Персоны

Камерный оркестр «Виртуозы Москвы»

Создан в 1979

Биография

Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» – коллектив, основанный Владимиром Спиваковым в 1979 году.

К концу 1970-х Владимир Спиваков, скрипач, собравший премии нескольких престижных международных конкурсов, любимец советской публики, уже завоевавший признание в Европе и за океаном, увлекается дирижированием. В России берет уроки у руководителя Горьковского филармонического оркестра Израиля Гусмана, в США – у великих Лорина Маазеля и Леонарда Бернстайна. Бернстайн и благословит Спивакова на профессию, подарив ему свою дирижерскую палочку, с которой Владимир Теодорович выходит на сцену и сегодня. Дебютирует Спиваков в 1979-м за пультом Чикагского симфонического оркестра. В этом же году он создает камерный ансамбль «Виртуозы Москвы».

Энтузиазм, с которым Спиваков берется за новое дело, воодушевляет лучших инструменталистов столицы. Концертмейстерами групп сюда в полном составе приходит Квартет имени БородинаМихаил Копельман, Андрей Абраменков, Дмитрий Шебалин и Валентин Берлинский, они останутся в ансамбле до 1981 года, задав молодому коллективу высокую планку музицирования. Первый концерт «Виртуозы» дают в Горьковской (Нижегородской) филармонии 20 июня 1979 года. В программке указаны имена участников ансамбля, среди них – не только Юрий Башмет, но и Борис Гарлицкий, Аркадий Футер, Михаил Мильман, которые на долгие годы свяжут свою жизнь с «Виртуозами Москвы». В тот вечер солировали Элисо Вирсаладзе и сам Владимир Спиваков. Почти во всех своих дальнейших выступлениях он чередовал скрипичный смычок и дирижерскую палочку.

Ансамбль сразу же завоевал безоговорочную любовь публики – идеальным звучанием, точной, при этом общительной интонацией, радостью и легкостью музицирования.

В декабре 1982 года «Виртуозов Москвы» услышали и в Большом зале Ленинградской филармонии. Как раз тогда коллектив получил статус «Камерного оркестра Министерства культуры СССР». Но к славе оркестра это уже мало что добавляло. В 1990-е огромные рекламные перетяжки на Невском проспекте лаконично оповещали: «“Виртуозы Москвы” и Владимир Спиваков». В таком виде выпускались и постеры концертов, где не указывалась даже программа: было вполне достаточно бренда, чтобы обеспечить аншлаг в Большом зале.

После 1982 года «Виртуозы» приезжали сюда каждый сезон, иногда по нескольку раз. Репертуар оркестра, формировавшийся поначалу из сочинений Вивальди, Баха, Гайдна, Моцарта, постепенно расширялся. В нем появились романтики и много музыки ХХ века – Дмитрий Шостакович, Борис Чайковский, Родион Щедрин, Арво Пярт, Альфред Шнитке, Кшиштоф Пендерецкий. Играет коллектив и популярные программы с польками Иоганна Штрауса, танго Пьяццолы.  Среди солистов, кроме Владимира Спивакова, с «Виртуозами» выступают известные инструменталисты и певцы, в том числе звезды Большого театра. Важным событием в жизни Ленинграда стал концерт оркестра 24 декабря 1987 года: когда в горбачевскую «оттепель» только начали снимать запреты с еще недавно табуированных авторов и даже конкретных произведений, Спиваков сделал музыкально-драматическую композицию по «Реквиему» Анны Ахматовой с музыкой Баха и Шостаковича, читала Алла Демидова. Недешевые билеты в Большой зал были распроданы, и в тот же день, в 15.00 оркестр провел открытую репетицию в Малом зале, куда бесплатно прошли студенты и возрастные неплатежеспособные слушатели.

Сложные времена, ударившие и по культурным институциям страны, переживал и оркестр «Виртуозы Москвы».  В 1990 году по приглашению принца Астурийского, нынешнего короля Испании Филиппа VI, «Виртуозы» поселяются в Овьедо – главном городе Княжества Астурия. Овьедо станет временным домом для музыкантов и их семей, здесь они живут и работают, отсюда гастролируют по миру. Приезжают и в Петербургскую филармонию: в афише первого концерта в новом статусе, 27 декабря 1990 года, под названием оркестра указано: «Патронат Его Высочества Принца Филиппа Астурийского и Королевского музыкального общества Испании».

В 1999 году не все музыканты вернулись вслед за Спиваковым в Москву. Кто-то остался играть в оркестрах королевства, кто-то преподавать, что несомненно скажется на качестве образования молодых испанских струнников. Уровень каждого из артистов «Виртуозов Москвы» был высок, именно по этому критерию Спиваков и отбирал музыкантов. Камерные концерты солистов «Виртуозов» в 1984–1995 регулярно проходили в Малом зале имени Глинки. Но интеграция оркестра в мировое культурное пространство состоялась исключительно благодаря его руководителю. Еще до испанской резидентуры, в 1989 году, Спиваков получил предложение возглавить международный фестиваль, который основал в 1979-м Карл Мюнхингер во французском Кольмаре. Его художественным руководителем российский скрипач и дирижер оставался до 2022 года, а оркестр «Виртуозы Москвы», наряду с другим коллективом Спивакова – Национальным филармоническим оркестром России (с 2003-го), был непременным участником фестивальных программ.

Многие титулованные артисты с радостью откликались на приглашение Спивакова выступить с «Виртуозами» в России. В Большом зале Петербургской филармонии с оркестром солировали Томас Квастхофф, Мария Жуан Пиреш, Кун Ву Пак, Гари Граффман, Евгений Кисин, выступали, совмещая функцию солиста и дирижера, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Пьер Амойяль, Юлиан Рахлин, авторский концерт провел Мишель Легран. Доверял Спиваков дирижировать своим оркестром и некоторым не столь именитым музыкантам, но чаще всего за пультом стоял сам.

С конца 1990-х в программах оркестра появляются совсем юные солисты – подопечные Благотворительного фонда Владимира Спивакова, основанного в 1994-м для поддержки начинающих талантливых музыкантов. Среди них и 13-летняя пианистка Александра Стычкина, которая исполнила в Большом зале 20 декабря 2016 года с «Виртуозами Москвы» под управлением Владимира Спивакова Концерт ре мажор Гайдна. Вечер прошел в рамках 17-го Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств». Спустя семь лет, «Виртуозы» вновь будут гостями этого, уже 23-го, фестиваля: концерт столичного оркестра с музыкой Баха, Моцарта, Шенберга, Веберна и Канчели состоится в Большом зале 21 декабря 2023 года.

И. Р.


Концерты

  • 17 декабря 1982

    Вечер австрийской музыки
    Художественный руководитель, дирижер и солист – Владимир Спиваков

    Гайдн. Концерт для скрипки с оркестром № 1. Концерт для виолончели с оркестром № 4. Симфония № 94 «Сюрприз». Серенада. Моцарт. Финал симфонии до мажор. И. Штраус. Полька пиццикато

  • 19 октября 1984

    II Ленинградский фестиваль камерной музыки
    Дирижер и солист – Владимир Спиваков

    Вивальди. Концерт для скрипки, струнных и чембало. Концерт для двух гобоев, струнных и чембало. Концерт для струнных и чембало. «Gloria»

  • 20 октября 1984

    Вивальди. Моцарт.
    Дирижер и солист – Владимир Спиваков

    Моцарт. Дивертисмент ре мажор. Концерт для фортепиано с оркестром № 12. Вивальди. «Gloria»

  • 22 марта 1985

    Бах (300 лет со дня рождения)
    Дирижер и солист – Владимир Спиваков

    Бах. Концерт для трех скрипок и струнных. Концерт для фортепиано и струнных. Концерт для скрипки, гобоя и струнных. Месса фа мажор

  • 23 марта 1985

    5-й концерт 9-го абонемента

    Бах (300 лет со дня рождения)
    Дирижер и солист – Владимир Спиваков

    Бах. Концерт для двух скрипок и струнных. Сюита для оркестра № 2. Концерт для скрипки, гобоя и струнных. Месса фа мажор

  • 30 декабря 1988

    Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР «Виртуозы Москвы»
    Дирижер и солист – Владимир Спиваков

    Бах. Концерт для двух скрипок с оркестром.Сюита для оркестра № 3. Гайдн. Концерт для трубы с оркестром. Симфония № 45 «Прощальная»

  • 14 марта 1989

    Бах и Моцарт
    Художественный руководитель и дирижер – Владимир Спиваков

    Бах. Бранденбургский концерт № 3. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 9. Симфония № 40

  • 15 марта 1989

    Вивальди. Моцарт. Шнитке
    Художественный руководитель, дирижер и солист – Владимир Спиваков

    Шнитке. Сюита в старинном стиле. Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 9. Вивальди. Четыре концерта для скрипки, струнных и чембало «Времена года»




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»