Персоны

Литовский камерный оркестр

Создан в 1960

Биография

Литовский камерный оркестр / Lietuvos Kamerinis Orkestras – камерный оркестр, созданный в Вильнюсе в 1960 году Саулюсом Сондецкисом.

В 1960 году Саулюс Сондецкис, сегодня всемирно известный дирижер, а тогда молодой скрипач и руководитель струнного оркестра Вильнюсской школы искусств имени Чюрлениса, пришел в Вильнюсскую филармонию слушать «Искусство фуги» Баха в исполнении зарубежного квартета и в крайнем разочаровании покинул зал. Случайно встретившись с директором филармонии, музыкант поделился своими впечатлениями, и тот предложил Сондецкису создать струнный оркестр, с которым можно было бы реализовать собственное видение трактовки барочной музыки. 23 апреля 1960 года двадцать молодых энтузиастов собрались репетировать, а через полгода, 30 октября, дали в филармонии первый концерт из сочинений Баха и Генделя.

Так началась история одного из лучших камерных оркестров на бывшем советском пространстве. История эта оказалась и самой долгой. Потерял свое влияние первый в стране Московский камерный оркестр (он существовал с 1956 года) после эмиграции его создателя Рудольфа Баршая, резко сократили свою деятельность после распада СССР камерные оркестры Петербургской филармонии, утратил позиции и Камерный оркестр Грузии Лианы Исакадзе после ее отъезда в 1990-е, прекратил существование Латвийский камерный оркестр Товия Лифшица в 1993-м. Литовский камерный оркестр, вопреки политическим и экономическим катаклизмам, сохранился. Успешно функционирует он и сегодня – с 2008 года под художественным руководством скрипача Сергея Крылова.

Но несомненно, что ген долговечности и качества коллектива был заложен его основателем Саулюсом Сондецкисом, который руководил Литовским камерным оркестром 44 года – с 1960-го до 2004-го. Музыкант высочайшей культуры, невероятной преданности делу, требовательный и бескомпромиссный, при этом интеллигентный и сдержанный, Сондецкис добивался удивительных результатов в исполнении музыки эпохи барокко, классиков и современников.

С поездки в 1962 году в Москву начались гастроли Литовского камерного оркестра – по СССР, потом по странам соцлагеря, с 1976-го пошли приглашения в Люксембург, позже появятся Австрия, Германия, Франция, вся Европа, а далее – весь мир. Для советских слушателей времен «до аутентичного исполнительства» Литовский камерный оркестр был образцом интерпретации музыки прошлых эпох, для западного мира безупречное качество коллектива обеспечивало ему положение равного на европейском ландшафте.

На гастролях Сондецкис обязательно исполнял и музыку своих современников, причем не только литовских авторов. Благодаря ему долгая дружба связывала Литовский камерный с Альфредом Шнитке. Именно Сондецкис добился включения «невыездного» за границу композитора в состав оркестра на поездку в Германию и Австрию летом 1977 года как исполнителя партии чембало в своем Concerto grosso № 1. Concerto grosso № 3 Альфред Шнитке посвятил Литовскому камерному оркестру и его руководителю. В 1990 году началось тесное сотрудничество коллектива с Мстиславом Ростроповичем, а в 1992-м – с Иегуди Менухиным, с которым оркестр до 1999 года дал более шестидесяти концертов.

С обретением Литвой независимости Литовский камерный лишь расширил свои международные контакты – участвовал в Зальцбургском фестивале и фестивале Менухина в швейцарском Гштаде, в крупных международных проектах выступал в Риме и Афинах, в Йоханнесбурге и Перу, сотрудничал с выдающимися солистами. Безупречная профессиональная и человеческая репутация Саулюса Сондецкиса обеспечивала оркестру открытые двери в мир. Но в 2000-е что-то в идеально выстроенном им организме сломалось. Всё началось со спора с учредителем: дирижер был недоволен финансовыми дотациями Министерства культуры Литвы, считая, что они утекают, так и не дойдя до оркестра. Конфликт затянулся, начал обрастать некими политическими сюжетными линиями, и в 2004 году Литовский камерный оркестр был ликвидирован. Этот факт не упоминается на исторической страничке официального сайта оркестра, но он сохранился в памяти участников событий и, конечно, самого дирижера. К удивлению многих, через год с небольшим Литовский камерный возобновил работу, уже без Сондецкиса, но и без какого-либо другого руководителя. Лишь в 2008-м этот пост занял Сергей Крылов. Вместе они побывали на концертах и фестивалях в Италии, Германии, Румынии, Хорватии, Австралии, много концертов оркестр дает и в родном Вильнюсе, но в России после 1994 года коллектив ни разу не бывал.

В памяти петербургских слушателей Литовский камерный оркестр так и остался оркестром Саулюса Сондецкиса. В Большой зал филармонии музыканты впервые приехали в апреле 1977 года, представив с Татьяной Николаевой и ее учениками цикл всех клавирных концертов Баха. Этот же цикл из трех вечеров артисты повторят в апреле 1983 года. Всего же в залах Филармонии состоятся почти сорок концертов оркестра в сотрудничестве с яркими солистами и хоровыми коллективами.

У Саулюса Сондецкиса и его Литовского камерного оркестра складывается репутация чуткого ансамблиста. С Владимиром Крайневым они исполняют цикл всех фортепианных концертов Моцарта (восемь вечеров), с оркестром выступают Григорий Соколов, Юрий Башмет, Елена Образцова, Олег Каган, Алексей Любимов, Гидон Кремер, Татьяна Гринденко, Сергей Стадлер… Аншлаги всегда собирали совместные концерты Литовского оркестра и Московского камерного хора Владимира Минина, в которых звучали кантаты Баха, мессы Моцарта и Шуберта, «Глория» Вивальди, “Stabat Mater” Перголези и его неизвестная прежде кантата «Орфей». Несколько программ из сочинений Шютца, Баха, Моцарта оркестр подготовил с Петербургским камерным хором Николая Корнева.

Бах, Гайдн, особенно Моцарт и Вивальди занимали важнейшее место в программах Литовского камерного оркестра. При этом коллектив охотно исполнял музыку ХХ века – Берга, Пуленка, Шостаковича, Мессиана и современников, представив в Большом зале несколько премьер. Среди них – «Весенний концерт» для скрипки с оркестром (Стадлер) и посвященная Сондецкису и его оркестру Симфония № 8 Сергея Слонимского, Скрипичный концерт Тиграна Мансуряна (Олег Каган), Камерная музыка для альта и струнных Эдисона Денисова (Башмет), посвященный оркестру Concerto grosso № 3 Альфреда Шнитке.

Российские премьеры “Introductory of Prayers” на слова молитвы «Отче наш» Арво Пярта и «Симфонию скорбных песен» (№ 3) Хенрика Гурецкого Саулюс Сондецкис включил и в одну из трех сентябрьских программ 1994 года. Это были последние выступления Литовского камерного оркестра в Петербургской филармонии. Тогда в концертах фестиваля, посвященного 250-летию со дня рождения Джакомо Кваренги, дирижер объединил оба своих коллектива – Литовский камерный оркестр и оркестр Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата». У Сондецкиса были планы на продолжение сотрудничества вильнюсских музыкантов с Петербургской филармонией, но они не реализовались.

И. Р.


Концерты

  • 29 ноября 1978

    Вечер камерной музыки
    Литовский камерный оркестр

    Чюрлёнис. Пять прелюдий и вариаций на литовскую народную тему. Кутавичюс. Дзукийские вариации на литовскую народную тему. Пёрселл. Павана и чакона. Бах. Концерт для скрипки с оркестром ми мажор. Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром № 3. Дивертисмент ре мажор

  • 30 ноября 1978

    Вечер итальянской музыки
    Литовский камерный оркестр

    Вивальди. Симфония до мажор из оперы «Armida al campo di Egitto». Концерт для флейты, струнных и клавесина «Ночь». Боккерини. «Ночная музыка в Мадриде». Россини. Соната для струнных № 1. Перголези. «Stabat Mater»

  • 1 декабря 1978

    Вечер камерной музыки
    Литовский камерный оркестр

    Моцарт. Три Зальцбургские симфонии. Мессиан. Три маленькие литургии

  • 19 сентября 1980

    Литовский камерный оркестр
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 25. Концерт для фортепиано с оркестром № 24. Рондо для фортепиано ля минор. Концерт для фортепиано с оркестром № 21

  • 20 сентября 1980

    Литовский камерный оркестр
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    В программе: Вивальди

  • 21 сентября 1980

    Литовский камерный оркестр
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    Гийу. Симфония для струнного оркестра № 2. Пуленк. Концерт для органа, струнного оркестра и литавр. Аренский. Вариации на тему Чайковского для струнного оркестра. Чайковский. Серенада для струнного оркестра

  • 7 февраля 1981

    Франц Шуберт
    Литовский камерный оркестр

    Шуберт. Симфония № 5. Месса № 2. Концертштюк для скрипки и камерного оркестра. Песни

  • 8 февраля 1981

    Антонио Вивальди
    Литовский камерный оркестр

    Вивальди. Симфонии и концерты для струнного оркестра. «Gloria»

  • 8 сентября 1982

    Вольфганг Амадей Моцарт
    Литовский камерный оркестр
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    Моцарт. Три ноктюрна для вокального ансамбля и струнных инструментов. Речитатив и ария (рондо) «Ombra felice». Зальцбургская симфония № 1. Мотет «Exsultate, jubilate». Литания для солистов, хора и оркестра

  • 9 сентября 1982

    Антонио Вивальди
    Литовский камерный оркестр
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    Вивальди. Симфония для струнных и чембало соль мажор. Концерт для струнного оркестра «Madrigalesco». Концерт для флейты, гобоя и струнного оркестра до мажор. «Stabat Mater». «Gloria»

  • 10 сентября 1982

    Вечер итальянской музыки
    Литовский камерный оркестр
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    Перголези. Симфония для струнного оркестра соль мажор. Кантата «Орфей». «Stabat Mater». Россини. Два фрагмента из Маленькой торжественной мессы

  • 24 апреля 1983

    Классика и современность
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    Моцарт. Три Зальцбургские симфонии (дивертисменты). Шнитке. Concerto grosso для двух скрипок, клавесина, подготовленного рояля и струнных № 1

  • 26 апреля 1983

    (цикл из трех вечеров, общая программка на 26, 27 и 29 апреля)

    Бах. Концерты для фортепиано с оркестром
    1-й вечер
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    Бах. Концерт для фортепиано с оркестром № 4 ля мажор. Концерт для двух фортепиано с оркестром до минор. Концерт для фортепиано с оркестром ре минор. Концерт для трех фортепиано с оркестром до мажор

  • 27 апреля 1983

    (цикл из трех вечеров, общая программка на 26, 27 и 29 апреля)

    Бах. Концерты для фортепиано с оркестром
    2-й вечер
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    Бах. Концерт для фортепиано с оркестром фа минор. Концерт для двух фортепиано с оркестром до мажор. Концерт для фортепиано с оркестром ми мажор. Концерт для трех фортепиано с оркестром ре минор

  • 29 апреля 1983

    (цикл из трех вечеров, общая программка на 26, 27 и 29 апреля)

    Бах. Концерты для фортепиано с оркестром
    3-й вечер
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    Бах. Концерт для фортепиано с оркестром соль минор. Концерт для двух фортепиано с оркестром до минор. Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор. Концерт для четырех фортепиано с оркестром ля минор

  • 14 октября 1984

    1-й концерт 9-го абонемента

    II Ленинградский фестиваль камерной музыки
    Бах (к 300-летию со дня рождения)

    Бах. Шестиголосный ричеркар из «Музыкального приношения». Бранденбургский концерт № 5. Концерт для фортепиано с оркестром фа минор. Бранденбургский концерт № 4

  • 17 октября 1984

    Вечер австрийской музыки
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    Моцарт. Симфония № 17. Мотет«Exsultate, jubilate». Шуберт. Пять менуэтов и шесть трио для струнного оркестра. Месса № 2

  • 24 марта 1985

    Вечер музыки для фортепиано с оркестром
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    Бах. Концерт для фортепиано с оркестром фа минор. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 9. Мендельсон. Симфония для струнного оркестра № 10. Сен-Санс. Вальс-каприс «Свадебный пирог» для фортепиано и струнных. Лист. Испанская рапсодия (концертная обработка для фортепиано и струнных М. Петухова)

  • 25 марта 1985

    Вечер старинной музыки
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    Гендель. Увертюра к опере «Агриппина». Концерт для гобоя с оркестром соль минор. Concerto grosso, соч. 6 № 4. Перголези. «Stabat Mater»

  • 27 марта 1985

    Юбиляры четырех столетий
    Шютц (к 400-летию со дня рождения)
    Д. Скарлатти (к 300-летию со дня рождения)
    Гендель (к 300-летию со дня рождения)
    Бах (к 300-летию со дня рождения)
    Берг (к 100-летию со дня рождения)
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    Шютц. «Новогоднее песнопение». Д. Скарлатти. Три сонаты для фортепиано. Гендель. Concerto grosso, соч. 6 № 4. Бах. Кантата № 6 «Bleib bei uns, denn es will Abend werden». Берг. Канон. Шнитке. Concerto grosso № 3




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»