Пресса
«Вечерний Ленинград»
О концертах 7 и 8 октября 1950ПЕРВЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ
Открытие сезона симфонических концертов Филармонии — радостное событие в музыкальной жизни Ленинграда.
Достаточно взглянуть на переполненный зал, на взволнованные лица людей, вслушаться в обрывки фраз, чтобы почувствовать, как велика тяга советской аудитории к симфонической музыке — самому сложному жанру музыкального искусства.
Из года в год оркестр Ленинградской филармонии ведет плодотворную работу по пропаганде лучших образцов симфонической литературы. Он по праву считается одним из самых выдающихся в мире исполнителей симфонической музыки. Оркестр отличается не только высоким техническим совершенством в исполнении труднейших симфонических произведений, но и умением глубоко вникнуть в содержание музыки, довести его до слушателей с предельной ясностью и яркостью.
Во всем блеске своего мастерства предстал оркестр и в вечер открытии сезона. Это тем радостнее отметить, что за последние месяцы в состав коллектива вошло немало новых, преимущественно молодых музыкантов.
Филармония открыла свой сезон 5-й симфонией Чайковского и 5-й симфонией Шостаковича.
5-я симфония Чайковского принадлежит к чиу произведений, наиболее любимых широчайшими кругами слушателей. Глубина содержания, красота и мастерство музыкального воплощения замысла завоевали ей почетное место в ряду величайших созданий композитора.
С большой проникновенностью раскрыл содержание симфонии дирижер Е. Мравинский. Он подчеркнул в произведении все светлое, жизнерадостное. Лирические темы особо выделялись дирижером и вдохновенно исполнялись оркестром. Наоборот, тема рока, проходящая через все части симфонии, в трактовке Мравинского звучала приглушенно.
5-я симфония Шостаковича давно вошла в наш концертный репертуар как одно из самых интересных советских симфонических произведений.
Впервые оркестр Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского исполнил ее 13 лет тому назад. За эти годы многое изменилось в оценках творческого пути Шостаковича, что не могло не сказаться на исполнительской трактовке симфонии — произведения, занимающего одно из центральных мест в творчестве композитора.
Если в предыдущие годы Е. Мравинский подчеркивал сумрачный колорит многих картин симфонического повествования Шостаковича, то в данном концерте он по-новому подошел к симфонии, раскрыв заложенное в ней оптимистическое содержание. Такая трактовка более соответствует правильному пониманию творческих устремлений Шостаковича, приведших композитора к созданию музыки кинофильмов «Падение Берлина», «Встреча на Эльбе», «Молодая гвардия», «Мичурин», «Пирогов» и, наконец, к большой творческой победе — оратории «Песнь о лесах».
Судя по репертуарному плану, предстоящий симфонический сезон обещает быть особенно интересным, так как в его программах широко представлены лучшие симфонические произведения классиков русской и западноевропейской музыки, а также новинки советского симфонического творчества.
Леонид Энтелис