Персоны
Артур Родзинский
Биография
Родзинский Артур / Artur Rodziński – польский и американский дирижер.
Первым местом работы юного Артура Родзинского был Львовский оперный театр. Здесь молодой человек служил «клакером» – за скромное вознаграждение аплодировал артистам, а главное, слушал и изучал весь оперный репертуар.
Увлечение музыкой родители не разделяли, а потому вскоре Родзинского отправили в Вену постигать юриспруденцию. Параллельно он поступает в Венскую академию музыки. Среди учителей – композиторы Йозеф Маркс и Франц Шрекер, дирижер Франц Шальк, пианисты Эмиль фон Зауэр и Ежи Лалевич.
Вернувшись во Львов уже после Первой мировой войны, в которой Родзинский принял участие на стороне австрийской армии и даже был ранен, будущий великий дирижер получил новую, весьма далекую от искусства должность – инспектора всех мясных лавок города. Днем просиживая в конторе, по вечерам он играл в варьете на фортепиано. Слава о пианисте разошлась за пределами развлекательных заведений, и Родзинского стали приглашать концертмейстером на концерты заезжих звезд – именно он играл с Фрицем Крейслером во время его гастролей во Львове.
В 1920 году Родзинский, наконец, дебютирует за дирижерским пультом той же Львовской оперы. В антракте оркестранты, шокированные непрофессионализмом, с которым новичок провел первый акт, показывали ему, как давать «ауфтакт». Но директору театра дебют показался успешным, и Родзинского включили в график новых постановок.
После Львовского театра дирижер перешел в Варшавскую оперу, где его услышал Леопольд Стоковский и сразу пригласил своим ассистентом в Филадельфийский симфонический оркестр. Это назначение открыло музыканту дорогу в крупнейшие концертные залы мира.
В 1930-х годах Родзинский был главным дирижером Филармонического оркестра Лос-Анджелеса и Кливлендского симфонического, в 1937-м, по рекомендации Тосканини, дирижировал на Зальцбургском фестивале, в 1943–1947 возглавлял Нью-Йоркский филармонический оркестр, в 1947–1948 – Чикагский симфонический. Непростой характер Родзинского стал причиной постоянных конфликтов с менеджерами крупных коллективов, и в 1950-х годах он выступал преимущественно как гастролер, дирижируя лучшими оркестрами Европы.
Родзинский постоянно включал в свои программы музыку русских и советских композиторов, особенно Шостаковича. Он был в числе первых, кто представил американской публике его Седьмую симфонию.
Желание познакомиться с оперой Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» и стало основным поводом для приезда дирижера в Ленинград в июне 1934 года. В Малый оперный (Михайловский) театр, где после январской премьеры с неизменным аншлагом идет «Леди Макбет», Родзинский отправляется как слушатель. В Большом зале филармонии дает концерт с Заслуженным коллективом.
Официальное закрытие сезона Филармонии состоялось 31 мая. Потому вечер 16 июня объявлен как «внеплановый симфонический концерт». Под управлением Артура Родзинского оркестр играет Баха, «Жар-птицу» Стравинского (редакцию 1919 года), премьеру музыкальной картины «Праздник в Севилье» Альбениса, Болеро Равеля, звучат и оперные арии Моцарта и Россини в исполнении соотечественницы Родзинского польской сопрано
Эвы Бандровской.
Артур Родзинский и Эва Бандровска
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
От «Леди Макбет» Родзинский остался в восторге и уже в конце того же года исполнил ее фрагменты, а в январе–феврале 1935-го дирижировал премьерами постановок в Кливленде и Нью-Йорке.
Свои впечатления о филармонических музыкантах дирижер выразил в лаконичной записи в «Золотой книге»:
«С наилучшими пожеланиями успеха великолепному оркестру
Ленинградской филармонии.
Артур Родзинский 1934 [16 июня]».
Это был единственный опыт сотрудничества Артура Родзинского с Заслуженным коллективом.
И. Р.
Концерты
-
16 июня 1934
(анонс)
Внеплановый симфонический концерт
Дирижер – Артур Родзинский (Америка)Бах. Токката и фуга для органа. Стравинский. Сюита из сказки-балета «Жар-птица». Моцарт. Ария из оперы «Похищение из сераля». Альбенис. «Праздник в Севилье». Равель. «Болеро». Россини. Ария из оперы «Севильский цирюльник»