Пресса

11 ноября 1945

«Ленинградская правда»

О концертах 3 и 4 ноября 1945 в БЗФ, открытии сезона, премьере симфонии № 9 Шостаковича

Первый концерт в Филармонии

Ленинградская государственная академическая филармония открыла юбилейный — двадцать пятый концертный сезон.

Значительность этого события определяется прежде всего той ролью, которую играла и играет Ленинградская филармония в музыкальной жизни нашей страны. Четверть века её деятельности — это систематическая и высокохудожественная пропаганда лучших произведений мировой симфонической литературы — классической и современной; это — выращивание дирижёрских и оркестровых кадров; это, наконец, — активная работа по созданию советских симфонических произведений всех жанров — от оркестровой миниатюры до многочастной оратории. Оркестр Филармонии — заслуженный коллектив республики — бесспорно лучший из концертных симфонических оркестров Союза. Его репертуар — наиболее многообразный и содержательный по широте охватываемых им жанров и стилей симфонической литературы. Всё это давно определило прочные симпатии любителей симфонической музыки и придало особенно праздничный характер открытию юбилейного сезона.

В программе первого вечера — пятая симфония Чайковского, выдающееся творение русской классики, и девятая симфония крупнейшего советского симфониста Д. Д. Шостаковича.

Концертом дирижировал заслуженный артист РСФСР Е. А. Мравинский. Этот выдающийся мастер принадлежит к категории дирижёров, которым свойственна углублённая работа над произведением. Не только самое выступление, но длительная и упорная предварительная работа с оркестровым коллективом, настойчивое оттачивание и сглаживание деталей, подчинённых общему плану исполнения, составляют основу его дирижёрского искусства. И оркестр Ленинградской филармонии воспитан Мравинским в этом духе.

Во всей полноте эти качества раскрылись в исполнении пятой симфонии Чайковского. Трактовка исполнения была убедительной и во многом новой. Так, в грандиозном финале была снята обычно подчёркиваемая внешняя импозантность, благодаря чему финал прозвучал как ярко волевое преодоление трагизма.

Живой интерес слушателей был вызван также впервые исполняемой новой, написанной истекшим летом, девятой симфонией лауреата Сталинских премий композитора Д. Д. Шостаковича.

Весь творческий путь Шостаковича-симфониста теснейшим образом связан с деятельностью Ленинградской академической филармонии. Будучи ещё студентом, Шостакович постоянно посещал её концерты. Именно здесь он прошёл практическую «слуховую» школу формирования художественного вкуса — усвоил навыки действенно драматургической инструментовки.

Ровно двадцать лет назад — в 1925 году на эстраде Ленинградской филармонии, в исполнении её великолепного оркестра под управлением дирижёра Н. А. Малько, прозвучало первое крупное симфоническое произведение Шостаковича — его f moll-ная симфония, быстро и триумфально обошедшая крупнейшие симфонические эстрады. Это был блестящий дебют советского композитора — тогда 19-летнего юноши. С тех пор каждое новое симфоническое произведение Шостаковича впервые исполнялось замечательным симфоническим коллективом Ленинградской филармонии. Здесь прошли «премьерой» экспериментальные 2-я («Посвящение Октябрю») и 3-я («Первомайская») симфонии Шостаковича. Здесь впервые прозвучал в авторском исполнении фортепианный его концерт в сопровождении трубы и струнного оркестра, и с неизменным успехом игрались его виртуозные симфонические сюиты.

Начиная с 5-й симфонии, каждое новое крупное симфоническое произведение Шостаковича исполнялось оркестром под управлением дирижёра Е. А. Мравинского, ставшего последовательным, убеждённым пропагандистом и вдумчивым и чутким истолкователем музыкальных идей Шостаковича. Мравинский с неизменной проникновенностью, с равной убеждающей силой раскрывал и трагическое содержание пятой симфонии, и оптимистический характер шестой, и монументальный стиль седьмой, и потрясающую драматургию восьмой. Ныне столь же проникновенно, наглядно и увлекательно он показал нам новую — девятую симфонию Шостаковича.

Эта симфония стоит особняком в ряду грандиозных симфонических произведений Шостаковича. Она не имеет связей с трагедийной линией, занимающей столь значительное место в его симфоническом творчестве. В ней преобладают оптимизм, юмор, искрящееся веселье — те черты, которые проявлялись в ранних сочинениях Шостаковича. Девятая симфония пленяет не только совершенной гармонией форм, но, в особенности, светлым характером своего духовного строя.

В жанровых своих признаках эта симфония ближе к камерному, нежели к симфоническому стилю Шостаковича. В ней обнаруживаются явственные сближения и со вторым струнным квартетом Шостаковича, и с его трио, и с концертом для фортепиано, отличающимся «скромными масштабами» звучности. В симфонии много солирующих инструментов. Лучшие черты камерного Шостаковича собраны в этой партитуре и подняты до уровня подлинно симфонического обобщения.

Выдающемуся успеху симфонии (три последние части её были повторены) способствовало превосходное по выразительности исполнение её оркестром Ленинградской филармонии. Основанная на принципе расслоения и противопоставления оркестровых групп и отдельных солирующих инструментов, партитура дала широкий простор художественной инициативе исполнителей. Следует прежде всего отметить засл. деят. искусств А. Г. Васильева (первый фагот), исполнившего великолепный инструментальный речитатив в четвёртой части симфонии. Высоких похвал заслуживают и исполнители многих других партий, составляющие основное артистическое ядро замечательного оркестрового коллектива Ленинградской филармонии.

В. Богданов-Березовский



Другие материалы

4 ноября 1945

«Известия»

О планах на сезон 1945–1946
4 ноября 1945

«Ленинградская правда»

О концертах 3 и 4 ноября 1945 в БЗФ, открытии сезона, премьере симфонии № 9 Шостаковича

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»