Персоны

Галина Писаренко

1934–2022

Биография

Писаренко Галина Алексеевна – певица, сопрано.

Жизнь Галины Писаренко определила одна встреча. 14-летнюю ученицу фортепианного отделения Школы Гнесиных бабушка привела на прослушивание к Нине Львовне Дорлиак, и та обещала со временем, если любовь Галины к пению сохранится, взять ее в свой класс. Правда, по настоянию той же бабушки (она воспитывала Писаренко, рано потерявшую родителей) после окончания школы будущая певица получит два (!) немузыкальных образования: экономическое в МГУ (1957) и филологическое в Московском институте иностранных языков имени М. Тореза. Параллельно поступит в музыкальное училище, а затем и в консерваторию, где сразу же станет любимой воспитанницей Нины Львовны. Позднее Галина Алексеевна скажет:

«Это было благословение свыше: сложись все иначе, попади я в другие руки, я могла бы свернуть с дороги и оставить пение своим побочным занятием».

Уроки иногда проходили дома, где за стенкой занимался на рояле Святослав Рихтер. Стараясь развить общий музыкальный вкус учениц, Дорлиак доставала им билеты не только на вечера именитых вокалистов, но и на фортепианные, скрипичные, симфонические концерты. Она не растила из Писаренко «примадонну», а стремилась сделать из нее тонкого музыканта-интеллектуала, владеющего не только голосом, но культурой пения, безупречным попаданием в стиль, безграничной широтой репертуара.

После окончания консерватории, в 1961-м, Писаренко получит предложения из Новосибирского и Челябинского театров. Но Дорлиак посоветует не уезжать из Москвы и дождаться конкурса в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. На этой сцене Писаренко проведет много счастливых лет, споет множество партий. Любимыми назовет Манон, Мими и Татьяну. Но поет также Иоланту, Марфу из «Царской невесты», моцартовских Церлину и Сюзанну, Микаэлу в «Кармен» Бизе, Елену в оперетте Жака Оффенбаха, всех не перечислить…

Рихтер называл ее «лучшей Татьяной», которую ему когда-либо доводилось слышать. Иван Козловский после одного из спектаклей, воскликнул: «Сразу видно, очень много Боженька Гале отпустил». Но сразу было видно и другое: в рамках оперного репертуара Писаренко тесно. Не менее важной в ее жизни станет концертная сцена.

Ей везло на музыкальных партнеров. Или, вернее, наоборот: выдающиеся музыканты, чувствуя ее особенный талант, стремились к сотрудничеству с Писаренко. Это заметно и по ленинградскому филармоническому хронографу выступлений певицы.

Впервые имя Галины Писаренко появляется в афише Малого зала имени Глинки в 1961 году (этот год, к слову, стал официальной датой завершения сценической карьеры Нины Дорлиак). Певица дебютирует в программе с Андреем Волконским. Здесь на камерной сцене Филармонии она будет выступать гораздо чаще, чем в Большом зале: до 1993 года в Малом зале пройдут 34 сольных концерта певицы. И что только в них не звучит!  Русская вокальная лирика – от Гурилева до Рахманинова, старинная музыка, песни Моцарта, Шуберта, Шумана, Брамса, французов – Бизе, Шоссона, Дебюсси, англичан – от Пёрселла до Бриттена. Писаренко включает в программы вокальные циклы – «Прекрасную мельничиху» Шуберта, «Детскую» Мусоргского, «Петербургские песни» Свиридова (на премьере, с автором за роялем), Прокофьева – цикл на стихи Ахматовой и «Гадкого утенка»: его часто исполняла в Малом зале Нина Дорлиак, с этого опуса начиналось совместное музицирование Нины Львовны и Святослава Рихтера. Известно, что невероятно требовательный в выборе партнеров, Рихтер не выступал ни с кем из отечественных вокалистов. Исключение составляли лишь жена Нина Дорлиак и ее ученица Галина Писаренко.

Вместе с Рихтером они сделали несколько программ, но ленинградской филармонической публике доведется услышать их дуэт лишь однажды. Это случится во время творческого вечера Нины Дорлиак в Малом зале в 1985 году. Примечательно и то, как была выстроена программа. Концерт сделали в трех отделениях: в I и II пели разные ученицы Нины Львовны, в третьем – Святослав Рихтер исполнил Ноктюрн Шопена и, вместе с Галиной Писаренко, «Песни безумного муэдзина» Шимановского.

«По наследству» от педагога Писаренко достается цикл Дмитрия Шостаковича «Из еврейской поэзии». В конце 1940-х именно к Нине Дорлиак обратился композитор с просьбой собрать состав исполнителей для тайной, домашней премьеры цикла, который в ситуации разгула антисемитской кампании невозможно было представить открыто. Дорлиак пела и в официальной премьере с Зарой Долухановой, Алексеем Масленниковым и самим Шостаковичем за роялем: она прошла в Малом зале имени Глинки 15 января 1955 года. Теперь, в 1970-е, из премьерного состава остался только Масленников. С ним, Галиной Борисовой и пианисткой Елизаветой Леонской Галина Писаренко исполняет цикл «Из еврейской поэзии» в авторском концерте Шостаковича в 1972 году. Еще дважды, уже после смерти композитора, она примет участие в исполнении оркестровой версии цикла: в Малом зале с Камерным оркестром Ленинградской филармонии под управлением Юрия Темирканова – в 1976-м, в Большом зале с московским Государственным академическим симфоническим оркестром и Павлом Коганом – в 1989-м.

На сцене Большого зала сольных концертов Писаренко не дает. Здесь она несколько раз появляется в Четвертой симфонии Малера (впервые – с Кириллом Кондрашиным в 1972-м), в 14-й симфонии Шостаковича (с Литовским камерным оркестром и его руководителем Саулюсом Сондецкисом), в Реквиеме на стихи Ахматовой Бориса Тищенко (в ленинградской премьере под управлением Эдуарда Серова, 1989), поет Четыре последние песни Рихарда Штрауса в программах Новосибирского симфонического оркестра и Арнольда Каца, арии Моцарта с оркестром «Санкт-Петербург-Камерата» в рамках «Года Моцарта» (1991).

В последний раз на сцену Большого зала Петербургской филармонии Галина Писаренко выйдет в сборном концерте труппы «Новая Опера». Сюда певица в 1991-м вслед за Евгением Колобовым ушла после раскола коллектива Театра Станиславского и Немировича-Данченко. Покинуть театр, с которым много лет были связаны ее сценические триумфы, где «под нее» было поставлено столько спектаклей, было непросто, да и рискованно. Но Писаренко всегда предпочитала творчество стабильности. В сотрудничестве с Колобовым она увидела для себя возможность нового этапа, нового дыхания. Хотя вместе они успели сделать не так уже много, ибо уйти с оперной сцены она тоже хотела вовремя:

«Колобов меня не отпускал. Я трижды к нему приходила и ставила этот вопрос, поскольку не было репертуара на меня, не было занятости. Ведь я – лирическое сопрано, и ничего тут не поделаешь, мне было уже за 60. Колобов говорил: “Подождите, я что-нибудь придумаю”. Что же можно было придумать! Время – неумолимо! Конечно, я могла спеть, например, Ларину. Но мне было это неинтересно, внутри себя, по своим ощущениям я все еще была Татьяной, а не Лариной. Нутро остается тем же, остается молодым...»

Из интервью с Александром Матусевичем

«Долгий разговор с юбиляром.

К “бриллиантовой” дате Галины Писаренко», Opera News

Последней яркой оперной работой певицы станет прокофьевская «Маддалена», поставленная Колобовым в 1991 году. Партию знаменитая певица Галина Писаренко готовила… с Ниной Львовной Дорлиак, как и любую другую из своего многочисленного репертуара. Ни возраст, ни опыт не стали препятствием для этой привычки!

Для самой Галины Алексеевны воспитание своей смены вокалистов тоже стало важной частью существования. Преподавать в Московской консерватории она начала задолго до завершения сценической карьеры. Ученицы Писаренко поют в разных театрах страны и мира, занимают места на престижных конкурсах, получают вокальные и театральные награды.  Некоторые – Любовь Петрова, Альбина Шагимуратова, Елена Гусева – появлялись и в петербургских филармонических программах. На вопрос, почему никто из них так и не занял равного ей места именно на концертной сцене, Галина Писаренко с грустью отвечает, что интерес к камерной вокальной музыке сегодня во многом угас, и выражает надежду, что времена еще изменятся.

О. Р.


Концерты

  • 24 января 1973

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Вебер–Вейнгартнер. «Приглашение к танцу». Шостакович. Концерт для виолончели с оркестром № 1. Малер. Симфония № 4

  • 27 июня 1976

    7-й концерт 4-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Шостакович. Сюита из балета «Болт». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Малер. Симфония № 4

  • 6 января 1983

    5-й концерт 2-го абонемента

    К 100-летию Заслуженного коллектива РСФСР академического
    симфонического оркестра филармонии
    Симфонический концерт
    Дирижер – Вацлав Нойман (Чехословацкая Социалистическая Республика)

    Дворжак. Концертная увертюра «Карнавал». Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 23. Малер. Симфония № 4

  • 7 января 1983

    6-й концерт 1-го абонемента сезона 1980 – 81 гг. (повтор программы 6 января)

    К 100-летию Заслуженного коллектива РСФСР академического
    симфонического оркестра филармонии
    Симфонический концерт
    Дирижер – Вацлав Нойман (Чехословацкая Социалистическая Республика)

    Дворжак. Концертная увертюра «Карнавал». Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 23. Малер. Симфония № 4

  • 31 мая 1985

    Органно-вокальный вечер
    Галина Писаренко
    Валерий Рубаха

    Бах. Четыре хоральные прелюдии. Ария из Кантаты № 21. Ария из оратории «Страсти по Матфею». Перселл. Две песни Амфитрисы из музыки к драме Шекспира «Буря». Ария Дидоны из оперы «Дидона и Эней». Гендель. Largo. Ария из оратории «Юлий Цезарь». Ария из оперы «Семела». Альбинони. Адажио. Перголези. Две арии из оратории «Stabat Mater»

  • 23 июня 1989

    5-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдуард Серов

    Тищенко. Реквием




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»