Персоны

Карл Элиасберг

1907–1978
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Карл Элиасберг

Биография

Элиасберг Карл Ильич – дирижер, руководитель Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета с 1932 года, в 1954–1957 – главный дирижер Симфонического оркестра филармонии (СО).

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Карл Элиасберг родился в Минске, в гимназию ходил в Елизаветграде, в Петроград переехал в 1922-м и поступил в консерваторию в скрипичный класс Сергея Павловича Коргуева. В 1925-м профессор Коргуев эмигрирует, Элиасберг учится у  Вениамина Шера, диплом получает в 1930-м, уже имея серьезный практический опыт: в 1928–1932 он – концертмейстер оркестра Театра музыкальной комедии, где в оперетте «Роз-Мари» состоится и дирижерский дебют музыканта.

5 августа 1932 года 25-летнего Карла Элиасберга принимают штатным дирижером в оркестр Ленинградского радиокомитета. Должность главного дирижера коллектива он получит в 1936-м и сохранит до 1949 года. Но в Большом зале филармонии Элиасберг начинает выступать с января 1938-го с Заслуженным коллективом.

В мае 1940 года оркестр едет на гастроли в Москву: четыре программы играет под управлением Евгения Мравинского, по одной – с Николаем Рабиновичем и Карлом Элиасбергом. Молодой музыкант получает прекрасную прессу, а в отчетных статьях по итогам предвоенных сезонов его имя называется в числе наиболее перспективных дирижеров.

В августе–сентябре 1941 года Заслуженный коллектив эвакуируют в Новосибирск. В городе остается один оркестр – Ленинградского радиокомитета. Самый драматический период своей истории – 872 дня ленинградской блокады – этот оркестр переживет с Карлом Элиасбергом.

В автобиографии, датированной 3 июня 1955-го, Элиасберг напишет:

«Будучи единственным дирижером в городе-фронте, я продирижировал:
85 открытых симфонических концертов,
254 радиоконцерта,
54 оперных спектакля и ряд шефских концертов.
Кроме того, оркестр озвучил ряд хроникальных и документальных фильмов».

Большая половина открытых концертов – почти 50 – прошла в Филармонии.

12 октября 1941 года коллектив под управлением Карла Элиасберга открывает концертный сезон в Большом зале. В январе оркестр прекращает работу, Элиасберга и его жену, пианистку Надежду Бронникову, спасая от дистрофии, привозят на санках в диспансер, располагавшийся в гостинице «Астория». Но уже 30 марта 1942-го Элиасберг выходит на первую репетицию – в апреле музыканты выступают в Театре драмы имени Пушкина, а с 1 мая возобновляют концерты в Филармонии.

Самым памятным и знаковым событием в жизни всего измученного Ленинграда будет блокадная премьера Седьмой симфонии Шостаковича, она пройдет 9 августа 1942 года в переполненном Большом зале.

          

Но слушатели собираются и на другие концерты. В Филармонии под управлением Элиасберга звучат симфонии № 5 и № 9 Бетховена, № 2 Бородина, № 4  Глазунова, «Арлезианка» Бизе, Вальс-фантазия, Камаринская и Арагонская хота Глинки, «Шехеразада» Римского-Корсакова, Прелюды Листа, оперные фрагменты: среди часто исполняемых – патриотические арии из «Ивана Сусанина» и ария Иоанны (как писали в программках – Жанны Д’Арк) из «Орлеанской девы» Чайковского.

Чайковский, как и до войны, занимает основное место в афише Большого зала: Элиасберг включает в программы симфонии №№ 4, 5 (особенно часто), № 6 и «Манфред», оркестровые сюиты, фрагменты из опер и «Лебединого озера», инструментальные концерты, в которых солируют музыканты, оставшиеся в Ленинграде.

После прорыва блокады в январе 1943-го играть с Элиасбергом из Москвы приезжают Яков Флиер, Мария Юдина, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах. 30 мая  1943 года в Большом зале состоялся торжественный концерт, посвященный 240-летию Ленинграда, в котором принял участие оркестр. Отметили в Филармонии и другие памятные даты: 9 октября 1943-го под управлением Элиасберга оркестр исполнил монографию Чайковского с Симфонией № 6. Никаких специальных ремарок на программке не было, но не вызывает сомнения, что вечер был приурочен к 50-летию премьеры «Патетической симфонии», исполненной на последнем концерте Чайковского 16 октября 1893 года в зале Дворянского собрания.

Весной 1944-го (18 и 25 марта, 1 апреля) Элиасберг представил цикл из трех концертов к 100-летию Римского-Корсакова, 1 апреля прозвучала и увертюра «Светлый праздник» (16 апреля будут отмечать Пасху) – именно так, а не «Воскресная увертюра», названо сочинение в программке.

К осени 1944 года из новосибирской эвакуации возвращается коллектив Филармонии. Карл Элиасберг выступает теперь в Большом зале с Заслуженным коллективом. Очередной концерт, с солидной программой из кантаты Танеева «Иоанн Дамаскин» и «Божественной поэмы» Скрябина, намечен на 9 мая 1945 года. В этот день приходит известие о долгожданной победе, и Танеева срочно заменяют на «Песню о Сталине» Хачатуряна и увертюру Чайковского «1812-й год».

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича


В новой, мирной жизни государство системно стирает из памяти страшную историю блокады, а ее выживших свидетелей исключает из списка героев. Нет в нем ни БСО Ленрадио, ни его главного дирижера Карла Элиасберга. Примечательна статья о деятельности Ленинградской филармонии, опубликованная в киевской газете «Правда Украины» еще 18 апреля 1945 года:

«Ленинградская филармония во время пребывания в эвакуации в Новосибирске провела там грандиозную работу. Кроме регулярных симфонических, камерных и сольных концертов, было проведено множество концертов-лекций в специально организованном лектории. Не прерывалась и работа в Ленинграде, где постоянно, даже в самые тяжелые дни, оставалась часть артистов и исполнительских коллективов. Однако только после возвращения всего основного состава филармонии в Ленинград в октябре 1944 г. концертная жизнь здесь приобрела настоящий размах».

В 1949 году Карл Ильич Элиасберг оставляет пост главного дирижера Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета. Его трудовая книжка лежит в Союзе композиторов, куда дирижера принимают в 1947-м за заслуги в пропаганде советской музыки.

Элиасберг начинает гастролировать по стране – города Поволжья, Дальнего Востока, Новосибирск, Одесса, Рига, Таллин, Москва – здесь он чаще всего выступает с Государственным симфоническим оркестром СССР. С 1946-го им руководит Константин Иванов. С Элиасбергом они знакомы еще со времен Первого Всесоюзного конкурса дирижеров, где Иванов получил III премию, а Карл Элиасберг – диплом. В Госоркестре в 1951-м Карлу Ильичу предлагают место штатного дирижера, по какой-то причине это не получается, но с оркестром он работает активно, здесь его ценят и любят – и при Константине Иванове, и при сменившем его в 1964 году Евгении Светланове.

Дирижирует Элиасберг и в Ленинградской филармонии, но только Заслуженным коллективом, хотя в Филармонии теперь регулярно выступает Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. Весной 1953 года коллектив хотят расформировать. На его защиту становятся Шостакович, Хачатурян, Мравинский, по ходатайству которых музыкантов переводят в штат Филармонии, как второй симфонический оркестр.

Первые концерты коллектива в новом статусе проходят без Элиасберга. Но уже 16 октября 1954 года в его трудовой книжке появляется запись: зачислен главным дирижером 2-го симфонического оркестра. В коллективе немало музыкантов, с которыми Элиасберг пережил блокаду, это его соратники и единомышленники. Но условия работы в Филармонии Элиасберга не устраивают. Евгений Мравинский, приложивший так много усилий для спасения оркестра, не предполагал всех последствий и не спешил делиться временем, местом и положением. В отличие от ЗКР, у СО (такая аббревиатура теперь будет у коллектива) недостаточное количество репетиций, которые проходят в Малом зале, концерты оркестр играет чаще на выездных площадках – в ДК Промкооперации и ДК имени Кирова, в Доме офицеров, в Капелле. Выступают музыканты и в Большом зале, но к акустике его не приучены. Репертуар оркестра все больше заполняется советской музыкой (не всегда хорошего качества). Правда, именно это обстоятельство позволяет Элиасбергу начать борьбу за увеличение финансирования оркестра, получавшего значительно более низкую зарплату в сравнении с артистами ЗКР.

С 1954-го до 1956-го письма в поддержку второго Симфонического оркестра филармонии пишут Шостакович и Хачатурян, Кабалевский и Дунаевский, Хренников и Капп, дирижер Борис Хайкин. Элиасберг не может смириться со сложившимся положением оркестра. Он озвучивает свои претензии в устных беседах с директором Филармонии, в докладных записках, на партсобраниях. Бывает резок, импульсивен. И это не нравится. 16 февраля 1957 года он увольняется из Филармонии. Но запланированные концерты в афише сохраняются. Карл Элиасберг выступает и с ЗКР, и с СО.

30 декабря 1961 года в Большом зале отмечают 30-летие Симфонического оркестра филармонии. В праздничном концерте три дирижера – Арвид Янсонс (он теперь главный дирижер коллектива), Геннадий Рождественский и Карл Элиасберг. Под его управлением бывший оркестр Ленинградского радио играет Седьмую симфонию Шостаковича. Дирижировать Седьмой Элиасберга приглашают также в концерт 27 января 1964 года, посвященный 20-летию освобождения Ленинграда от блокады. В оркестре сидят и музыканты – участники исторического концерта 9 августа 1942 года. В зале – автор. Память о вечере сохраняет общая фотография.

Концерт 27 января 1964 года. Шостакович, Симфония № 7.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

«Ленинградская симфония» Шостаковича, ставшая «главной ролью» в блокадной биографии музыканта, не принесла ему удачу. У этой роли были более почетные исполнители. Имя Шостаковича прочно связывалось с именем Мравинского, и двойной портрет их творческого союза не нуждался в дополнительных штрихах.

Впрочем, интересы самого Элиасберга сосредотачивались на другой музыке. В его филармонических программах – Высокая месса Баха, Месса до мажор и Реквием Моцарта, «Неоконченная» Шуберта, симфонии № 9 Дворжака, № 4 Брамса, № 7 Брукнера, Четвертая симфония Малера: Элиасберг первым в СССР запишет ее на пластинку.

В Филармонии под его управлением солируют Давид Ойстрах, Даниил Шафран, Лев Оборин, Белла Давидович, Эмиль Гилельс, Леонид Коган, Татьяна Николаева. Все они относятся к дирижеру с почтением и любовью, ценят его необычайную эрудицию, высочайшую музыкальную культуру, бескомпромиссность и преданность профессии, «невозможный» (по определению Курта Зандерлинга) слух. С Зандерлингом Элиасберга связывает тесная дружба. Она сохраняется в письмах и после отъезда Зандерлинга в июне 1960 года в Германию.

Концерт 7 октября 1961 года. Оркестр ЗКР, солист Рудольф Керер. Дирижер Карл Элиасберг.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Концерт 15 октября 1962 года. Симфонический оркестр (СО) филармонии, солистка Ида Гендель (Великобритания). Дирижер Карл Элиасберг.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В ноябре 1970 года Карл Ильич Элиасберг начинает сотрудничать с Оркестром старинной и современной музыки (с 1996-го – Санкт-Петербургский ГАСО). С коллективом, созданным в Ленинграде в 1967-м, работает Николай Семенович Рабинович. Фактически, оба этих замечательных музыканта воспитали оркестр, исполнив с ним редко звучавшие сочинения XVII–XIХ веков и новинки. Камерный оркестр старинной и современной музыки становится отдушиной для Элиасберга. С ним он проводит тщательные, неспешные репетиции, работает над стилем, штрихами, интонацией. Музыканты дают концерты в Капелле, во Дворцах культуры, но в Большом зале впервые выступят уже после смерти Элиасберга.

Свой последний концерт дирижер даст в Москве 27 сентября 1978 года с оркестром Московской филармонии.

В 2012 году выйдет книга «Карл Ильич Элиасберг. Воспоминания. Исследования. Документы» (СПб.: Издательский дом «Сад искусств»). Ее составитель – фаготист Виктор Васильевич Козлов (1945–2017) 30 лет собирал материалы к изданию, в котором, шаг за шагом, с документальным подтверждением, воссоздана биография дирижера. Есть в ней и воспоминания известных людей, ценивших и любивших Элиасберга. Юрий Темирканов с благодарностью рассказывает о том, как он, молодой дирижер, всегда мог зайти к Элиасбергу домой и получить бесценные советы строгого, но всегда открытого для общения Карла Ильича, обладавшего поразительным свойством слышать музыку глазами. В 1991 году Темирканов стал инициатором переноса урны с прахом Карла Элиасберга из колумбария Пискаревского кладбища на мемориальные «Литераторские мостки».

Есть в сборнике и воспоминания Евгения Светланова, первым поддержавшего идею создания такой книги. Светланов пишет:

«… он как никто другой умел превосходно работать с оркестром. … После него любой мог вставать за пульт, получая уже готовый, налаженный, ‘’смазанный’’, безупречно вышколенный оркестровый механизм. Я много раз испытал это на себе, приходя в оркестр после Элиасберга. … Поэтому у нас в Москве за Карла Ильича была постоянная тяжба между нашими оркестрами».

Иная ситуация сложилась в Ленинграде.

«В последние годы, – рассказывает Светланов, – он не мог переступить порог Ленинградской филармонии, которой отдал так много сил, души, таланта и которая в лице своего руководства так сильно его обидела. Но он, как и всегда, не мог пропустить интересный концерт и покупал себе билет в кассе, входя в зал вместе с публикой …»

На сцене Большого зала после 1966 года Карл Ильич Элиасберг появлялся крайне редко: два концерта дал в 1967-м (23 сентября и 24 ноября), потом лишь через 7 лет, в 1974-м (9 и 10 декабря), и последний – 9 мая 1975 года, когда Симфонический оркестр филармонии вновь исполнял под его управлением симфонию № 7 Шостаковича. Это было 30-летие со дня Победы, и приглашение Элиасберга сочли символичным и политически верным.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В книге «Прямая речь. Санкт-Петербургская филармония: история в автографах» (2013) опубликована фотография дирижера с надписью, сделанная через год после окончания войны:

«Симфоническому оркестру Лен-Радио Комитета, научившего меня очень многому.   
С глубокой признательностью
К. Элиасберг 23.V – 46 г.».

22 мая 2007 года Академический симфонический оркестр филармонии под управлением Александра Дмитриева дал концерт в честь 100-летия со дня рождения Карла Ильича Элиасберга, с именем которого неразрывно связана история коллектива.

И. Р.


ВИДЕО

Александр Дмитриев о Карле Элиасберге

Александр Дмитриев о Карле Элиасберге

Виктор Козлов о Карле Элиасберге

Виктор Козлов о Карле Элиасберге

Марис Янсонс о встречах дирижеров в Ленинграде

Марис Янсонс о встречах дирижеров в Ленинграде

Зодим Носков. Воспоминания о дирижерах

Зодим Носков. Воспоминания о дирижерах




Другие материалы

Борис Гольдштейн

Борис Гольдштейн

Скрипка 1922–1987
Курт Зандерлинг

Курт Зандерлинг

Дирижер 1912–2011

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»