Персоны

Валерий Гергиев

Род. в 1953

Биография

Гергиев Валерий Абисалович – дирижер.

Сегодня Валерий Гергиев признан одним из лучших дирижеров мира. Невероятный объем его деятельности вполне можно было бы разделить между несколькими состоявшимися музыкальными лидерами. Но Гергиев каким-то волшебным образом успевает все – руководить Мариинским театром, организовывать масштабные фестивали, гастролировать со своей труппой по стране и миру, возглавлять западные оркестры, дирижировать в разных уголках земного шара, преодолевая расстояния, необъяснимые логикой времени.

Он родился в Москве, детство и юность провел во Владикавказе, здесь окончил фортепианное и дирижерское отделения музыкального училища, отсюда в 1972 году приехал поступать в Ленинградскую консерваторию, которую окончит у Ильи Александровича Мусина. В 1976-м четверокурсник Гергиев побеждает на IV Всесоюзном конкурсе дирижеров, а в 1977-м, уже выпускником, привозит из Берлина звание лауреата Конкурса Герберта фон Караяна. Тогда же Юрий Темирканов, главный дирижер Театра оперы и балета имени Кирова (Мариинского), берет Гергиева своим ассистентом.

Так начался главный роман в жизни дирижера – роман с Мариинским театром. Складывался он поначалу непросто, в какой-то момент, испытывая разочарование от собственной работы, Гергиев даже собирался уйти из театра, но желание двигаться вперед победило, и он, как губка, впитывал новый опыт и учился.

Первые выступления молодого дирижера в Большом зале филармонии трудно было назвать предвестниками большой карьеры. В афише имя Гергиева появилось 4 апреля 1977 года: ему досталась часть концертной программы фестиваля «Ленинградская музыкальная весна»: «Приветственная увертюра» Аслана Даурова, посвященная строителям БАМа, симфоническая поэма «Первопроходцы» Баудоржи Ямпилова, Концерт для оркестра Андрея Эшпая. Играл Симфонический оркестр филармонии. С ним состоятся и ближайшие выступления Валерия Гергиева – сначала в абонементе «Дебюты молодых дирижеров» (апрель 1978), затем на открытии Всесоюзной недели детской музыки (1980) и в плановых филармонических абонементах (1979, 1982) с программами из Гайдна, Брамса, Франка, Дебюсси, Скрябина, Стравинского, Прокофьева, Уствольской.

После марта 1982 года в филармонический биографии Валерия Гергиева наступает пятилетний перерыв. В это время (1981–1985) он работает в Ереване – руководит Государственным симфоническим оркестром Армянской ССР, поддерживает контакты с московскими композиторами, в том числе с председателем Союза композиторов СССР – всемогущим Тихоном Хренниковым. Его авторскими концертами Гергиев дирижировал в ленинградском Большом концертном зале «Октябрьский» еще в 1980 году. 5 и 6 января 1987 года Гергиев стоит за пультом Симфонического оркестра филармонии в авторских вечерах Хренникова в Большом зале. В программе – исключительно инструментальные концерты: в Фортепианном № 3 солирует автор, в остальных – юные гении. Это виолончелист Кирилл Родин, пианист Евгений Кисин, скрипачи Вадим Репин и Максим Венгеров. Концерты проходят при полных аншлагах в присутствии музыкальной и номенклатурной элиты. Имя Валерия Гергиева тут же выходит из тени. Его дальнейшая карьера развивается стремительно, вскоре о нем заговорит весь мир.

В 1988 году состоятся сразу несколько выступлений Гергиева в Большом зале с Заслуженным коллективом – в мае, июне, ноябре и декабре. На филармоническую сцену он выходит уже как музыкальный руководитель Кировского/Мариинского театра, откуда в Филармонию переходит Юрий Темирканов. Обоих дирижеров каждый из коллективов выбирает тайным голосованием. В 1996-м Гергиев займет в театре должности художественного руководителя и генерального директора, став полновластным хозяином Мариинского. Таковым он был и остается вовсе не только на бумаге. Невероятная энергия, фантастическая способность к работе без отдыха, жажда новых открытий и масштабных проектов не умеряется ни временем, ни достижениями.

В театре он сразу же начинает с фестивалей, посвященных композиторам-юбилярам, – Мусоргскому (1989), Чайковскому (1990), Прокофьеву (1991, на «Дуэнью» и «Любовь к трем апельсинам» собирается весь город), Римскому-Корсакову (1994), Шостаковичу (2006).  В 1997-м впервые обращается к Вагнеру – ставит «Парсифаля», затем последует «Лоэнгрин», а к 2003 году – вся тетралогия «Кольцо нибелунга»: такого русский оперный театр не видел без малого 100 лет.

Вагнер остается в сфере интересов музыканта, но не ограничивает их. Из значимых событий следует вспомнить «Саломею» и «Молчаливую женщину» Рихарда Штрауса, «Катерину Измайлову» Шостаковича, первую авторскую версию «Бориса Годунова» Мусоргского, «Игрока» Прокофьева… Отдельная тема – Родион Щедрин: Гергиев ввел в репертуар театра все семь опер композитора, три его балета и симфонические сочинения.

С 1993 года большинство премьер театра проходят в рамках Международного фестиваля «Звезды белых ночей», стартовавшего с десятидневной программы и разросшегося до афиши, пролонгированной почти на три месяца. По инициативе Гергиева в театре проходят и другие фестивали – «Лики современного пианизма», «Мариинский балет», «Мариинский-NEXT».

Но не только партитуры вдохновляют Гергиева. Он создает в театре Академию молодых певцов, Молодежный оркестр, свою звукозаписывающую студию, а в 2009-м и лейбл «Мариинский». Он добивается строительства новых пространств вокруг Театральной площади, и в 2006 году у театра появляется Концертный зал, а в 2013-м вторая сцена – Мариинский-2. Позднее будут открыты филиалы театра во Владивостоке (2016) и Владикавказе (2017). А еще Гергиев учредит Московский Пасхальный фестиваль (2002), возглавит оргкомитет Международного конкурса имени П.И. Чайковского (2011), будет колесить с концертами и спектаклями по всей стране и по миру, успевая за сутки выступить на разных континентах.

Личные гастроли Гергиева начались в 1991 году «Борисом Годуновым» в Баварской опере, затем последовали «Евгений Онегин» в Ковент-Гардене (1993), «Отелло» в Метрополитен-опере (1994), с которого стартовало долгосрочное сотрудничество дирижера и с самим нью-йоркским театром, и с исполнителем главной роли Пласидо Доминго – он станет частым гостем Гергиева в Петербурге. На Западе Гергиев, параллельно с Мариинским театром, руководит Роттердамским (1995–2008) и Мюнхенским (2015–2022) филармоническими оркестрами, Лондонским симфоническим (2007–2015), фестивалями в Миккели, Вербье, Национальным молодежным оркестром США, удостаивается премий и орденов Германии и Италии, Японии, Нидерландов, Испании, Франции…

Множество наград Гергиев получает и в России, а Мариинский театр, при всей масштабности международной деятельности дирижера, остается для него всегда приоритетным. Важной заботой Гергиева является не только уровень оперной и балетной трупп, но и уровень оркестра.

Продолжая традицию, заложенную Юрием Темиркановым, Валерий Гергиев выводит оркестр из ямы на сцену для симфонических концертов, максимально расширяя репертуар. Театральный оркестр Гергиева с 1989 года регулярно выступает в Большом зале филармонии. Лишь единичные концерты дирижера проходят с Заслуженным коллективом: в 1993-м он участвует в юбилейном вечере к 90-летию Ильи Мусина, в 1996, 1999 и 2001 годах дает концерты в рамках своего фестиваля «Звезды белых ночей». Еще две фестивальных программы представляет с зарубежными оркестрами – Северогерманского радио (2000) и Лондонским симфоническим (2006).

С коллективами Мариинского театра Валерий Гергиев появляется в афише Большого зала 28 раз, еще несколько выступлений проходит в Малом зале имени Глинки. Сначала это были плановые филармонические концерты, в том числе к 70-летию Филармонии (1991) и к 90-летию со дня рождения Евгения Мравинского (1993) – с «его» программой из Вагнера и Шостаковича (посвященная Мравинскому Симфония № 8). С 1993-го и до 2002 года Большой зал филармонии был основной площадкой для проведения симфонических концертов «Звезд белых ночей». Дирекции фестиваля, несмотря на очевидное соперничество двух организаций – Филармонии и театра, тогда удалось договориться о сотрудничестве, в программах «Звезд» участвовал и Заслуженный коллектив. Сам Гергиев со своим оркестром давал, как правило, несколько фестивальных концертов. Так, в 1995-м их было четыре – 18, 26, 27 и 28 июня, все, разумеется с разными программами: от симфоний Бетховена (№ 9) и Чайковского (№ 5) до монографии Стравинского и премьеры «Этюдов в простых тонах» для альта (Юрий Башмет) с оркестром Александра Чайковского. Среди крупных сочинений, исполненных коллективами Мариинского театра, прозвучали «Осуждение Фауста» и «Ромео и Джульетта» Берлиоза, симфонии № 4 Брамса, № 7 Брукнера и № 2 Малера, № 4 и № 6 Шостаковича, «Музыка для струнных, ударных и челесты» и «Чудесный мандарин» Бартока, симфонические поэмы Рихарда Штрауса, премьера «Мистерии апостола Павла» Николая Каретникова (1996), Концерт для альта с оркестром Софии Губайдулиной, посвященный Юрию Башмету и исполненный им.

С Гергиевым в Филармонии выступали прекрасные солисты – Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Вадим Репин, Альфред Брендель, Александр Торадзе. Принимали участие в его концертах и первые голоса Мариинского театра – Ольга Бородина, Анна Нетребко, Евгения Гороховская, Марина Шагуч. Она исполняла партию главной героини оперы Чайковского «Иоланта», представленной оркестром, хором и солистами театра под управлением Валерия Гергиева на Первом международном зимнем фестивале «Площадь Искусств» 24 декабря 1999 года. Гергиев и его театральные коллективы примут участие в филармоническом фестивале Юрия Темирканова в 2001 году, а потом, после перерыва, в 2008, 2009, 2011 и 2013 годах. В программах будут симфонии № 1 и № 5 Чайковского (2009), симфонии Малера – № 5 в 2008-м, № 7 в 2011-м и № 9 в 2013-м, 23 декабря. Фестиваль «Площадь Искусств» 2013 года был посвящен 75-летию Юрия Темирканова. Но хрупкий альянс двух важнейших культурных институций – Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича и Мариинского театра – по сложным причинам разладился. И с тех пор Валерий Гергиев пока не выходил на сцену Большого зала.

И. Р.


Концерты

  • 16 апреля 1978 (днем)

    4-й концерт 10-го абонемент

    Симфонический концерт
    Дирижер – Валерий Гергиев

    Вебер. Увертюра к опере «Эврианта». Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Франк. Симфония ре минор

  • 17 апреля 1978

    (повтор дневной программы 16 апреля)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Валерий Гергиев

    Вебер. Увертюра к опере «Эврианта». Брамс. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Франк. Симфония ре минор

  • 16 апреля 1979

    6-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Валерий Гергиев

    Гайдн. Симфония № 8 «Вечер». Уствольская. Концерт для фортепиано, струнного оркестра и литавр. Стравинский. «Симфонии духовых инструментов». Дебюсси. Три симфонических эскиза «Море»

  • 17 апреля 1979

    Симфонический концерт
    Дирижер – Валерий Гергиев

    Гайдн. Симфония № 8 «Вечер». Бах. Концерт для трех фортепиано с оркестром. Стравинский. «Симфонии духовых инструментов». Дебюсси. Три симфонических эскиза «Море»

  • 1 марта 1982

    4-й концерт 9-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Валерий Гергиев

    Скрябин. Симфония № 3 «Божественная поэма». Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини. Прокофьев. Фрагменты из музыки балета «Ромео и Джульетта»

  • 2 марта 1982

    (повтор программы 1 марта)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Валерий Гергиев

    Скрябин. Симфония № 3 «Божественная поэма». Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини. Прокофьев. Фрагменты из музыки балета «Ромео и Джульетта»

  • 26 июня 1988

    5-й концерт 11-го абонемента

    XXV фестиваль искусств «Белые ночи»
    Симфонический концерт
    Дирижер – Валерий Гергиев

    Берлиоз. Фрагменты из симфонии «Ромео и Джульетта». Бенджамин. Романтическая фантазия. Прокофьев. Симфония № 2

  • 12 ноября 1988

    2-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Валерий Гергиев

    Скрябин. Симфония № 3 «Божественная поэма». Концерт для фортепиано с оркестром. «Поэма экстаза»

  • 13 ноября 1988

    (повтор программы 12 ноября)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Валерий Гергиев

    Скрябин. Симфония № 3 «Божественная поэма». Концерт для фортепиано с оркестром. «Поэма экстаза»

  • 10 декабря 1988

    2-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Валерий Гергиев

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Брамс. Симфония № 3

  • 11 декабря 1988

    2-й концерт 3-го «А» абонемента (повтор программы 10 декабря)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Валерий Гергиев

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Брамс. Симфония № 3

  • 27 мая 1989

    Вечер фортепианных концертов
    Дирижер – Валерий Гергиев

    Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 20. Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 3




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»