыграет Восьмую 6 декабря 1944 года, после возвращения коллектива из эвакуации.

Война отсрочила исполнение Заслуженным коллективом в Ленинграде и Седьмой, посвященной городу, симфонии Шостаковича. Ее премьера состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, играл оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда; 9 июля 1942-го Заслуженный коллектив и Евгений Мравинский исполнили ее в Новосибирске в присутствии автора, а через месяц симфония звучит в блокадном Ленинграде: 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии ее играет Оркестр радиокомитета под управлением Карла Ильича Элиасберга.                На репетиции Седьмой симфонии в Новосибирске
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Дмитрий Шостакович и Иван Соллертинский в Новосибирске
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Мравинский исполнит Седьмую в Большом зале 11 ноября 1944 года.

В первый послевоенный год, 3 ноября 1945-го, Мравинский дирижирует новой – Девятой симфонией Шостаковича. Партия и правительство ожидали от тов. Шостаковича громкой победной реляции, отвечающей по масштабам тем вызовам, о которых композитор сам заявил в Седьмой. Ожиданий он не оправдал. Камерная, прозрачная, мирная Девятая разочаровала высокое начальство. Ее собирались выдвинуть на Сталинскую премию 1946 года, но из списка фамилию Шостаковича сначала вычеркивают, а потом премию все же присуждают – за фортепианное трио № 2 памяти Соллертинского.                             © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В феврале 1948-го приказом Главного управления по контролю за зрелищами и репертуаром из дозволенного к исполнению концертными организациями убирают не только симфонию № 9, но и симфонии № 6 и № 8, а заодно фортепианный концерт, сонату № 2 и «Афоризмы».

К Шестой симфонии Мравинский вновь вернется только в февраля 1954-го (впервые после 1946 года), к Восьмой – в декабре 1956-го (перерыв с ноября 1947-го), Девятую больше не исполняет.                       Дмитрий Шостакович играет Девятую симфонию оркестру Филармонии
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Между симфониями № 9 и № 10 будет перерыв в восемь лет: премьеру Десятой Мравинский даст 17 декабря 1953 года.

Премьеры следующих симфоний Шостаковича, кроме Двенадцатой, в хронике Ленинградской филармонии больше не значатся. Они состоятся в Москве. С пометками «1-е исполнение в Ленинграде» Мравинский исполнит симфонии № 11 «1905 год» (3 ноября 1957-го) [2] и № 15 (5 мая 1972-го) [3], а в апреле 1976-го единственный раз будет дирижировать камерной симфонией № 14 [4]. Опальную симфонию № 13 он никогда не исполняет, с 1969 года она войдет в постоянный репертуар Юрия Темирканова.

В 1950-е Мравинский дирижирует в Большом зале премьерами двух инструментальных концертов Шостаковича: 29 октября 1955 года Давид Ойстрах исполняет посвященный ему Скрипичный концерт № 1, а 4 октября 1959 года Первый концерт для виолончели с оркестром играет Мстислав Ростропович. Дмитрий Шостакович, Мстислав Ростропович, Евгений Мравинский после премьеры
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Со Скрипичным концертом связана еще одна драматическая страница в истории взаимоотношений композитора и власти. Шостакович закончил сочинение в 1948-м, когда началась его очередная травля. 10 февраля 1948 года выходит Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере Мурадели ''Великая дружба''». Композитора вновь обвиняют в формализме и антинародности. Охранной грамотой не стала ни Седьмая симфония, за право исполнить которую в США состязались лучшие дирижеры мира – Артуро Тосканини, Леопольд Стоковский, Сергей Кусевицкий, Юджин Орманди, Артур Родзинский, ни звание народного артиста РСФСР (1947), ни три Сталинские премии (1941, 1942, 1946). Шостаковичу приходится покинуть профессорскую должность в Московской и Ленинградской консерваториях. В Ленинграде, без малейшего стеснения, на консерваторскую доску объявлений вывешивают приказ об увольнении «за низкий профессиональный уровень», в Москве убирают по сокращению штатов, а на вахте не выдают ключ от класса.

Стоит ли удивляться, что публичным ответом на Постановление стала оратория «Песнь о лесах» – ее впервые исполнили в Большом зале 15 ноября 1949-го под управлением Мравинского. Дмитрий Шостакович в библиотеке Ленинградской филармонии
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Но был и другой, личный ответ, о котором знали лишь близкие друзья. Это «Антиформалистический раёк. В помощь изучающим. Борьба реалистического направления в музыке с формалистическим направлением в музыке» на собственный текст для четырех басов, чтеца, хора и фортепиано. Персонажи Единицын, Двойкин и Тройкин – плохо скрываемая пародия на Сталина, Жданова и Шепилова. Спрятанный в стол Скрипичный концерт дождался своей премьеры через семь лет. «Раёк», переработанный в 1968-м, так и не исполнили при жизни композитора. Он впервые прозвучит 12 января 1989 года под управлением Мстислава Ростроповича в Вашингтонском Кеннеди-центре.

Судьбу Скрипичного концерта разделил и другой опус 1948 года – вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии». 1948 год был отмечен не только Постановлением ЦК, но и набиравшей обороты борьбой с космополитизмом, которая обернется масштабной антисемитской кампанией. Премьера цикла состоится тоже спустя семь лет, 15 января 1955 года в Малом зале Ленинградской филармонии. Под аккомпанемент автора его исполнят Нина Дорлиак, Зара Долуханова и Алексей Масленников.

В Малом зале имени Глинки, открывшемся 15 мая 1949 года, проходят основные премьеры камерных сочинений Шостаковича. Татьяна Николаева впервые играет его Двадцать четыре прелюдии и фуги для фортепиано (за два вечера – 23 и 28 декабря 1952-го). Московский Квартет имени Бетховена (с ним Шостаковича связывает особенно тесное сотрудничество) специально приезжает в Малый зал для премьерных исполнений струнных квартетов: Шестого – в 1956-м, Седьмого и Восьмого – в 1960-м, квартета № 11 в 1966-м, № 14 в 1973-м. Свой последний Пятнадцатый квартет Шостакович посвящает памяти Сергея Петровича Ширинского, бессменного виолончелиста Бетховенского квартета, а премьеру играет в Малом зале 15 ноября 1974 года Квартет имени Танеева.                 Дмитрий Шостакович и квартет имени Бетховена
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

23 декабря 1974 года на этой сцене состоится премьера одного из последних сочинений композитора – вокальной сюиты на стихи Микеланджело Буонарроти для баса и фортепиано, ор. 145, ее исполнят Евгений Нестеренко и Евгений Шендерович.

Шостакович присутствовал на премьерах. Но особая атмосфера царила в Малом зале, когда автор сам участвовал в концертах. Под его аккомпанемент здесь не раз звучал цикл «Из еврейской народной поэзии», 28 мая 1966 года Евгений Нестеренко и Дмитрий Шостакович впервые исполнили Пять романсов на тексты из журнала «Крокодил» и «Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия» на слова автора. Дмитрий Шостакович и квартет имени Глазунова
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Дмитрий Шостакович и Святослав Рихтер на сцене Малого зала им. Глинки
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Дмитрий Шостакович, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер на сцене Малого зала им. Глинки
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Композитор неоднократно играл в Малом зале свои прелюдии и фуги (не весь цикл), участвовал с Квартетами имени Глазунова и имени Бетховена в исполнении Фортепианного квинтета, с Давидом Ойстрахом и Святославом Кнушевицким играл Фортепианное трио памяти Соллертинского, с которым был очень дружен.

В последний раз Шостакович выступит в Филармонии 28 мая 1966 года, на авторском вечере в Малом зале. Здесь у него было любимое место № 10 в 5-м ряду. В день рождения композитора, 25 сентября, оно всегда свободно. В этот день уже много лет подряд открывает сезон Большой зал филармонии.

Шостакович ушел летом, 9 августа 1975 года, в пору отпусков, словно не желая привлекать к себе излишнего внимания. Таким он, по свидетельству современников, был и в жизни – закрытым, малообщительным, застенчивым. Не таким, как полагается быть большому, официально признанному художнику. Премьеры его сочинений, не звучавших при жизни, по-прежнему проходили в Ленинградской филармонии: в Малом зале 1 октября 1975 года Федор Дружинин и Михаил Мунтян сыграли Альтовую сонату – последнее сочинение Шостаковича, в Большом зале под управлением Геннадия Рождественского впервые прозвучали незавершенные опера «Игроки» по Гоголю (1978, АСО) и оперетта «Большая молния» (1981, ЗКР). В 1996 году Мстислав Ростропович, вернувшийся в Россию из вынужденной эмиграции, провел в Петербургской филармонии годичный фестиваль к 100-летию композитора, на котором спустя 60 лет после запрета прозвучала (в концертном исполнении) первая редакция оперы «Леди Макбет Мценского уезда».

Музыка Шостаковича звучит в Большом зале в исполнении обоих филармонических оркестров, играют ее и на гастролях. У каждого из коллективов своя «Димитриада». Важнейшее место в ней занимает Седьмая симфония. В сезоне 2011/2012, к 70-летию создания и премьеры симфонии, ее играли дважды: на открытии сезона «Ленинградскую» исполняли Юрий Темирканов и Заслуженный коллектив (25 сентября 2011-го), а на закрытии –  Александр Дмитриев и Академический симфонический оркестр филармонии (30 июня 2012-го). Седьмую симфонию Заслуженный коллектив под управлением Юрия Темирканова играл 7 мая 2005 года в зале Генеральной Ассамблеи ООН, где проходили торжества по случаю 60-летия Победы во Второй мировой войне. Филармонический оркестр, которому Шостакович доверял свои премьеры, и сегодня признан критикой всего мира эталонным интерпретатором музыки великого композитора.

2 декабря 1975 года Ленинградской филармонии было присвоено имя Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

И. Р. 


ВИДЕО

Людмила Берлинская о Дмитрии Шостаковиче

Людмила Берлинская о Дмитрии Шостаковиче

Даниил Гранин о знакомстве с Дмитрием Шостаковичем

Даниил Гранин о знакомстве с Дмитрием Шостаковичем

Сергей Слонимский о музыке Дмитрия Шостаковича и цензуре

Сергей Слонимский о музыке Дмитрия Шостаковича и цензуре

Иосиф Райскин про цензуру

Иосиф Райскин про цензуру

Иосиф Райскин о премьере Симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича в Куйбышеве

Иосиф Райскин о премьере Симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича в Куйбышеве

Марис Янсонс о Дмитрии Шостаковиче

Марис Янсонс о Дмитрии Шостаковиче

Михаил Юровский о встречах с Дмитрием Шостаковичем

Михаил Юровский о встречах с Дмитрием Шостаковичем



Другие материалы

Надежда Тидеман

Надежда Тидеман

Сопрано ?
Эдуард Эрдман

Эдуард Эрдман

Фортепиано 1896–1958

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»