Пресса

21 января 1933

«Красная газета» (утренний выпуск)

О концерте 17 января 1933 в БЗФ

На музыкальном фронте

Концерт Д. Шостаковича

Едва ли найдется еще один советский композитор, столь известный в музыкальном мире Запада и СССР, как Д. Шостакович.

Это — не дешевая скоропроходящая популярность модного автора, это — не скандальная известность озорного экспериментатора, это — и не безвкусный интерес к молодому, очень молодому композитору, как к «вундеркинду». Нет, это — настоящее взволнованное любопытство к одному из значительнейших явлений советской музыкальной действительности, явлению, не умещающемуся в обычные рамки «яркого, молодого дарования».

Когда говорят о композиторе, что он молод, естественно предположить, что его профессиональное умение отстает от его творческих желаний, что часто недостаток техники отражается на яркости воплощения замысла.

Ни в какой степени это не может быть отнесено к Шостаковичу. Уже сейчас (в возрасте 27 лет) Шостакович — один из крупнейших мастеров композиторского искусства.

Шостакович, окончивший Ленинградскую консерваторию, воспитывался в классе выдающегося композитора-педагога проф. М. О. Штейнберга.

В год окончания консерватории (1925) была исполнена его первая симфония, сразу обратившая внимание на молодого автора. В этой симфонии Шостакович еще не свободен от академических традиций и от влияний ряда композиторов, но это не может сдержать стремительный напор его творческой индивидуальности, яркости и образности его глубокой и вместе задорной речи.

Вслед за симфонией он пишет оперу «Нос» (по Гоголю), в которой находит свой (безошибочно отличимый из сотни других авторов) стиль, смелый до крайности и экспериментальный в лучшем смысле слова. Однако, нельзя не указать, что при всех исключительных качествах этого произведения, сложность музыкальной речи и композиционных приемов делает его малодоходчивым до широкой слушательской массы.

Неверно было бы представить себе Шостаковича композитором, решающим «чисто-музыкальные» проблемы в тиши своего кабинета.

Одним из первых он творчески откликается на советскую тематику сочинением «Октябрьской» и «Первомайской» симфоний.

В первом ряду композиторов, сочиняющих музыку для кино, мы видим Шостаковича.

Он пишет музыку к фильме «Новый Вавилон» (одно из наименее удачных произведений), а позднее к звуковым фильмам: «Одна», «Златые горы» и, наконец, к одному из шедевров нашей кинематографии — фильме «Встречный».

Проблема реконструкции балетного спектакля вдохновляет его к созданию двух балетов: «Болт» и «Золотой век», в неуспехе которых больше повинен сценарий и постановка, чем музыка.

В течение последних лет Шостакович написал музыку к ряду драматических спектаклей. Большое влияние на творчество его оказала работа в коллективе Театра рабочей молодежи (ТРАМ).

Сейчас Шостакович закончил оперу «Леди Макбет Мценского уезда» (по Лескову).

Этот неполный перечень его сочинений свидетельствует об исключительной плодовитости, о разностороннем даровании композитора. Понятно, что не все этапы его пути равноценны. Но все его творчество насыщено настоящей умной смелостью, так характерной для нашей советской действительности.

Нужно всячески приветствовать инициативу Филармонии, намеревающейся показать в монографических концертах творчество ведущих советских композиторов (ибо мы богаты не одним Шостаковичем).

В концерте 17 января необходимо отметить высоко художественное исполнение труднейших произведений Шостаковича оркестром Филармонии. Особенных похвал заслуживает дирижер А. В. Гаук, блестяще проведший огромную концертную программу.

Минусом концерта явилась неверная установка вступительного слова. Творчество Шостаковича нуждается не в рекламе, а в сжатом хотя бы анализе творческого пути.

Леонид Энтелис



Другие материалы

15 января 1933

«‎Красная газета»‎ (вечерний выпуск)

О концерте 9 января 1933 в БЗФ
17 января 1933

«‎Красная газета»‎ (вечерний выпуск)

К первому авторскому концерту Шостаковича 17 января 1933 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»