Пресса
«Ленинградская Правда»
О концерте 4 ноября 1950 в БЗФПервый концерт абонемента советской музыки в Филармонии
Ленинградская филармония сделала в этом году ценный, принципиально важный почин: выпустила специальный абонемент симфонической музыки, состоящий целиком из советских произведений. Этим Филармония своевременно подчеркнула неуклонно растущую роль советской музыки в нашей исполнительской практике и все больший интерес слушательских масс к советским музыкальным произведениям.
До постановления Центрального Комитета ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. об опере «Великая дружба» В. Мурадели развитие советской музыки тормозилось наличием формалистического направления.
Только после разгрома формализма перед советской музыкой открылись широкие пути дальнейшего развития, и она получила подлинную возможность выполнить свои исторические задачи: бороться музыкальными средствами за воспитание коммунистического сознания людей, бережно храня и используя ценнее идейно передовые традиции музыкальной классики и решительно, бесповоротно отвергая всякие влияния буржуазного упадочничества.
Внимание композиторов обращено сейчас к поискам правдивости, народности, общедоступности и доходчивости музыки, к жизнеутверждающему оптимизму художественных образов. Максимально доходчивые музыкальные жанры (как, например, жанр программной музыки), находившиеся у композиторов-формалистов в загоне, теперь стали успешно развиваться. Прошедшие со времени исторического постановления Центрального Комитета ВКП(б) пленумы союза композиторов, показы новой советской музыки в Москве, Ленинграде и других городах обнаружили немало произведений, отмеченных здоровыми реалистическими тенденциями. Задача Филармонии — сжато, но отчетливо показать в этом абонементе разнообразные стороны советской симфонической музыки — наследницы и продолжательницы всего лучшего, созданного в прошлом русской и мировой музыкальной культурой.
Первый концерт абонемента, состоявшийся недавно, привлек много публики и был тепло принят слушателями. Одно из исполненных произведений (вторая сюита «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева) было написано еще до постановления ЦК ВКП(б) (в 1935—1936 гг.). Два других произведения — концерт для скрипки с оркестром Д. Кабалевского (1948 г.) и оратория «Песнь о лесах» Д. Шостаковича (1949 г.) следует рассматривать как ответ на идейно-художественные требования к советской музыке, выдвинутые постановлением Центрального Комитета ВКП(б) от 10 февраля 1948 г.
В концерте приняли участие высококвалифицированные исполнительские силы: симфонический оркестр Филармонии под управлением Е. Мравинского, хор Государственной капеллы (худож. руководитель —Г. Дмитревский, дирижер-хормейстер — Е. Кудрявцева), хор мальчиков хорового училища Капеллы (руководитель — П. Богданов), солисты-певцы В. Кильчевский и И. Петров. В качестве исполнительницы концерта Д. Кабалевского выступила юная скрипачка Дина Шнейдерман, ученица музыкальной школы-десятилетки при Ленинградской консерватории.
Исполненная во втором отделении концерта оратория Д. Шостаковича «Песнь о лесах» (на слова Е. Долматовского), посвященная великому сталинскому плану преобразования природы, была проведена Е. Мравинским выразительно, уверенно, с под’емом и имела большой успех у публики.
Достоинства оратории Шостаковича начинаются с ее удачного текста. Долматовский в сжатой, краткой форме охватил и выразительными словами передал весь основной круг идей и образов, связанных с темой переделки природы. Это — радостное окончание войны, сталинский план лесонасаждений, горячо одобренный всем народом, горькие, суровые, воспоминания о прошлом дореволюционной России, когда крестьянин был беззащитен перед лицом природных стихий... Это взволнованный рассказ о том, что план лесопосадок претворяется в жизнь руками советских людей — от юных пионеров до испытанных в боях за Родину сталинградских комсомольцев. Долматовский заглядывает в будущее, когда советская земля превратится в чудесный сад, и завершает текст оратории восторженной славой «Сталину родному и всему народу».
На этот текст Шостакович сочинил яркую, запоминающуюся музыку, написанную с подкупающей простотой.
Наименее убедительно прозвучала сюита из музыки к балету «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева. Это произведение не лишено противоречивости, так как, наряду с моментами мелодически выразительными, содержит куски отвлеченной музыки. В исполнении сюиты Прокофьева необходимо всячески подчеркивать лучшие ее качества: тонкое чувство итальянского колорита, образность мелодического рисунка. Тогда в тени останутся слабые стороны сюиты, как, например, некоторая отрывочность музыкальных мыслей. Этого, к сожалению, не удалось сделать Мравинскому, который провел сюиту в целом вяло и бесхарактерно. Еще более повредила общему впечатлению купюра четвертого номера сюиты (народного танца). Благодаря этой купюре выпало самое живое по ритму и темпу звено — и вся сюита потускнела.
В концерте для скрипки с оркестром Д. Кабалевского Мравинский проявил себя опытным мастером оркестрового аккомпанемента. Удачным оказалось выступление юной исполнительницы Д. Шнейдерман.
Ленинградская филармония сделала ценное начинание по систематической пропаганде советской музыки. Необходимо еще более увеличить количество концертов из лучших произведений современных композиторов, воспитывающих наш народ в духе горячей любви к социалистической Родине, в духе гордости за ее культуру, о развитии которой по-отечески заботится партия Ленина — Сталина.
Ю. Кремлев