Пресса

31 января 1946

«Ленинградская правда»

О присуждении Сталинских премий

Мастера советской музыкальной культуры

Впервые после победного окончания Отечественной войны творчески созидательный труд советских учёных, изобретателей, рационализаторов производства, работников культуры увенчивается премиями имени великого Сталина. На этот раз премируются достижения самой напряженной поры военного времени, связанные с переломным этапом войны, относящиеся к 1943—1944 годам.

Среди Сталинских лауреатов в третий раз мы с удовлетворением и гордостью встречаем славное имя Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Во всё время войны Шостакович работал страстно и неутомимо. Каждое его произведение становилось величественным документом советского гуманизма. Таким произведением была Седьмая симфония, частично созданная в осаждённом Ленинграде, обошедшая с триумфом все симфонические эстрады мира и удостоенная Сталинской премии 1942 года. Такими произведениями были и две следующие симфонии — грандиозная Восьмая, насыщенная динамикой грозных событий войны, и светлая, пронизанная радостными эмоциями—Девятая.

Но, последовательно создавая одну замечательную симфонию за другой, расширяя и углубляя пути и возможности развития советского симфонизма в целом, Шостакович в то же самое время внёс очень много ценного в область камерной музыки. За эти же годы им были написаны Вторая соната для фортепиано, два вокальных цикла, струнный квартет и трио для фортепиано, скрипки и виолончели. Это трио и принесло сейчас Шостаковичу в третий раз звание лауреата Сталинской премии.

Написанное летом (окончено в августе) 1944 года, оно отмечено большой внутренней содержательностью и замечательной художественной зрелостью. Драматургия его сложна и многозначительна. Композитор словно улавливает звучание эпохи во всей его полноте и противоречивости.

Радостно рядом с Шостаковичем приветствовать нового Сталинского лауреата, убеждённого и лучшего пропагандиста его симфонических произведений — дирижёра Евгения Александровича Мравинского. Мравинский — один из самых признанных, самых любимых дирижёров страны, прошедший большой творческий путь. Он работал в балете и в опере (в Театре им. С. М. Кирова), завоевал первое место на Всесоюзном конкурсе дирижёров в 1938 году, стал постоянным дирижёром оркестра Ленинградской филармонии и, наконец, возглавил его в качестве главного дирижера и художественного руководителя.

Репертуар Мравинского чрезвычайно широк, и многообразен, отмечен исключительной тщательностью в отборе произведений. Мы найдём в этом репертуаре имена Чайковского и Шостаковича, Грига и Вагнера, Моцарта и Бетховена, Брамса и Брукнера, Скрябина и Глазунова, Стравинского и Мясковского. Мы найдём в нём самые различные и противоположные симфонические концепции, постигнутые и раскрытые с поразительной чуткостью и убеждающей силой. Но никогда не встретим мы в репертуаре Мравинского слабой или несодержательной партитуры, произведения лишённого значительной идейно-художественной ценности.

Эта требовательность к партитуре есть прежде всего требовательность к себе.

Мравинский не знает «незавершённого», не выношенного замысла исполнения. Тонкая музыкальность сочетается у него с отделанной техникой и артистизмом исполнения.

За годы Великой отечественной войны Мравинский вырос в первоклассного руководителя оркестра. По ансамблевым качествам оркестр, руководимый Мравинским, стал за последние годы едва ли не лучшим в стране.

Развитие советской симфонической культуры и советского симфонического творчества во многом связано с личной артистической биографией Мравинского. Ему мы обязаны проникновенным исполнением лучших образцов мировой симфонической литературы, выдающихся произведений советских симфонистов — Шостаковича, Прокофьева, Мясковского и Хачатуряна.

Борис Эммануилович Хайкин, энергичный и неутомимый, вносит всюду, где он работает, атмосферу подлинного художественного энтузиазма и глубокого профессионализма. Так было в оперной студии имени К. С. Станиславского, где Хайкин осуществил несколько постановок, пользуясь личными указаниями Константина Сергеевича. Так было в Малом оперном театре, где художественный руководитель Хайкин показал ряд значительных спектаклей («Кола Брюньон» Д. Кабалевского, «Помпадуры» А. Пащенко), сыгравших заметную роль в развитии советской оперной культуры. Так стало сейчас в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова, где с момента прихода Хайкина на пост художественного руководителя установился живой темп творческой работы, позволивший в короткий срок не только обновить многие ценные постановки, выпавшие из репертуара за время войны, но и создать ряд новых спектаклей. В том числе надо особо отметить недавно показанную монументальную «Орлеанскую деву» Чайковского, премьеру которой советская общественность расценила как крупное событие советской музыкально-театральной жизни.

Широта художественных интересов, многогранность артистической натуры — таковы отличительные черты Хайкина-музыканта. Он — превосходный пианист. Им хорошо освоены навыки композиторской профессии, и то и другое обогащает метод его дирижёрской работы. Но и в самой области дирижирования сказывается многогранность Хайкина-музыканта. Помимо оперы мы встречаем его за пультом в симфонических концертах Ленинграда и Москвы, исполняющего и Рахманинова, и Верди, и Чайковского, и Кабалевского и Хачатуряна.

Его влекут крупные полотна, многокрасочность и монументальность, полнота музыкально-выразительных средств. Однако хочется отметить и мягкий лиризм, и камерно-тонкую детализацию рисунка исполнения, свойственные Хайкину. Эти стороны его дарования во всей полноте проявились в работе над оперой Чайковского «Иоланта», осуществлённой в Малом оперном театре весной 1943 года в городе Чкалове, за постановку которой Хайкину и присвоено ныне почётное звание лауреата Сталинской премии.

Присуждение Сталинской премии Борису Эммануиловичу Хайкину будет встречено с глубоким удовлетворением всеми, кому дороги судьбы советской оперной культуры.

Проф. В. Богданов-Березовский



Другие материалы

24 января 1946

«Ленинградская правда»

О концертах 22 и 23 января 1946 в БЗФ
30 января 1946

«Вечерний Ленинград»

О концерте 16 января 1946 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»