Пресса

8 мая 1933

«Красная газета» (утренний выпуск)

О концерте 6 мая 1933 в БЗФ

Рапорт советских композиторов

Симфонический концерт Филармонии, организованный совместно с союзом композиторов в ознаменование первой годовщины постановления ЦК от 23 апреля 1932 года и посвященный произведениям ленинградских авторов, явился крупным событием нашей художественной жизни. Концерт наглядно показал огромный рост музыкального творчества за истекший год, наряду с колоссальными возможностями его дальнейшего развития. Принципиальное значение концерта оказалось еще тем большим, что в нем была демонстрирована лишь незначительная часть тех многочисленных рукописей, которые к настоящему моменту находятся в композиторских портфелях.

В первом отделении концерта были исполнены две вокальные сюиты на темы современного Запада молодых композиторов — Венедикта Пушкова и Алексея Животова. Обе они являются в высокой мере показательными для композиторов, вплотную переходящих к конкретной советской тематике. Использование здесь голоса, как носителя живого словесного содержания, дает широкие возможности выражения волнующих композитора идей. Но это использование вместе с тем таит и глубочайшую опасность сосредоточения всей смысловой стороны в вокальной партии, превращая оркестр лишь в иллюстратора-сопроводителя, а не основного носителя музыкальной мысли.

Оба эти момента в полной мере выявились в обеих указанных сюитах. Авторы стремились донести до слушателя волнующий, социально-значительный текст. Но и у Пушкова и у Животова оказалась оттесненной на задний план проблема развертывания широкого симфонического начала.

У Пушкова заметно ощущается далеко не преодоленное тяготение к созерцательности; характер его музыки поэтому вялый, лишенный напористости, четкости. Отсюда неправильная трактовка мысли о Советском Союзе (средняя часть сюиты — «Песнь о стране Советов»), не как революционного действия, а как романтической мечты.

Наоборот, Животов, превосходно владея оркестром, широко пользуется им для создания напряженного фона. Но если музыка Пушкова чрезмерно созерцательна, то у Животова ее динамика основана исключительно на нервном под’еме. Его музыка соткана из выкриков, взлетов, падений, резких контрастов. Но несмотря на этот основной недочет, цикл Животова «Запад» является большим и ценным вкладом в советскую музыкальную литературу.

Третий намечавшийся вокальный цикл композитора Леонида Энтелиса на тексты Сельвинского и Корнилова, вследствие внезапной болезни исполнительницы был снят с программы. А жалко, ибо ознакомление с этим произведением в фортепианном переложении обнаружило здоровую бодрость и устремленность музыки Энтелиса.

Весьма значительное событие представило исполнение двойного концерта для скрипки н органа Виктора Волошинова. Это — автор с безусловно широкими перспективами художественного роста и вместе с тем с совершенно неотстоявшимися творческими установками. У него есть глубина и содержательность музыкальной мысли. Правда, его мысль в большой мере еще расплывчата и оторвана от живой действенности. Поэтому музыка его несколько абстрактна и тяготеет к внутреннему сосредоточению. Но его концерт сейчас является одним из лучших инструментальных произведений советских авторов.

Концерт был закончен исполнением блестящей сюиты из балета «Болт» Дмитрия Шостаковича. Сюита эта, принадлежащая к числу ранних сочинений этого композитора, еще раз показала, что в лице ее автора советская музыка имеет одного из самых одаренных, самых богатых в творческом отношении представителей; вместе с тем она показала, что в композиторском пути Шостаковича был ряд ложных художественно-методологических позиций, преодоление которых является его очередной, еще незавершенной, задачей.

Концерт был творческим отчетом Ленинградского союза советских Композиторов, и надо признать его рапорт в основном удовлетворительным. Но остается неясным — разрешена ли уже союзом и насколько широко проблема создания внутренней критической атмосферы. Некоторые идейные недочеты демонстрированной продукции заставляют сигнализировать возможную в этом направлении опасность.

Рапортовавшая также в концерте Филармония вполне доброкачественно исполнила программу под управлением А. В. Гаука (особенно виртуозным был показ «Болта»), при участии солистов-певцов (Б. Фрейдков, В. Тихий) и инструменталистов (И. Браудо, Ю. Эйдлин).

С. Гинзбург



Другие материалы

26 апреля 1933

«‎Ленинградская правда»‎

О концертах 15 и 26 апреля 1933 в БЗФ
21 апреля 1933

«‎Красная газета»‎ (вечерний выпуск)

Интервью у Сергея Прокофьева

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»