Персоны

Юрий Башмет

Род. в 1953

Биография

Башмет Юрий Абрамович – альтист, дирижер.

Юрий Башмет из тех музыкантов, про которых говорят: талантлив от Бога. Он успевает так много, что хватило бы на несколько жизней. Кажется, Башмет невероятно трудоспособен. Но такое определение ему никак не подходит. Создание и руководство коллективами, заведование кафедрой в консерватории, мастер-классы и конкурсы, в числе которых и собственный, единственный в России альтовый конкурс, поиски новых концертных форм, молодых талантов и новой музыки – всё это происходит как-то легко, непринужденно, будто между делом, вопреки его репутации любящего опаздывать человека. Он абсолютно свободен в общении с людьми разного статуса и разных возрастов. Он абсолютно поглощен музыкой, которая для него вовсе не является областью профессиональных достижений и даже целеполаганий, а естественной и органичной формой существования.

О музыкальном будущем для сына мечтала мама. Родители Юрия Башмета (оба они – выходцы из Украины) познакомились в студенчестве в Ленинграде: она окончила филфак Университета, он – Институт инженеров путей сообщения, распределение получил в Ростов-на-Дону. Здесь и родился Юрий Башмет. Когда ему было пять лет, отца перевели во Львов, а в семь лет мальчик поступил в Специальную музыкальную школу при Львовской консерватории: начинал как скрипач, подростком увлекся ансамблем “The Beatles”, собрал свою группу, в которой играл на электрогитаре, отрастил волосы, занятия забросил, но талантливого ученика из школы не исключили, а предложили перейти на альт, требовавший меньшей усидчивости для достижения успехов. История вполне банальная: все альтисты когда-то начинали скрипачами. Но Башметом стал один.

В 1971-м, окончив школу, Юрий Башмет поступил в Московскую консерваторию в класс блестящего музыканта, одного из основателей Квартета имени Бетховена Вадима Борисовского, которому Дмитрий Шостакович посвятил свой Струнный квартет № 13. В 1968 году в Квартете имени Бетховена Борисовского сменит его ученик Федор Дружинин, а летом 1972 года, после смерти учителя, возьмет его консерваторский класс.  Со II курса Башмет занимается у Дружинина, от него едет на Международный конкурс альтистов в Будапешт, где получает II премию (1975), и на конкурс ARD в Мюнхен, откуда привозит Гран-при (1976). У Федора Серафимовича Дружинина оканчивает аспирантуру (1978). В его концерте 26 марта 1978 года дебютирует в Малом зале Ленинградской филармонии, исполнив с профессором Дуэт Стамица и Сонату ля мажор для двух альтов соло Леклера.

В следующем сезоне состоится дебют Юрия Башмета в Большом зале: 13 и 14 декабря 1978-го с Заслуженным коллективом под управлением Эдварда Чивжеля он играет с Владимиром Спиваковым Концертную симфонию Моцарта для скрипки и альта с оркестром. Два дуэта Моцарта они вместе исполнят в декабре 1982 года в Малом зале. Дальнейшие пути музыкантов разойдутся, но негласный диалог продолжится: свой Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» Спиваков создаст в 1979-м, «Ансамбль солистов Московской филармонии» Юрия Башмета появится в 1986-м, Национальный филармонический оркестр России Спиваков соберет и возглавит в 2003-м, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» Башмет руководит с 2002 года, свой фестиваль во французском Кольмаре Спиваков учреждает в 1989-м, фестиваль Башмета проходит на тосканском острове Эльба с 1997 года. Получая все мыслимые и немыслимые награды, премии, звания в Отечестве и за рубежом, действуя на одном поле, они пребывают на разных его плоскостях: Спиваков – на официальном и даже официозном, Башмет официоза сторонится, а Государственные премии получает за Фестиваль музыки Альфреда Шнитке (1994) и Международный фестиваль искусств имени Андрея Дмитриевича Сахарова (2001). Со временем такой баланс будет нарушен, а с 2014-го Юрий Башмет окажется в кругу представляющих власть людей искусства, но каким-то образом умудрится не изменить своим музыкальным идеалам.

А тогда, в 1980-е, его интересует неформальное искусство, он тесно сближается с современными композиторами – признанными и опальными. Ему посвящают свои альтовые концерты и камерные сочинения Андрей Эшпай, Роман Леденев, Александр Чайковский (их связывает особая дружба), Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Гия Канчели, София Губайдулина. Многое Башмет исполнит и в Большом зале.

Тогда же Юрия Башмета, еще совсем молодого музыканта, Святослав Рихтер выбирает для совместного музицирования на открытом в 1981 году в ГМИИ имени А. С. Пушкина фестивале «Декабрьские вечера». После смерти великого пианиста (1997) фестиваль, получивший его имя («Декабрьские вечера Святослава Рихтера»), возглавит Юрий Башмет.

Еще на первых фестивалях сложится его дружба с другими участниками – скрипачами Виктором Третьяковым и Олегом Каганом.

С Каганом Башмет несколько раз играет в Ленинградской филармонии. Оба – любители экспериментов, и стоило наблюдать ту детскую радость, когда в апреле 1984 года они выходили на сцену в необычном амплуа – в Малом зале солировали на двух альтах в Бранденбургском концерте № 6 Баха и на двух скрипках в его Двойном концерте ре минор, в Большом зале исполнили Концерт для двух альтов и струнного оркестра Телемана. Вместе музыканты выступают и за рубежом. В Зальцбурге им довелось играть на инструментах самого Моцарта, которых никто не касался в течение двух веков. Эти кадры вошли в фильм режиссера Андрея Хржановского «Олег Каган. Жизнь после смерти», снятый в 1995 году. Олега Кагана не стало летом 1990-го, он долго болел, и Юрий Башмет давал бесконечные благотворительные концерты, собирая деньги на дорогое лечение. Именно с Башметом Олег Каган последний раз выходил на сцену на летнем фестивале в Баварии в городке Кройт в 1990 году.

В петербургском Большом зале Башмет не раз выступит и с Виктором Третьяковым: в составе ансамбля исполнит фортепианные квинтет (1980) и квартет (1984) Брамса, с Государственным камерным оркестром СССР (бывшим оркестром Рудольфа Баршая) под руководством Третьякова сыграет Концерт Генделя (1984) и, в дуэте со скрипачом, Дивертисмент для скрипки и альта Мартину (1987), а со своим ансамблем «Солисты Москвы» – Концертную симфонию Моцарта (1998).

Среди именитых партнеров Юрия Башмета в филармонических концертах – и другие первые лица исполнительского искусства. Зимой 1997 года Мстислав Ростропович проводит в Большом зале фестиваль в честь 90-летия со дня рождения Дмитрия Шостаковича. Для Ростроповича фестиваль был не только данью гению композитора, но и гражданским актом, неслучайно предыктом к фестивалю в сентябре 1996-го стало концертное исполнение оперы «Леди Макбет Мценского уезда», заклейменной в статье «Сумбур вместо музыки» в 1936 году. Ростропович по себе знал, что такое опала власти. В одну из программ он пригласил Гидона Кремера, тоже в свое время отлученного от российских концертных сцен. 7 февраля 1997 года Второй и Восьмой струнные квартеты Шостаковича играли Гидон Кремер, Татьяна Гринденко, Юрий Башмет и сам Мстислав Ростропович.

6 октября 2005 года Башмет исполнит переложение для альта и камерного оркестра альтовой сонаты Шостаковича с оркестром Гидона Кремера «Кремерата Балтика». Спустя несколько лет музыкантов разведут несхожие взгляды на общественно-политическую ситуацию в России.  Непримиримый Кремер не поймет компромиссного в этих вопросах Башмета. Но именно в концерте Ансамбля солистов Московской государственной филармонии («Солистов Москвы»), которым руководил Юрий Башмет, в мае 1988 года на Третьем международном фестивале «Музыка за гуманизм, за мир и дружбу между народами» Гидон Кремер впервые после вынужденного восьмилетнего перерыва выйдет на сцену Большого зала. На его участие в фестивале чиновники, несмотря на перестройку за окном, решились не сразу. Концерт, в котором Кремер исполнил с Татьяной Гринденко посвященный им Concerto grosso № 1 Альфреда Шнитке и пьесу Владимира Мартынова “Come in”, из-за отсутствия времени в графике был назначен на одиннадцать часов вечера. Юрий Башмет не только дирижировал, но и солировал в «Траурной музыке» Хиндемита и в «Печальной паване» Александра Чайковского. В выступлении ансамбля Башмета не чувствовалось ни малейшей усталости, а ведь в этот же день, в четыре часа, они сыграли полную программу в Малом зале: совершенно новые сочинения словака Ильи Зельенки и испанца Антона Гарсиа Абриля, а также Трио-сонату Шнитке в переложении Башмета для камерного оркестра. Энтузиазм музыкантов и публики, не отпускавшей артистов со сцены Большого зала до глубокой ночи, обернулся опозданием москвичей на последний поезд, который они догоняли на бегу по перрону: сесть успели только благодаря тому, что заранее приехавшая филармонический администратор зашла в поезд и нажала на стоп-кран (филармонии пришлось платить штраф).

Свой коллектив – Ансамбль солистов Московской государственной филармонии – Юрий Башмет собирает в 1986 году. Репетируют по ночам, тайно – о будущих планах знают лишь единицы. Первые же концерты в Москве приносят громкий успех, и Московская филармония берет Ансамбль в штат. 26 июня 1987 года музыканты играют в Большом зале Ленинградской филармонии. С Ансамблем Юрий Башмет выступает и как солист, в тот вечер играет Концерт Телемана. Но от собственной сольной карьеры постепенно отходит, и это вызывает сожаление. Ведь именно Башмет выводит на концертную эстраду альт как сольный инструмент.

Его первый альтовый вечер проходит в Большом зале 22 января 1986 года. Дирекция филармонии беспокоится о продаже билетов. Для рекламы концертов используются дополнительные кустарные способы: напечатанные на пишущей машинке в нескольких экземплярах (компьютеров, принтеров, интернета тогда в помине не было) листки с биографией артиста и цитатами из рецензий вывешиваются у филармонической кассы и в городских театральных кассах. Концерт действительно не соберет полный зал. Но уже в мае того же года на сольный вечер Башмета в Малый зал было не прорваться, а 4 января 1987 года аншлаг был и в Большом зале. В камерных программах Юрий Башмет неизменно выступал с пианистом Михаилом Мунтяном. В тот вечер они исполнили Сонату № 2 Брамса, «Сказочные картины» Шумана и Сонату для альта и фортепиано, соч. 147  Шостаковича (ее премьеру уже после смерти композитора играл с Мунтяном в Малом зале имени Глинки 1 октября 1975 года Федор Дружинин, которому соната посвящена). После исполнения зал замер в тишине, а потом взорвался аплодисментами, стоя приветствуя Юрия Башмета.

Сольных концертов альтист в Петербургской филармонии больше не давал. После мая 1988-го не приезжал и со своим Ансамблем солистов Московской государственной филармонии, хотя коллектив просуществовал до 1991 года. Тогда, в эпоху крайних экономических трудностей, Юрий Башмет договорился о резиденции Ансамбля в Монпелье, заключив временный контракт с городской мэрией. Проработали они недолго: начиная с таким энтузиазмом и чувством братства, музыканты приняли решение навсегда остаться во Франции, а Юрий Башмет вернулся в Россию.

Для него это, конечно, был удар. Но обиды и разочарования Башмет оставил за спиной, а с мая 1992 года начался отсчет истории его нового ансамбля – «Солисты Москвы», куда вошли студенты, аспиранты и недавние выпускники Московской консерватории, ставшие верными соратниками своего шефа. Вместе они получили в 2008-м «Грэмми» (первый камерный ансамбль из России!), вместе объездили весь мир. Оркестранты подсчитали: к концу 2003 года они пролетели-проехали 1 360 000 километров, «совершив» 34 кругосветных путешествия через экватор. Именно с «Солистами Москвы» Юрий Башмет чаще всего выступает в Петербургской филармонии: здесь с 1994-го состоялись почти тридцать их концертов.

21 декабря 2009 года на Х юбилейном филармоническом фестивале «Площадь Искусств» Юрий Башмет стоит за пультом симфонического оркестра «Новая Россия», в программе – Пятая симфония Бетховена и симфония с солирующим альтом «Гарольд в Италии» Берлиоза. С коллективом он гастролирует, проводит фестивали в российских городах, делает записи, участвует в разных проектах. Башмету интересно всё, любые повороты он рассматривает как неизведанную творческую территорию. Он участвует в проекте «Газпрома» и австрийской компании “OMV” «Имперские столицы: Санкт-Петербург – Вена»: в 2017-м – с «Солистами Москвы», в 2019-м – с «Новой Россией».

Отдельный сюжет последних лет – совместные программы ансамбля Башмета с драматическими артистами. Услышат их и в Петербургской филармонии. В первом таком концерте 29 ноября 2011 года с участием Константина Хабенского Башмет представляет не только очевидное – «Карнавал животных» Сен-Санса с текстом самого композитора, но и неочевидное – квартет «Смерть и девушка» Шуберта в версии Малера, соединенный с текстом пьесы Альбера Камю «Калигула». Потом будут «Маленькие трагедии» Пушкина – «Моцарт и Сальери» с их же музыкой и «Каменный гость» на музыку Боккерини, Воан-Уильямса, Тавенера, Моцарта, Турины и Локателли (5.12.2020), музыкально-литературное действо «Чайковский и Чехов» (24.12.2021) и, наконец, 23 декабря 2022-го спектакль-концерт «Ван Гог. Письма к брату», читает Евгений Миронов, звучат Брамс, Григ, Малер, Шнитке–Башмет, Кузьма Бодров.

Неизвестные композиторские имена Башмета не пугают, он открыт новому. Репутация и безоговорочное доверие публики позволяют ему включать в репертуар сочинения молодых авторов, далеких от массовой культуры и ее потребителей. Но Башмета слушают. Современную музыку он исполняет и с самым молодым своим коллективом, который создает в 2012 году, – Всероссийским юношеским симфоническим оркестром. В Петербургской филармонии этот оркестр выступает лишь однажды, в 2020-м, под управлением гостевого дирижера Фредди Кадены, но с Башметом собирается регулярно, в том числе на его ежегодном (с 2007-го) именном зимнем фестивале в Сочи.

В 1990-е годы Юрий Башмет чаще всего играл в залах филармонии в концертах фестиваля Валерия Гергиева (они дружны) «Звезды белых ночей». В рамках фестиваля 30 июня 1996 года состоялся и концерт Гергиева с Заслуженным коллективом, в котором Юрий Башмет исполнил посвященный ему Альтовый концерт Шнитке. Этим вечером он написал в «Золотой книге» филармонических автографов:

«Тот факт, что я оказался в списке таких великих музыкантов, является для меня историческим моментом и дает мне силы быть уверенным в том, что я занимаюсь своим делом...
Спасибо...
Юрий Башмет».

Петербургскую филармонию музыкант любит. Он участвовал в гала-концертах, посвященных юбилеям Юрия Темирканова (2008, 2013, 2018), в зимних фестивалях «Площадь Искусств», в программах, посвященных важным датам истории Петербургской филармонии. Здесь Юрия Башмета всегда ждут.

В 2003 году в издательстве «Вагриус» вышла биографическая проза Башмета «Вокзал мечты». Так называлась телевизионная программа, которую Юрий Башмет много лет вел на одном из федеральных каналов. На страницах книги музыкант рассказывает о себе, родителях, детстве, учителях и удивительных людях, с которыми его сводила судьба.

И. Р.


Концерты

  • 13 декабря 1978

    2-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдвард Чивжель

    Моцарт. Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром. Шостакович. Симфония № 8

  • 14 декабря 1978

    (повтор программы 13 декабря)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдвард Чивжель

    Моцарт. Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром. Шостакович. Симфония № 8

  • 25 ноября 1980

    Вечер камерной музыки
    Виктор Третьяков

    Брамс. Скерцо для скрипки и фортепиано до минор. Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 7. Брамс. Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели. Марчелло. Адажио




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»