Персоны
Борис Чайковский
Биография
Чайковский Борис Александрович – композитор, пианист.
В семье однофамильца великого русского композитора Петра Ильича Чайковского музыкантов не было. Но музыке Бориса Чайковского начали учить с раннего детства: сначала дома частным образом, затем в Гнесинской школе. Сам Борис Александрович вспоминал, что в детстве мечтал стать конструктором, изобретателем и до преклонных лет часто сочинял музыку в крошечной механической мастерской, которую обустроил в кладовке у себя дома. Тем не менее, он поступает в Училище имени Гнесиных, а затем, не окончив курса, в Московскую консерваторию. Здесь учится на фортепианном факультете у Льва Оборина и на композиторском – у Виссариона Шебалина, который сам предложит талантливому студенту перейти в класс Шостаковича. Несколько лет, проведенные в классе Дмитрия Дмитриевича, многое перевернут в развитии музыканта, но тут случится 1948 год, гонения на «формалистов», окончившиеся позорным для консерватории решением исключить Шостаковича из штата. На бесконечных собраниях, устраиваемых по этому поводу, доставалось и ученикам мастера, в том числе и Борису Чайковскому. Фортепианный факультет ему окончить не дают. Композиторский диплом он получит в 1949 году в классе Николая Мясковского, который возьмет студента под свою защиту. Чайковский устроится редактором на Всесоюзное радио, но в 1952-м оставит работу и полностью посвятит себя сочинению.
В одном из интервью Борис Чайковский сказал: «Когда я выбрал свою профессию, я знал – мне не дадут документа, гарантирующего, что я буду всюду исполняться». Но исполнялась музыка композитора много, причем лучшими музыкантами страны. Звучала она и в Ленинградской-Петербургской филармонии.
Уже в 1958 году в Малом зале имени Глинки Виолончельную сонату Бориса Чайковского играет Мстислав Ростропович, за роялем – автор (они знакомы со школьных лет). Позднее Ростропович исполнит в Большом зале Виолончельный концерт Бориса Чайковского. Его камерные сочинения будут включать в программы Даниил Шафран, Миша Майский, Валентин Фейгин, Игорь Ойстрах, Ирина Бочкова, симфонические – Кирилл Кондрашин, Владимир Федосеев, Игорь Блажков, Гинтарас Ринкявичус.
На ленинградских филармонических сценах несколько раз выступил и Борис Чайковский-пианист: в Большом зале в 1966 году участвовал в исполнении «Свадебки» Стравинского, в 1973-м солировал в своем Фортепианном концерте с Московским камерным оркестром под управлением Рудольфа Баршая, в 1986-м играл оркестровое соло в симфонической поэме «Подросток», созданной Чайковским на основе музыки к фильму Евгения Ташкова по роману Достоевского. В кино он работал много, среди фильмов – такие хиты советского кинопроката, как «Женитьба Бальзаминова», «Айболит-66», «Гори, гори, моя звезда», «Уроки французского».
В Малом зале Борис Чайковский сыграл, кроме Сонаты в дуэте с Ростроповичем, свой Фортепианный квинтет с Квартетом имени Бородина (1962), а в 1981 году выступил с сопрано Галиной Писаренко: под его аккомпанемент певица исполнила романсы Глинки, Даргомыжского и цикл самого Бориса Чайковского «Лирика Пушкина».
Премьеру цикла автор представлял в 1972-м в Москве с Галиной Вишневской. Ей, еще в 1965-м, отдал «Четыре стихотворения Иосифа Бродского». Но запланированная тогда премьера состояться конечно же не могла. Композитор отнесся к этому едва ли не равнодушно. Он никогда не был борцом с режимом, но и никогда не сочинял музыки, славящей этот режим и его вождей (редкий для эпохи случай). Борис Чайковский жил по собственным законам, чуть в стороне, не гнался за славой и за модой, сохраняя верность традициям русской гуманистической культуры.
А «Четыре стихотворения Иосифа Бродского» всё же прозвучали в переполненном Большом зале, уже в перестроечные времена: 21 июня 1989 года на вечере, посвященном 100-летию со дня рождения Анны Ахматовой, под аккомпанемент Лии Могилевской цикл спела солистка Большого театра Ирина Журина.
В 2003 году в Москве был зарегистрирован Фонд сохранения наследия Бориса Чайковского, в работе которого принимает участие и племянник Бориса Александровича, композитор Александр Чайковский: в 2008 году он исполнил Фортепианный концерт своего дяди в Большом зале Петербургской филармонии.
О. Р.
Концерты
-
10 февраля 1966
От Баха до Стравинского
Республиканская русская хоровая капелла
Художественный руководитель и дирижер – Александр ЮрловБах. Тройная фуга ми-бемоль мажор. Моцарт. Маленькая месса для хора и органа. Стравинский. «Свадебка»
-
20 февраля 1973
(программка с полным составом артистов оркестра)
Московский камерный оркестр
Гайдн. Симфония № 44 «Траурная». Борис Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром. Бах. Ричеркар из «Музыкального приношения». Моцарт. Симфония № 33