Пресса

19 мая 1956

«Ленинградская Правда»

Обзор, в т. ч. о концертах 29 и 30 октября 1955 в БЗФ и 6 мая 1956 в МЗФ

По концертным залам Ленинграда

Концертная жизнь Ленинграда в последнее время проходит чрезвычайно интенсивно. Остановимся на некоторых наиболее интересных последних концертах.

Ленинградский слушатель всегда отличался широтой интересов, строгим и взыскательным вкусом. Нашу аудиторию одинаково привлекают и симфоническая музыка, и концерты зарубежных исполнителей, и литературные вечера ленинградских чтецов, и пение народных хоровых коллективов.

***

Значительным событием в музыкальной жизни Ленинграда явилось исполнение в Большом зале Филармонии концерта для скрипки с оркестром Шостаковича. Первый раз это произведение было исполнено в ноябре прошедшего года, в канун концертной поездки Давида Ойстраха в США.

Концерт Шостаковича бесспорно следует отнести к лучшим произведениям автора за последние годы. По значительности содержания, масштабности и яркости письма, свежести и новизне оркестровых красок оно выходит за рамки обычного концерта и воспринимается, скорее, как симфония для скрипки с оркестром.

Блестящее исполнение концерта Давидом Ойстрахом и заслуженным коллективом республики — симфоническим оркестром Филармонии под управлением Е. Мравинского как нельзя лучше раскрывает проникновенный лиризм первой части — ноктюрна, поразительное по богатству фантазии скерцо, мужественный, сурово-сдержанный, но очень жизнеутверждающий характер пассакальи, увлекающее, вихревое веселье финала — бурлески.

Роль оркестра в концерте выходит за пределы сопровождения солиста. Евгений Мравинский — один из постоянных и лучших интерпретаторов музыки Шостаковича, отлично чувствует и понимает стиль, творческую манеру композитора. В данном случае успех произведения во многом определился и тем, что оно оказалось чрезвычайно близким обоим главным исполнителям. Слушатели получают эстетическое наслаждение от полного слияния исполнительской творческой мысли с волею композитора.

* * *

Недавно в Ленинграде закончились гастроли Омского русского народного хора — лауреата конкурса на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Бухаресте.

За шесть лет своего существования хор накопил огромный песенный репертуар. Помимо русских народных, революционных, сибирских и написанных советскими композиторами песен, в концертные программы коллектива входит большое количество произведений, созданных самими участниками хора — артистками А. Оленичевой, В. Ивановой и Е. Калугиной.

С интересной и разнообразной в жанровом отношении программой выступил Омский хор в Доме культуры промкооперации. В эпически величавой песне «Шуми, Байкал», в старинной сибирской приисковой «Скучно, братцы», в сибирской народной протяжной «Долина», в старинных шуточных песнях, в народных танцах и играх перед слушателем постепенно предстает образ народа, создавшего это прекрасное искусство.

Мастерство участников Омского хора пленяет прежде всего своей неуемной жизнерадостностью, неиссякаемым юмором.

Заразительно весело, с большим артистизмом были исполнены «Крутинские страданья» (запись и обработка Е. Калугиной), песни Ю. Щекотова «Говорят-говорят» и Н. Поликарпова «Глазки кари». Тепло были приняты слушателями шуточные припевки «Подковыры» (исполняли М. Рожкова, А. Полевая, А. Шорохин) и старинные сибирские частушки «Тараторки» в исполнении группы артистов хора.

Обращают на себя внимание танцы, поставленные руководителем танцевальной группы коллектива Я. Коломейским. В них много интересной творческой выдумки и тонкого понимания природы народных игр и танцев.

* * *

Внимание многих любителей искусства слова привлек один из литературных вечеров в Малом зале имени Глинки. Ленинградцы знают Владимира Ларионова как чтеца большой культуры слова, непрерывно обогащающего свой репертуар за счет лучших произведений классической и советской литературы и поэзии. Серьезный и вдумчивый художник, Ларионов очень хорошо чувствует стиль каждого произведения и всегда умеет завладеть аудиторией, ввести слушателей в атмосферу событий, о которых повествует автор.

Программа литературного вечера представляла значительный интерес. Наряду с такими большими полотнами, как монолог из II части «Фауста» Гете, фрагменты из «Чайльда Гарольда» Байрона. Ларионовым также мастерски были исполнены восемь сонетов Шекспира, стихи Гейне, Беранже.

Литературный вечер Ларионова еще раз показал, каким большим творческим диапазоном обладает этот артист. В его звуковой палитре находятся нужные краски и для исполнения произведений, несущих глубокую, философски сосредоточенную мысль, и для проникновенных, взволнованных лирических страниц, и для легкого юмора.

В ленинградских концертных организациях работает сильная группа чтецов, ведущая широкую пропаганду литературы. Имена лучших чтецов города хотелось бы чаще видеть на афишах.

* * *

По приглашению Ленинградской областной филармонии в нашем городе и области побывали с концертами артисты Молотовской филармонии Б. Дейнека (бас), пианистка М. Грубина и скрипачка Г. Хейфец. Наибольший успех у публики выпал на долю Дейнеки, обладающего красивым и выразительным голосом и безусловно незаурядными исполнительскими данными.

Репертуар певца весьма разнообразен: он включает в себя и произведения оперного плана, и образцы камерного творчества классической музыкальной литературы, и вокальные произведения советских авторов. В исполнительской манере Дейнеки ощущается тяготение к остро драматическим переживаниям. Это подтверждается в особенности исполнением романса Фиеско из оперы Верди «Симон Бокканегра» и «Двойника» Шуберта. Проникновенно и тепло прозвучала у певца народная негритянская песня «Старая река».

Отлично справляется исполнитель с такими труднейшими советскими произведениями, как «Сонеты» Кабалевского на тексты Шекспира и вокальный цикл Юрия Свиридова на стихи Роберта Бернса.

Взыскательные ленинградские зрители, заполнившие залы на этих концертах, горячо принимали исполнителей.

И. Серикова



Другие материалы

17 мая 1956

«Вечерний Ленинград»

О концерте 16 мая 1956 в МЗФ
17 мая 1956

«Ленинградская Правда»

О концерте 16 мая 1956 в МЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»