Персоны
Ханяфи Чинакаев
Биография
Чинакаев Ханяфи Мавлидинович – гобоист, солист Академического симфонического оркестра в 1976–1991 и Заслуженного коллектива в 1991–2001.
Родители Ханяфи Чинакаева от музыки были далеки, но, услышав, что сын с точностью повторяет мелодии, которые звучат по радио, решили учить его музыке. Ханяфи было уже 9 лет, и до 11-ти он занимался дома с учительницей по фортепиано, а когда мальчика все же привели в Василеостровскую детскую музыкальную школу, выяснилось, что пианиста из него растить слишком поздно. Так появился гобой. После школы он пошел в Училище имени Римского-Корсакова, в 1971 году окончил консерваторию, а в 1975-м – аспирантуру у профессора Кирилла Никончука – многолетнего солиста ЗКР.
Одновременно все эти годы Ханяфи Чинакаев факультативно занимался композицией: в ДМШ – у Жанны Металлиди, в училище – у Галины Уствольской, в консерватории – у Ореста Евлахова. Собственную Поэму для скрипки и камерного оркестра он включит в программу своего юбилейного вечера, который состоится в Малом зале филармонии 21 мая 2017 года. Вечер пройдет с участием Камерного оркестра Академического симфонического оркестра филармонии под управлением его главного дирижера Александра Дмитриева.
С этого оркестра и началась филармоническая биография Ханяфи Чинакаева. На позицию первого гобоя он поступает в 1976 году и будет играть здесь до 1991 года. Исполняет не только оркестровые соло, но нередко появляется с оркестром на авансцене. В Большом зале солирует с первыми голосами оркестра в Концертной симфонии Гайдна для скрипки, виолончели, гобоя и фагота, в Концертной симфонии Моцарта для четырех духовых, играет двойные концерты Баха (для скрипки и гобоя) и ленинградского композитора Владимира Цытовича (для флейты и гобоя), Концерты для гобоя с оркестром Гайдна, Моцарта, Каприччио для гобоя с оркестром Кшиштофа Пендерецкого (ленинградская премьера) и концерт Андрея Эшпая: в 1986 году – в премьере с АСО, в 1992-м – в авторском вечере композитора с ЗКР.
Концертмейстером группы гобоев Заслуженного коллектива Ханяфи Чинакаев остается 10 лет (1991–2001). Теперь уже с этим оркестром он не раз выступит как солист. В репертуаре музыканта появятся новые сочинения – Концерты для гобоя с оркестром Беллини, Рихарда Штрауса, современного венгерского композитора Фридьеша Хидаша.
Немало современной музыки Чинакаев играет и в Малом зале. Впервые он выступит здесь в 1975 году в «Октете» Уствольской. С участием гобоиста пройдут концерты-премьеры, программа современной польской музыки, авторские вечера ленинградских композиторов. Чинакаев станет первым исполнителем посвященных ему сочинений Владимира Сапожникова – Концерта для гобоя и струнных (1985) и «Пентадрамы» для гобоя и струнного квартета (1997). Играет он и Концерты Вивальди, Марчелло, Телемана, Баха, трио, квартеты, квинтеты Стамица, Моцарта, Пуленка, Мартину – с артистами филармонических оркестров, со струнными ансамблями «Дивертисмент» и «Солисты Санкт-Петербурга», с Литовским камерным оркестром Саулюса Сондецкиса.
В 2001 году Ханяфи Чинакаев оставляет Заслуженный коллектив, увлекшись менеджерскими проектами. Он открывает агентство «Санкт-Петербург-Арт-центр», которое в 1999–2003 представляет, в том числе и в Малом зале филармонии, серию концертов «Гобоисты мира в Санкт-Петербурге». В 2002–2005 он проводит, уже как художественный руководитель, фестиваль «Камерные оркестры Санкт-Петербурга», в первый год – на разных камерных площадках города, а потом и в Малом зале имени Глинки. Для фестиваля Чинакаев собирает фестивальный камерный оркестр, который также вывозит на концерты в небольшие города России и Эстонии. В 2007-м агентство «Санкт-Петербург-Арт-центр» выступило организатором юношеского Международного конкурса гобоистов «Казанский Кремль» в Казани. Среди его призеров были и ученики Чинакаева: с 1989 года он ведет класс гобоя в Специальной музыкальной школе, с 1999-го – и в Хоровом училище, а в 2005-2009, 2018–2020 преподавал в Казанской консерватории.
Административный опыт пригодился Ханяфи Чинакаеву на должности директора Академического симфонического оркестра филармонии, которую он занимал в 2011–2015 годы. С музыкантами этого оркестра артист отметил свое 70-летие на сцене Малого зала, и это было его последнее выступление в Филармонии.
И. Р.
Концерты
-
5 декабря 1977
1-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Тимур МынбаевВ программе: Бетховен, Гайдн, Мынбаев, Пендерецкий, Цытович, Бернстайн
-
1 ноября 1980
1-й концерт 8-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Арнольд КацШнитке. «In memoriam». Моцарт. Концерт для гобоя с оркестром. Брамс. Симфония № 1
-
28 февраля 1983
3-й концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Саулюс СондецкисМоцарт. Дивертисмент ре мажор. Гайдн. Концертная симфония для гобоя, фагота, скрипки и виолончели с оркестром. Бетховен. Симфония № 2
-
1 марта 1983
(повтор программы 28 февраля)
Симфонический концерт
Дирижер – Саулюс СондецкисМоцарт. Дивертисмент ре мажор. Гайдн. Концертная симфония для гобоя, фагота, скрипки и виолончели с оркестром. Бетховен. Симфония № 2
-
16 сентября 1984
5-й концерт 11-го абонемента сезона 1983-84 гг.
Симфонический концерт
Дирижер – Владимир АндроповВ программе: Лядов, Танеев, Чайковский, Кюи, Аренский, Римский-Корсаков
-
17 сентября 1984
(повтор программы 16 (д) сентября)
Симфонический концерт
Дирижер – Владимир АндроповВ программе: Лядов, Танеев, Чайковский, Кюи, Аренский, Римский-Корсаков
-
17 марта 1985
4-й концерт 12-го абонемента («Для учащихся профессионально-технических училищ Ленинграда и области»)
Органный концерт
Бах и Гендель (к 300-летию со дня рождения)
Александр СердюкВ программе: Бах, Бах–Гуно, Гендель
-
25 марта 1985
Вечер старинной музыки
Дирижер – Саулюс СондецкисГендель. Увертюра к опере «Агриппина». Концерт для гобоя с оркестром соль минор. Concerto grosso, соч. 6 № 4. Перголези. «Stabat Mater»
-
10 июня 1985
6-й концерт 6-го абонемента
Бах (к 300-летию со дня рождения)
Дирижер – Йонас АлексаБах. Месса си минор
-
11 июня 1985
7-й концерт 9-го абонемента (повтор программы 10 июня)
Бах (к 300-летию со дня рождения)
Дирижер – Йонас АлексаБах. Месса си минор