Пресса

3 декабря 1955

«Ленинградская Правда»

О премьере концерта для скрипки с оркестром № 1 Шостаковича 29 и 30 октября 1955 в БЗФ

Новое произведение Дмитрия Шостаковича

В Ленинградской филармонии недавно был впервые исполнен Концерт для скрипки с оркестром Дмитрия Шостаковича. Это — большое симфоническое произведение, наполненное философскими раздумьями с глубокими чувствами, чередующимися с резкими драматическими столкновениями и лирическими интонациями. Раскрывая душевные контрасты и настроения, композитор приходит к утверждению радости. Несмотря на отдельные нотки трагизма, произведение в целом светло и оптимистично.

В начале первой части, в «Ноктюрне» — печальном и задумчивом, Концерт покоряет лиричностью и поэзией. Затем в оркестре и сольной партии возникают жизнерадостные интонации, и заканчивается эта часть затихающими звуками арф и скрипок. Часть эта, чрезвычайно певучая и плавная, волнует глубокой внутренней красотой и подлинной одухотворенностью.

Вторая часть — «Скерцо», в которой изредка возникают нотки грусти, захватывает неудержимым порывом вперед, огромной динамической силой. В этой части чрезвычайно интересны ее своеобразная инструментальная окраска и какая-то особенная прелесть острых ритмов и тембровых звучаний.

Особенно хочется остановиться на третьей части — «Пассакалии», являющейся кульминацией произведения. По существу — это законченное, самостоятельное оркестровое произведение. Мелодичная, наполненная богатым многоголосием, изобилием тембров и красок, эта часть симфонии пронизана подлинным гуманизмом.

Скрипичный концерт Шостаковича можно смело назвать симфонией по глубине и насыщенности содержания, по щедрой полифоничности и по монументальности формы.

Заключительная часть — «Бурлеска» напоминает по настроению вторую часть. Это — бурлящее веселье яркого народного празднества. Последние, едва слышные отголоски недавней печали заглушаются звуками победного шествия молодости.

В новом произведении большое идейное содержание сочетается с композиционной стройностью, многокрасочностью и строгостью классической музыкальной формы.

Скрипичной партии, на редкость большой и содержательной, в которой тонкие лирические чувства сменяются бурными драматическими взрывами, принадлежит в Концерте, в отличие от некоторых других произведений этого жанра, основное место.

Солистом в концертах выступал народный артист СССР, лауреат Сталинской премии Давид Ойстрах.

И лирические и драматические темы скрипичной партии были сыграны с тонким ощущением стиля произведения и творческой манеры композитора. Новый концерт дал замечательному музыканту богатый исполнительский материал.

Заслуженный коллектив Филармонии, руководимый народным артистом СССР, лауреатом Сталинской премии Е. Мравинским, превосходно исполнил Концерт. Чутко подчиняясь дирижеру, филигранно отделав каждый эпизод, оркестр глубоко раскрыл замысел композитора.

Новый советский скрипичный концерт прозвучал на эстраде Филармонии с большим подъемом.

С. Розенфельд



Другие материалы

26 ноября 1955

«Советская культура»

О концерте 23 ноября 1955 в БЗФ
29 ноября 1955

«Вечерний Ленинград»

О концерте 25 ноября 1955 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»