Персоны
Марк Эрмлер
Биография
Эрмлер Марк Фридрихович – дирижер.
Отец будущего дирижера Фридрих Эрмлер был известным советским кинорежиссером. Снимать начал еще в 1924-м немые фильмы на фабрике «Севзапкино» – будущей студии «Ленфильм». В историю вошли его новаторская немая картина «Обломок империи», фильм «Встречный», в котором дебютировал в кино Дмитрий Шостакович. К нескольким фильмам Фридриха Эрмлера музыку писал Гавриил Попов, в том числе и к картине «Великий перелом», получившей один из Гран-при первого Каннского международного кинофестиваля (1946). Есть своя фильмография и у Марка Эрмлера – в 1956–1996 он записал с оркестром кинематографии музыку ко многим фильмам.
Но главные творческие проекты Марка Эрмлера были связаны с Большим театром. Сюда его берут вскоре после окончания факультета оперно-симфонического дирижирования Ленинградской консерватории (1954), где он учится у Натана Рахлина, а завершает курс у Николая Рабиновича. Рахлин, вернувшийся из Ленинграда на должность главного дирижера Большого театра, и приглашает Эрмлера в Москву. В Большом он служит почти всю жизнь: в 1956–1989, и как художественный руководитель и главный дирижер – с 1998-го по 2000 год.Под его управлением в театре в разные годы шли десятки опер, среди них были и редкости – «Ифигения в Авлиде» Глюка, «Опричник» Чайковского. Марк Эрмлер стоял за пультом на премьере оперы Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» (1960), а сделанная им в 1961 году запись оперы долго оставалась единственной (в 2002-м ее записал Валерий Гергиев).
В театре Марка Фридриховича ценили особенно в русском репертуаре, который был поистине безграничен. С 1964-го он дирижировал и балетными спектаклями, начав сразу со Стравинского – «Жар-птицы» и «Петрушки».
Среди инициатив Эрмлера – возрождение симфонических абонементов оркестра театра в Большом зале Московской консерватории. Это давало возможность и оркестру, и дирижерам, и самому Эрмлеру выйти из оркестровой ямы на концертную сцену.
Опыт работы с симфоническими оркестрами у Марка Эрмлера был куда скромнее. Но именно его, хоть и на краткий период (1996–1998), позвали руководить оркестром Московской филармонии в непростые для коллектива времена.
В 2000 году Марк Эрмлер получает приглашение из Южной Кореи возглавить Сеульский филармонический оркестр. За границей его знают. С Большим театром музыкант гастролировал на самых престижных оперных сценах мира, в 1990-е уже один выезжал на постановки в «Ковент-Гарден», Баварскую оперу, в театры Австрии, Шотландии, Израиля, Италии… Работа с Сеульским оркестром продлится недолго: Марк Эрмлер уйдет из жизни во время репетиции с корейскими музыкантами 13 апреля 2002 года.
Вспоминают о нем всегда с теплотой. В том числе и в Петербургской филармонии. В Большом зале концертов у Эрмлера было немного. С 1970-го он приезжал сюда в основном с балетной музыкой и оперными программами, в которых солировали артисты ГАБТа Ирина Архипова и Владислав Пьявко, Елена Образцова, Галина Олейниченко и Галина Борисова. Под управлением дирижера выступил и солист Кировского (Мариинского) театра Борис Штоколов, а также скрипачи Виктор Либерман и Виктор Пикайзен. Симфоний в программах Марка Эрмлера оказалось лишь две – «Неоконченная» Шуберта (в первом концерте) и Восьмая Бетховена, которая прозвучала в марте 1981 года в последних филармонических выступлениях дирижера.
И. Р.
Концерты
-
21 февраля 1970
Симфонический концерт
Дирижер – Марк ЭрмлерШуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Брамс. Рапсодия для альта. Щедрин. Песня и частушки Варвары из оперы «Не только любовь». Бизе. Хабанера и цыганская песня из оперы «Кармен». Равель. Болеро
-
22 февраля 1970 (днем)
2-й концерт 10-го абонемента (повтор программы 21 февраля)
Симфонический концерт
Дирижер – Марк ЭрмлерШуберт. Симфония № 8 «Неоконченная». Брамс. Рапсодия для альта. Щедрин. Песня и частушки Варвары из оперы «Не только любовь». Бизе. Хабанера и цыганская песня из оперы «Кармен». Равель. Болеро
-
2 июня 1970
Вечер оперной музыки
Ирина Архипова (меццо-сопрано) и Владислав Пьявко (тенор)
Дирижер – Марк ЭрмлерВ программе: Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков, Бизе, Верди, Масканьи
-
26 февраля 1971
Вечер итальянской оперной музыки
Ирина Архипова, меццо-сопрано
Владислав Пьявко, тенор
Дирижер – Марк Эрмлер
В программе: Россини, Верди, Масканьи
-
18 февраля 1974
4-й концерт 9-го абонемента
Вечер оперной музыки
Елена Образцова (меццо-сопрано)
Дирижер – Марк ЭрмлерВ программе: Чайковский, Мусоргский, Сен-Санс, Бизе
-
19 февраля 1974
(повтор программы 18 февраля)
Вечер оперной музыки
Елена Образцова (меццо-сопрано)
Дирижер – Марк ЭрмлерВ программе: Чайковский, Мусоргский, Сен-Санс, Бизе
-
19 февраля 1979
4-й концерт 6-го абонемента
Оперно-симфонический концерт
Дирижер – Марк ЭрмлерВ программе: Глинка
-
20 февраля 1979
(повтор программы 19 февраля)
Оперно-симфонический концерт
Дирижер – Марк ЭрмлерВ программе: Глинка
-
9 марта 1981
2-й концерт 11-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Марк ЭрмлерМендельсон. «Сон в летнюю ночь», фрагменты из музыки к комедии У. Шекспира. Концерт для скрипки с оркестром. Бетховен. Симфония № 8
-
10 марта 1981
(повтор программы 9 марта)
Симфонический концерт
Дирижер – Марк ЭрмлерМендельсон. «Сон в летнюю ночь», фрагменты из музыки к комедии У. Шекспира. Концерт для скрипки с оркестром. Бетховен. Симфония № 8