Персоны

Академический симфонический оркестр Московской филармонии

основан в 1951 году
Академический симфонический оркестр Московской филармонии

Биография

Академический симфонический оркестр Московской филармонии – коллектив, созданный в 1951 году.

Первоначально новый симфонический оркестр был создан при Всесоюзном радио, однако уже через два года, в 1953-м, он перешел в подчинение Московской филармонии, у которой до этого не было своего симфонического коллектива. Первым главным дирижером Оркестра стал Самуил Самосуд, здесь он проработает всего несколько сезонов, и вывезти коллектив на гастроли в Ленинград не успеет. С 1957-го Оркестром руководит Натан Рахлин. Однако и для него эта должность не станет главной: параллельно Рахлин возглавляет Симфонический оркестр Украинской ССР, именно с ним связывает свои творческие амбиции, планы и желания. Проводя большую часть времени в Киеве, со столичным коллективом он работает по остаточному принципу, и уже в 1960-м просит освободить его от работы в Московской филармонии.

Концерт 8 февраля 1962 года. Ленинградская премьера Четвертой симфонии Шостаковича.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Место Рахлина занимает Кирилл Кондрашин, который решает во что бы то ни стало вывести Оркестр на лидирующие позиции. Годы, проведенные под руководством Кондрашина, станут временем расцвета Оркестра. Уже в 1961 году о коллективе заговорят в связи с громкой премьерой: Кондрашин решается исполнить Четвертую симфонию Шостаковича, долгие годы, с 1936-го, пролежавшую «на полке». Четвертую симфонию Оркестр Московской филармонии привозит и на свои первые гастроли в Ленинград в феврале 1962 года. В программах концертов в Большом зале есть также премьера симфонии Вайнберга, «Метаморфозы тем Вебера» Хиндемита, Девятая симфония Шостаковича, сюита «Дафнис и Хлоя» Равеля – репертуар Оркестра Кондрашин расширяет сразу, с первых лет сотрудничества. На гастроли 1962 года с Оркестром приезжают именитые солисты – Рудольф Керер и Давид Ойстрах. Во время следующих визитов в Ленинград в концертах будут солировать Олег Каган, Евгений Могилевский, Владимир Спиваков, Павел Серебряков, а в симфонических программах в Большом зале прозвучат сочинения Рихарда Штрауса, Рахманинова и Чайковского, Бетховена и Моцарта, Четвертая и Девятая симфонии Малера – любимого композитора Кондрашина, Восьмая симфония Шостаковича, ленинградские премьеры опусов Бориса Чайковского.

За пределами ленинградской афиши остались другие громкие премьеры, проведенные Оркестром под управлением Кондрашина в Москве: Кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева и Тринадцатой симфонии Шостаковича. Превращение из рядового оркестра в коллектив, которому доверяет премьеры первый композитор страны, нельзя было назвать безболезненным и гладким. Невероятная требовательность Кондрашина, недовольство несоответствием формального статуса Оркестра его реальному месту в музыкальной жизни города и страны вызывали недовольство среди оркестрантов. Отношения между музыкантами и дирижером к середине 1970-х стали особенно напряженными. В 1973-м Кирилл Петрович в последний раз привозит свой Оркестр в Ленинград. А в 1975 году пишет заявление об уходе, успев до этого добиться присвоения Оркестру статуса «Академический». Удерживать маэстро не стали.

В 1976 году на пост руководителя Оркестра Московской филармонии приходит тридцатишестилетний Дмитрий Китаенко. Дирижер нового поколения, новой формации, он включает в московские программы коллектива много новой музыки, запишет с Оркестром все симфонии Прокофьева, при нем коллектив участвует в оперных проектах, сотрудничая с известными вокалистами.

Под управлением Китаенко Оркестр приезжает на три концерта в Большой зал после двенадцатилетнего перерыва в 1985 году, а в июле 1989-го возвращается еще на одну программу: Концерты Листа и Чайковского с Оркестром Московской филармонии играет Ван Клиберн, выручку от билетов планируют передать в фонд постройки памятника Чайковскому, который, впрочем, так и не будет установлен.

В 1990 году Китаенко уезжает работать в Европу. Московским оркестром руководят Василий Синайский (1990–1996), Марк Эрмлер (1996–1998). С 1998 года и по настоящее время главным дирижером коллектива остается Юрий Симонов. Пережив сложные «перестроечные» времена, коллектив по-прежнему сотрудничает с ведущими солистами, с ним выступают Элисо Вирсаладзе, Николай Луганский и Денис Мацуев, Виктор Третьяков, Максим Венгеров и Вадим Репин, Наталия Гутман и Александр Князев. Симонов привлекает к своим программам и звезд кино и театра: они ведут детские концерты, читая сказки, по мотивам которых писали сочинения великие композиторы. Оркестр много гастролирует, за рубежом и по стране, выступая в рамках «Всероссийских филармонических сезонов».

В Петербургский Большой зал Юрий Симонов приезжал со своим коллективом дважды – в октябре 2011-го и 19 марта 2022 года. Это последнее выступление состоялось уже в новом столетии филармонической истории и было посвящено вековому юбилею двух столичных филармоний – Петербургской и Московской.

О. Р.


Концерты

  • 8 февраля 1962

    (общая программка-буклет на 8, 9, 11 и 12 февраля, с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Шостакович. Симфония № 4

  • 9 февраля 1962

    (общая программка-буклет на 8, 9, 11 и 12 февраля, с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Вайнберг. Симфония № 4. Равель. «Дафнис и Хлоя», сюита № 2. Хиндемит. «Симфонические метаморфозы тем Вебера»

  • 11 февраля 1962

    (общая программка-буклет на 8, 9, 11 и 12 февраля, с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Художественный руководитель и главный дирижер – Кирилл Кондрашин

    Моцарт. «Деревенская симфония». Бетховен. Концерт для скрипки с оркестром. Шостакович. Симфония № 9

  • 12 февраля 1962

    (общая программка-буклет на 8, 9, 11 и 12 февраля, с составом оркестра)

    Симфонический концерт
    Художественный руководитель и главный дирижер – Кирилл Кондрашин

    Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Шостакович. Симфония № 4

  • 22 января 1968

    (программка с составом ансамбля солистов Оркестра Московской филармонии)

    Вечер старинной музыки

    В программе: Моцарт, Перселл, Гендель, Бах, Корелли, Вивальди, Страделла, Марчелло, Росса, Фальконьери

  • 21 мая 1968

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Моцарт. Симфония № 41 «Юпитер». Сибелиус. Симфоническая поэма «Сага». Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая»

  • 22 мая 1968

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Стравинский. «Петрушка». Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Равель. Хореогафическая поэма для оркестра «Вальс»

  • 24 мая 1968

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Сибелиус. Концерт для скрипки с оркестром. Малер. Симфония № 9

  • 17 марта 1971

    5-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Б. Чайковский. Симфония № 2. Шопен. Концерт для фортепиано № 1. Равель. Сюита № 2 из музыки балета «Дафнис и Хлоя»

  • 18 марта 1971

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Бетховен. Увертюра «Кориолан». Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Шостакович. Симфония № 8

  • 20 марта 1971

    5-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая». Б. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Рахманинов. Симфонические танцы

  • 23 января 1973

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Римский-Корсаков. Музыкальные картины из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Гайдн. Концерт для скрипки с оркестром № 1. Бетховен. Симфония № 5

  • 24 января 1973

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Вебер–Вейнгартнер. «Приглашение к танцу». Шостакович. Концерт для виолончели с оркестром № 1. Малер. Симфония № 4

  • 26 января 1973

    3-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Мендельсон. Увертюра «Гебриды». Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Р. Штраус. Симфоническая поэма «Жизнь Героя»

  • 3 марта 1985

    4-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Дмитрий Китаенко

    Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 2

  • 4 марта 1985

    Симфонический концерт
    Дирижер – Дмитрий Китаенко

    Прокофьев. Симфония № 3. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Равель. Хореографическая поэма «Вальс»

  • 6 марта 1985

    4-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Рихард Штраус (к 120-летию со дня рождения)
    Дирижер – Дмитрий Китаенко

    Р. Штраус. Симфоническая поэма «Так говорил Заратустра». Концерт для скрипки с оркестром. 2-я сюита вальсов из оперы «Кавалер розы»

  • 9 июля 1989

    Сбор от концерта будет перечислен в Фонд культуры на сооружение памятника П. И. Чайковскому

    Симфонический концерт
    Дирижер – Дмитрий Китаенко

    Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1




Другие материалы

Валентин Оношко

Валентин Оношко

Артист балета род. в 1940
Николай Охотников

Николай Охотников

Бас 1937–2017

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»