Пресса
«Ленинградская правда»
О концерте 12 мая 1926, премьера Первой симфонии Д. ШостаковичаЗакрытие сезона в Филармонии
В программе последнего симф. концерта современные русские авторы — Димитрий Шостакович (симфония № 1), И. Шиллингер («Поступь Востока») и Ю. Вейсберг («Двенадцать» — кантата для хора и оркестра по Блоку).
Исключительная одаренность Д. Шостаковича отмечалась неоднократно, и все же его симфония явилась радостной неожиданностью. Трудно было предполагать у 20-летнего композитора такую зрелость музыкальной мысли, такое совершенное чувство оркестра. Пусть не все части симфонии равноценны, пусть в третьей и четвертой можно упрекнуть юного автора кое в чем «эффекта для» (эпизод с литаврами, подготовляющий вступление струнных), поймать на срывах настроений, на далеко не всегда чистой фактуре, — все же налицо самое ценное, — содержательность и почти всегда искренность.
В эпоху исканий, нередко бесплодных, преобладание формы над содержанием, углубленного эстетства, мастерства ради, — появление музыки Шостаковича, ценной самой по себе, — симптом чрезвычайной важности.
Необычайный успех симфонии заставил несколько потускнеть впечатление от красочной и интересной по фактуре симфонической картины Шиллингера.
По поводу «Двенадцати» Ю. Вейсберг только и остается, что вспомнить — «братья писатели, в вашей судьбе что-то лежит роковое». Не успело изгладиться отвратительное впечатление от поругания памяти Пушкина в Акдраме, как понадобилось, зачем-то, так убого и карикатурно помянуть Александра Блока.
Дирижировал с обычным мастерством Н. Малько.
Дэм