Пресса
«Вечерний Ленинград»
О концерте 2 октября 1960 и премьере Квартета № 8 Шостаковича в МЗФТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР Д. ШОСТАКОВИЧА
Открытие сезона камерных концертов в Малом зале имени Глинки Ленинградской филармонии представило исключительный интерес. В программе — произведения Д. Д. Шостаковича, в том числе впервые исполнявшийся публично квартет № 8. Исполнитель — неутомимый пропагандист творчества выдающегося советского композитора — квартет имени Бетховена.
Очень удачна сама мысль — посвятить первый концерт сезона крупнейшему представителю современного советского искусства.
Струнные квартеты принадлежат к высшим творческим достижениям Шостаковича. Этот жанр музыки, лишенный внешнего виртуозного блеска и яркого разнообразия красок, присущего звучанию оркестра, требует как от композитора, так и от исполнителей большой вдумчивости и высокой интеллектуальной культуры. Шостакович — художник острой и тревожной мысли, и естественно, что он охотно обращается к такому «философскому» жанру, как квартет. Конечно, музыка не может показать конкретное содержание проблем, волнующих композитора, но она может выразить с силой, подчас недоступной слову, эмоциональный строй мышления.
Любопытно, что Шостакович обратился к квартетному жанру относительно поздно, после создания пяти симфоний, будучи уже зрелым, прославленным мастером. Особенно возросло тяготение композитора к квартетному творчеству в последние годы, когда на протяжении небольшого промежутка времени были написаны два значительнейших произведения — квартеты № 7 и № 8, составляющие, по-видимому, новую веху на творческом пути композитора.
Это было наглядно показано в отчетном концерте, в программу которого вошли также квартеты № 2 и № 7. Квартет № 2, созданный в 1944 году, близок по содержанию и характеру симфоническому творчеству Шостаковича тех лет. Художник-гуманист, потрясенный пережитой всем миром трагедией, буквально с окровавленным сердцем рисовал образы, волновавшие его, — высокий и чистый внутренний мир человека и страшную картину сил мрака и реакции. Но если в симфониях того времени эти силы, эта борьба могли быть показаны во всей их непосредственной реальности, то в квартете, в силу специфики его выразительных средств, они отражались сквозь призму раздумья, как философское осознание большого жизненного опыта.
В последних квартетах эти тенденции выражены еще глубже. Очень своеобразен замысел квартета: тематическим материалом послужили отрывки из различных произведений Шостаковича. В квартет включена мелодия русской революционной песни «Замучен тяжелой неволей», чем наглядно подтверждается мысль, выраженная композитором в посвящении.
Несмотря на разнородность включенного материала, относящегося к разным периодам творчества, квартет — произведение удивительно цельное и органическое. Большие художники, приходя к творческой зрелости, иногда создают произведения, поражающие высокой, просветленной мудростью. Таковы последние квартеты Бетховена, некоторые камерные пьесы Брамса, грандиозное «Сказание о граде Китеже» Римского-Корсакова. Быть может, в творчестве Шостаковича тоже наметились очертания этого нового этапа — своего «Китежа»? Советские слушатели всегда будут с интересом следить за неустанными, предельно искренними исканиями этого замечательного художника.
С чувством большой признательности нужно отметить исполнителя — квартет имени Бетховена. Этот первоклассный ансамбль отличается чертами, особенно способствующими трактовке музыки Шостаковича, — глубокой продуманностью исполнительского замысла, четким показом сложного плетения музыкальной ткани, сильной и в то же время сдерживаемой строгим интеллектом эмоциональностью. Нельзя не выделить проникновенного соло 1-й скрипки (Д. М. Цыганов) во 2-м квартете.
Автор, присутствовавший на концерте, и исполнители были горячо приняты многочисленными слушателями. Квартет № 8 был повторен по требованию аудитории.
А. Ступель