Персоны

Нина Дорлиак

1908–1998
Нина Дорлиак в Ленинградской филармонии в день концерта 17 мая 1949 года. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Нина Дорлиак

Биография

Дорлиак Нина Львовна – певица сопрано, педагог. Дочь певицы Ксении Дорлиак, жена Святослава Рихтера.

Имя Нины Дорлиак в истории музыки всегда соседствует с фамилией гениального мужа. Их уникальный творческий дуэт, их изысканные камерные программы остались в памяти нескольких поколений слушателей, и, к счастью, частично сохранились в записях. Однако выступать Нина Львовна начала еще до знакомства со Святославом Рихтером.

Родившись в семье известной певицы Ксении Дорлиак, бывшей фрейлины последней русской императрицы, оперной дивы, блиставшей как на сцене Мариинского театра, так и в Парижской Гранд-опера, Нина с детства была окружена музыкой и музыкантами. Мать хотела, чтобы она стала пианисткой, но фортепианная «карьера» девочки окончилась после первого же открытого концерта, когда она забыла текст, сбилась и убежала в слезах со сцены. Тогда же она уговорила мать разрешить ей заниматься пением. Так в классе Ксении Дорлиак появилась новая ученица. Возможно, Нина бывала и на концертах матери в Петроградской филармонии: в Малом зале (Бетховенском фойе) Ксения Николаевна выступила уже в первом сезоне, в марте 1922 года, а до 1928-го несколько раз пела в Большом зале, в том числе с Филармоническим оркестром под управлением Оскара Фрида, Самуила Самосуда, Александра Глазунова.

В начале 1930-х годов Ксения Николаевна переезжает с детьми в столицу. В1932 году Нина Дорлиак получает диплом Московской консерватории, в 1935-м оканчивает аспирантуру и сразу же включается в концертную жизнь. В Оперной студии она участвует в постановках дирижера Георга Себастьяна, который в то время возглавляет оркестр Всесоюзного радио. Себастьян, воспитанник европейской школы, ставит с москвичами оперы Моцарта, и юная Нина Дорлиак поражает его безусловным проникновением в моцартовский стиль.

«Никогда не думал, что отыщу в СССР настоящую Сюзанну», – пишет Себастьян и тут же предлагает певице совместную камерную программу. Они дают концерт из песен Шуберта и Вольфа, но блестящий дирижер Себастьян за роялем не становится достойным партнером Дорлиак. Она продолжает выступать с другими концертмейстерами – Ниной Мусинян, Борисом Абрамовичем, Верой Шубиной.

Нина Дорлиак в сольном концерте в Малом зале филармонии 17 мая 1949 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Певица появляется на сцене и в ансамбле с крупными пианистами – Марией Юдиной, Марией Гринберг, голос Дорлиак высоко ценит органист Александр Гедике, который специально для совместных концертов делает переложения для органа и сопрано романсов, песен и арий из ее репертуара. Во время войны в эвакуации в Тбилиси Нина Дорлиак выступает с Константином Игумновым и Александром Гольденвейзером. В военные годы с концертами в Тбилиси приезжает и Святослав Рихтер, с которым Нина была мельком знакома еще в Москве.

Очевидно, Рихтер не раз слышал выступления Дорлиак, потому что уже во время следующей встречи, на похоронах Немировича-Данченко, он подошел к певице и предложил провести совместный концерт. Нина Львовна подумала, что Рихтер собирается разделить программу по отделениям, но он уточнил, что хочет аккомпанировать. Впервые они появятся на сцене в мае 1945 года в концерте, посвященном музыке Сергея Прокофьева: Рихтер играет Шестую сонату, вместе с Дорлиак они исполняют «Гадкого утенка». С этого момента начинается их творческий и жизненный союз: Нина Львовна и Святослав Теофилович никогда не перейдут на «ты», но проживут рядом до самой смерти, больше полувека. Дорлиак сумеет разделить жизнь с гением и не потерять собственной сценической судьбы.

В Ленинград Дорлиак и Рихтер приезжали часто. Их главной площадкой стал не Большой зал – здесь пройдет всего два их совместных концерта в 1947 и 1948 годах, а Малый зал филармонии. Нина Дорлиак поет тут через два дня после открытия зала: 17 мая 1949 года вместе с Рихтером они представляют программу из русской вокальной лирики – романсы Глинки, Римского-Корсакова, Мусоргского. Звучит и прокофьевский «Гадкий утенок», с которого начиналось совместное музицирование певицы и пианиста. Совсем немного времени прошло после печально знаменитых Постановлений ЦК ВКП (б), объявивших Прокофьева «идейно чуждым формалистом». Но и Рихтер в сольных программах, и Дорлиак в своих концертах исполняют его сочинения. Святослав Теофилович писал знакомому после одного из таких концертов: «Это был большой успех Сергея Сергеевича. Его вызывали, он вышел на эстраду, благодарил Нину Дорлиак и сказал, улыбаясь: ‘’Спасибо, что вы оживили моих покойников!’’».

«Гадкий утенок» в исполнении Нины Дорлиак и Рихтера прозвучит в Малом зале еще не раз, в том числе и 26 марта 1953 года – через двадцать дней после смерти композитора. Но гораздо чаще певица исполняет здесь другую, западную музыку – Моцарта и Бетховена, Дебюсси и Равеля, Шумана и Гуго Вольфа, отдельные песни и целые циклы Шуберта – «Прекрасную мельничиху» и «Зимний путь». Звучат и русские композиторы, в том числе цикл «Детская» Мусоргского. Всего до января 1959 года в Малом зале музыканты дадут 17 совместных концертов, еще несколько раз Нина Дорлиак выступит здесь в сборных программах, в которых участвовали Квартет имени Бородина, Рихтер и Мстислав Ростропович.

Нина Дорлиак и Святослав Рихтер в концерте в Малом зале филармонии 26 марта 1953 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Несколько появлений Дорлиак в филармонических программах без Рихтера связаны с именем Дмитрия Шостаковича. В статье о композиторе Нина Львовна пишет:

«В сезонах 1946/47 и 1947/48 годов Дмитрий Дмитриевич стал бывать на моих концертах, всякий раз своим присутствием нагоняя на меня страх: я очень его всегда боялась. На одном из шубертовских Liederabend’ов Дмитрий Дмитриевич зашел в артистическую и долго взволнованно говорил, что было для меня неожиданно и необыкновенно радостно. Вскоре после этого Дмитрий Дмитриевич позвонил по телефону и попросил встретиться, так как хотел показать только что законченный вокальный цикл. Излишне говорить, что мы с Рихтером в назначенный день ожидали его прихода с большим волнением. Дмитрий Дмитриевич, войдя, почти сразу сел за рояль и, прочтя сначала тексты всех одиннадцати песен, проиграл их одну за другой. Впечатление было потрясающее: сила драматизма, выразительность интонаций поразили и ошеломили нас. И вот он предложил мне выучить партию сопрано и подыскать тенора и меццо-сопрано. Работа над этим циклом была необыкновенно увлекательной, и долгое время я была поглощена только этим сочинением».

Речь шла о цикле «Из еврейской поэзии» для сопрано, меццо-сопрано, тенора и фортепиано. Его Шостакович писал летом 1948-го в разгар «борьбы с формализмом» и «борьбы с космополитами», иначе говоря, разгулом антисемитской кампании. Писал в стол, не надеясь на публичное исполнение. Он просит Нину Дорлиак найти певцов, чтобы выучить и исполнить цикл у себя в квартире «для своих». На закрытой премьере перед узким кругом друзей партию меццо-сопрано пела Тамара Янко, тенора – Николай Белугин. В сентябре 1950-го Шостакович снова звонит Дорлиак и просит «сделать ему подарок», спеть цикл на его дне рождении. Официальная премьера состоится только через пять лет – 15 января 1955 года в Малом зале Ленинградской филармонии. К этому концерту Шостакович решит поменять меццо-сопрано и тенора на Зару Долуханову и Алексея Масленникова, из первых, «тайных» исполнителей останется только Нина Дорлиак.

В Малом зале при жизни композитора цикл «Из еврейской поэзии» прозвучит пять раз. Есть сведения, что Рихтер очень хотел исполнить партию фортепиано в этом цикле, но Шостакович каждый раз твердо отвечал, что это сочинение будет играть сам. В последний раз Нина Дорлиак поет в Малом зале цикл Шостаковича под аккомпанемент автора 5 июня 1957 года. Двумя сольными номерами цикла 16 января 1959 года («Предостережение», «Песня девушки») она завершает программу своего последнего концерта со Святославом Рихтером.

В Малом зале Дорлиак еще выступит в двух концертах старинной музыки с клавесинистом Андреем Волконским (1960, 1961). В 1961 году певица покинет сцену, продолжит преподавать в Московской консерватории, где работала с юности, будет сопровождать мужа во время бесчисленных гастролей… Своих воспитанников она впервые представит в Малом зале имени Глинки 31 мая 1959 года в программе «Нина Дорлиак и ее студенты». В 1985 году на этой же сцене пройдет творческий вечер Нины Львовны Дорлиак, на котором выступят ученики и выпускники ее консерваторского класса, одной из них – Галине Писаренко – аккомпанировал Святослав Рихтер.

Нина Львовна переживет мужа менее, чем на год. Их квартиру она завещает Государственному музею изобразительных искусств им. Пушкина, сейчас в ней – мемориальный музей-квартира Рихтера, в которой сохранилась и экспозиция «Кабинет певицы Н. Дорлиак».

О. Р.


Концерты

  • 13 мая 1947

    (анонс и рукописная книга)

    Вокальный вечер
    Заслуженная артистка РСФСР
    Нина Дорлиак
    Лауреат Всесоюзного конкурса
    Святослав Рихтер

    В программе: Шуберт, Чайковский

  • 5 марта 1948

    (рукописная книга)

    Вечер песни
    Нина Дорлиак и Святослав Рихтер

    Шуберт. Десять песен из цикла «Зимний путь». «Привет тебе». Три песни из сборника «Лебединая песнь». «Рыбачка». «Морская тишь». «Песня Миньоны». «Гретхен за прялкой»




Другие материалы

Василий Десницкий

Василий Десницкий

Литературовед 1878–1958
Милош Садло

Милош Садло

Виолончель 1912–2003

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»