Пресса

12 декабря 1957

«Ленинградская Правда»

О симфонии № 11 Шостаковича

НОВАЯ СИМФОНИЯ Д. ШОСТАКОВИЧА

Появление каждого нового произведения Дм. Шостаковича вызывает неизменный интерес, множество творческих споров, различных суждений, иногда самых противоречивых.

Талант Шостаковича столь многообразен и широк, что в каждом сочинении композитор как бы раскрывает всё новые и новые стороны своего дарования, оставаясь в то же время верным своему творческому почерку.

Многое в творчестве Шостаковича подвергалось справедливой критике, но Шостакович никогда не воспринимал критику поверхностно. Требовалось время для того, чтобы художник глубоко пережил, осмыслил и нашел источники для поисков того, что стало бы любимым для него самого, создало почву для настоящего творческого горения.

Поэтому естественно, что исполнение новой, одиннадцатой симфонии Шостаковича вызвало огромный интерес нашей общественности.

Одиннадцатая симфония Шостаковича до предельной ясности программна. Не нужно быть специалистом музыкантом, чтобы с первого же знакомства услышать, угадать ее тему, ее программу.

Образность музыкального мышления, живописно-изобразительные средства, четкая музыкальная драматургия симфонии настолько выразительны, что она слушается как опера без текста. В симфонии звучат интонации песен революционного подполья: «По пыльной дороге телега несется», «Вы жертвою пали», «Варшавянка», «Беснуйтесь, тираны». И, как ни приятно их слушать, главное все же не в них. Главное в том, что Шостакович, хорошо изучив и овладев интонационной основой песен старого революционного подполья, творчески впитав весь этот материал, сделал его своим. Поэтому и весь язык одиннадцатой симфонии Шостаковича близок и понятен слушателям.

Тема борьбы старых революционеров-подпольщиков давно интересует Шостаковича. Еще в 1951 году он написал замечательные 10 поэм для хора на слова революционных поэтов конца XIX и начала XX столетий.

В одиннадцатой симфонии Шостакович продолжает развивать эту тему. Любовь к теме, глубокое овладение материалом помогли композитору создать произведение, достойное этой славной страницы в истории революционной борьбы.

Автор назвал симфонию «1905 год». В четырех исполняющихся без перерыва частях он всесторонне раскрывает основные события первой русской революции.

Каждая часть симфонии имеет свое название. В первой части — «Дворцовая площадь» — автор передает красоту архитектуры Петербурга, тревожную тишину Зимнего дворца... Издали возникает мелодия задушевной песни революционного подполья «По пыльной дороге телега несется», как бы символизирующей подъем революционных сил пролетариата. Так сразу же простыми, почти живописно-декоративными средствами автор рисует два мира, два лагеря, два класса.

Вторая часть — «9 Января» центральная в раскрытии идеи всего произведения, с большим эмоциональным подъемом автор передает трагедию расстрела царским самодержавием мирной демонстрации питерского пролетариата, постепенное нарастание революционных сил.

В третьей части — «Памяти павших» — автор использует мелодию песни «Вы жертвою пали». Постепенно композитор доводит ее звучание в оркестре до большого эмоционального напряжения, выражая народную скорбь о жертвах царского самодержавия.

В сложной симфонически развивающейся ткани последней части произведения слышатся попевки-интонации революционных песен «Варшавянки» и «Беснуйтесь, тираны». Тревожно, по-боевому призывно звучит финал, оправдывая данное ему название «Набат» и обобщая всю идею симфонии — идею революционной борьбы пролетариата против царского самодержавия.

Нет сомнения, что новое произведение Шостаковича найдет признание и отзвук в сердцах самых широких кругов наших слушателей. Как ни в каком другом из своих сочинений Шостакович, следуя лучшим традициям русских классиков, и в первую очередь Мусоргского, поднимаясь до симфонически-философского обобщения, говорит о близких, дорогих советскому народу революционных событиях 1905 года.

Вероятно, некоторые из музыкантов или любителей музыки скажут: неужели так безупречна одиннадцатая симфония Шостаковича, что автор этих строк не счел необходимым говорить о тех или иных ее недостатках?

Ответим сразу же: нет! Есть отдельные недочеты, например некоторая затянутость первой части, не все убеждает и в финале симфонии. Можно и следует говорить о некоторой перегрузке трагедийного подхода автора к прочтению этой темы. Но главное не в этом. Нам дорого то, что один из талантливейших советских композиторов, переживший на своем творческом пути много идейных колебаний, стоявший в отдельных произведениях на формалистических позициях, в сороковую годовщину Октября создал реалистическое, народное произведение.

Известно, что события 1905 года считаются генеральной репетицией Великой Октябрьской революции. Надо надеяться, что и симфония Шостаковича, посвященная 1905 году, явится для автора своеобразным «прологом» к созданию новых произведений об эпохе социалистической революции, о трудовом героизме советского народа.

Заслуженный коллектив республики — оркестр Ленинградской филармонии под руководством народного артиста СССР Евгения Мравинского проделал большую работу над освоением новой симфонии. Ясность общего исполнительского замысла дирижера, прекрасный ансамбль, в котором тонко отделаны все детали партитуры, способствовали правильному и глубокому раскрытию основной идеи произведения. Переполненный слушателями Большой зал Филармонии горячим приемом и бурными овациями выразил свою крайнюю благодарность композитору Шостаковичу и оркестру под руководством Мравинского.

А. Анисимов



Другие материалы

27 ноября 1957

«Вечерний Ленинград»

О концерте 26 ноября 1957 в БЗФ
12 декабря 1947

«Ленинградская правда»

О концерте 29 ноября 1947 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»