Пресса

5 января 1941

«Однодневная газета Управления по Делам Искусств Ленгорисполкома»

О декаде советской музыки и эстрады: 20 декабря 1940 – 5 января 1941 [В архивах не обнаружены. Вероятно, проходили в консерватории в зале Глазунова]

Камерные концерты декады советской музыки

До последнего времени камерное творчество советских композиторов заметно отставало в сравнении с симфонической, ораториальной и оперной музыкой. Концерты четвертой декады советской музыки показали, что и в этой области наметились сдвиги, позволяющие констатировать наличие крупных творческих достижений. Квинтет Шостаковича, новые квартеты Шебалина и Мясковского, пастораль-элегия для трио Гнесина, 6-я фортепианная соната Прокофьева, цикл лермонтовских романсов Волошинова и ряд других произведений из области камерно-вокальной лирики (в том числе романсы Адмони, Вейсберг, Шапорина) являются несомненными композиторскими удачами.

Тем не менее, говорить о благополучии на этом участке музыкально-творческого фронта пока рано. Наоборот, в свете последних творческих достижений еще ярче проступают пробелы и неудачи, еще резче бросается в глаза непонятное равнодушие композиторов к таким жанрам, как сольная концертная литература, инструментальный дуэт (например, сонаты), трио и т. п. Нельзя обойти молчанием и жанровую невнятицу в области вокальной музыки, где «размежевание» песен, романсов и других видов камерно-вокальной лирики представляется весьма неопределенным.

Все это нашло подтверждение в тех камерных концертах, которые были организованы в течение последней декады советской музыки.

Цикл камерных концертов декады открылся творческим вечером Шостаковича. Наряду с чудесным, как нам кажется, недооцененным квартетом и интересной новинкой — романсами на тексты Пушкина (отметим особенно «Стансы», стоящие на уровне таких произведений, как «Для берегов отчизны дальней» Бородина), в этом вечере исполнялся фортепианный квинтет. Он уже нашел исчерпывающую оценку на страницах советской прессы и вряд ли нуждается в переоценке.

Концерт имел настолько большой успех (которому содействовало высокое качество исполнительской стороны: участвовали квартет им. Глазунова и В. П. Арканов), что уже через три дня творческий вечер пришлось повторить.

Однако уже следующий камерный концерт декады, пестрый по программе, оказался менее интересным. Строго говоря, в нем следует выделить лишь одно произведение: сонату для виолончели и фортепиано талантливого и серьезного композитора Бориса Клюзнера в отличном исполнении А. Феркельмана (виолончель) и Ю. Левитина (ф-п).

Ряд других произведений, исполненных в этом же концерте, принадлежит перу национальных композиторов братских республик, и включение их в программу — само по себе явление ценное, но все они написаны много лет тому назад.

Более ровным был третий концерт, в котором наибольший интерес вызвали камерные ансамбли Гнесина, особенно тонкая и поэтичная «Пастораль-элегия» для трио (исполнители: В. Шер, Э. Фишман и А. Каменский). Заслуживает внимания фортепианная соната В. Фризе, хорошо исполненная Вероникой Ивановой. У Фризе приятно отметить и пытливость мысли и свежесть музыкального языка, но соната его неравноценна по материалу (слабее остального — вторая часть), и основные образы недостаточно ярки.

Хорошее впечатление произвели романсы Ю. Вейсберг на слова Тютчева и Лермонтова в исполнении Л. Грудиной. Это — культурные, выразительные, вокально благодарные произведения, очень чутко воплотившие поэтические образы текста.

Менее удачно был представлен И. Адмони (романсы на слова Блока). Превосходный исполнитель этих романсов Е. Флакс сгруппировал их таким образом, что на первый план выступили элементы салонности и того «ресторанно-таборного» пошиба, который, может быть, и правильно был прочитан в отобранных композитором стихах Блока, но создал неправильное впечатление о творческих принципах автора романсов.

Можно упомянуть вокальные миниатюры для голоса и трио Славинского, сделанные со вкусом и отличным знанием вокала, но салонные по характеру. Приятное впечатление произвела песня Сусанны из новой оперы Ходжа-Эйнатова «Честь» (удачно исполненная В. Папушис). Заслуживает также быть отмеченным исполнительское дарование Н. Коган-Сердечковой.

Во всех концертах обратил на себя внимание аккомпанемент (пианисты А. Мерович, С. Вакман, В. Сердечков, А. Дмитриев, Н. Троицкая и др.).

Сжатые размеры этого обзора оставляют нас в долгу перед целым рядом исполнителей, павших жертвами исполненных ими произведений, и композиторов, не нашедших достаточно ярких исполнителей для своих вещей.

Но нельзя не отметить в заключение, что концерты, доказав скудность концертно-камерного репертуара, подтвердили соображения, высказанные нами в начале этой заметки. Налицо крупные отдельные успехи; несомненно, что в области инструментально-камерного ансамбля советская музыка одержала значительные творческие победы, но сфера камерной музыки все еще нуждается в активном творческом внимании со стороны советских композиторов.

Ю. Вайнкоп



Другие материалы

5 января 1941

«Однодневная газета Управления по Делам Искусств Ленгорисполкома»

О декаде советской музыки и эстрады 20 декабря 1940 – 5 января 1941
5 января 1941

«Однодневная газета Управления по Делам Искусств Ленгорисполкома»

О декаде советской музыки и эстрады: 20 декабря 1940 – 5 января 1941

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»