Персоны

Андрей Эшпай

1925–2015

Биография

Эшпай Андрей Яковлевич – композитор, пианист.

В Республике Марий Эл чтят память Андрея Эшпая. Его имя носит Большой концертный зал Колледжа культуры и искусств в столице Йошкар-Оле, Детская школа искусств в Козьмодемьянске, где музыкант родился. Жители Республики гордятся и его отцом – Яковом Андреевичем Эшпаем, именем которого названа Марийская филармония в Йошкар-Оле, Дворец культуры в Козьмодемьянске, а в деревне Кокшамары, на родине Эшпая-старшего, в 1998 году открыли Дом-музей одного из основоположников марийской композиторской школы.

Знатоком национального фольклора была и мама Андрея Эшпая, учительница русского языка и литературы. Неудивительно, что вскоре после переезда в Москву (1928) мальчика начали учить музыке сначала дома, а потом в Детской музыкальной школе имени Гнесиных по классу фортепиано. Ее Эшпай окончил в 1941 году. Рвался на фронт, но по возрасту тогда не прошел. Потом была эвакуация в Мариинский Посад (Марий Эл), школьный аттестат, год учебы в Чкаловском (Оренбургском) пулеметном училище и на курсах военных переводчиков, с 1944-го – служба в разведке 1-го Белорусского фронта, орден Красной Звезды, победа, которую встретил в Берлине.

В Москве Эшпай возобновляет занятия музыкой. После Музыкального училища учится на двух факультетах в консерватории, которую оканчивает в 1953 году у Владимира Софроницкого (фортепиано) и Евгения Голубева (композиция, начинал у Мясковского), а в 1956-м завершает учебу в аспирантуре у Арама Хачатуряна. Андрей Эшпай и сам недолго будет вести в консерватории композиторский класс (1965–1970), но официальной службе предпочтет статус свободного художника. Благо, такую возможность предоставляло членство в Союзе композиторов, где он состоял с 1952 года, а с 1960-го занимал общественные должности секретаря сначала республиканского СК, а потом и СК СССР. Уже в постсоветское время Эшпай был президентом Российского авторского общества, в разные годы председательствовал в жюри Международного конкурса имени Чайковского (1978, 1986, 1998). В музыкантских кругах пользовался авторитетом как композитор и порядочный человек.

Положением не злоупотреблял. Но исполнялся. Сочинял много: девять симфоний, симфонические поэмы и концерт для оркестра, музыку к драматическим спектаклям и к кинофильмам, песни из которых начали жить отдельной жизнью. Балет Эшпая «Ангара» по «Иркутской истории» Арбузова на либретто Юрия Григоровича был поставлен в 1976-м в Большом театре, потом и на сценах театров Самары (тогда – Куйбышева), Воронежа, в 1981-м – в Кировском (Мариинском). Любил композитор жанр инструментального концерта, к которому обращался на протяжении полувека – с 1954-го до 2007 года. Эшпай сочинил четыре скрипичных концерта, концерты для всех (!) духовых инструментов – деревянных и медных, включая саксофон-сопрано и бассетгорн. Его Гобойный концерт трижды (1986, 1987, 1992) исполнял в Большом зале Ленинградской филармонии Ханяфи Чинакаев, Концерт № 2 для скрипки с оркестром играл в 1981 году Эдуард Грач с Эстонским симфоническим оркестром под управлением Пеэтера Лилье. Премьеру Альтового концерта представил 23 мая 1988 года Юрий Башмет с Госоркестром СССР под управлением Федора Глущенко.

Первым опытом Андрея Эшпая в этом жанре был написанный в аспирантские годы (1954) Фортепианный концерт. Почти через двадцать лет композитор сочинит Второй концерт для фортепиано с оркестром (1972), который сам исполнит 19 марта 1979 года в Большом зале филармонии, Симфоническим оркестром дирижировал Александр Дмитриев.

Как пианист, Эшпай выступал лишь с собственными сочинениями, и в Петербургской филармонии больше не играл. Приезжал сюда в октябре 1984-го на исполнение изысканного оркестрового опуса «Песни горных и луговых мари» (Латвийский СО и Василий Синайский), а на авторском вечере 21 февраля 1992 года вышел на сцену, чтобы рассказать об исполняемых Заслуженным коллективом под управлением Фуата Мансурова сочинениях – концертах для гобоя, для виолончели и симфонии № 5.

19 ноября 2009 года Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Андрея Эшпая исполнит в Большом зале Петербургской филармонии его внучка – Мария Эшпай. Автор в тот раз не приехал, но за солистку волновались сидящие в зале родители – режиссер Андрей Андреевич Эшпай и актриса Евгения Симонова.

И. Р.


Концерты

  • 19 марта 1979

    3-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Дмитриев

    Прокофьев. Кантата «Славься, наш могучий край!». Эшпай. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Шостакович. Симфония № 1




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»