Персоны

Ксения Дорлиак

1882 (по ст. стилю 1881) – 1945
Источник изображения: mosconsv.ru
Ксения Дорлиак

Биография

Дорлиак Ксения Николаевна – меццо-сопрано.

Ксения Дорлиак окончила с золотой медалью Петербургскую консерваторию в 1909 году в классе Софьи Гладкой, в 1909–1911 совершенствовалась у Наталии Ирецкой. Еще в годы учебы пела в оперных спектаклях консерватории (Марцелина, Кащеевна, Ольга), в камерных концертах. Тогда же впервые выступила и в зале Дворянского собрания на вечере памяти Шумана. В 1911–1912 Дорлиак поет в операх Вагнера на сцене парижской Гранд-опера (Эльза и Брунгильда), гастролирует и позднее – в Германии, Чехии, Австрии.

В 1912-м дебютировала на сцене Мариинского театра в партии Аиды, но уже в 1914-м покидает оперную сцену, возобновив концертную деятельность после 1920 года. Певица участвовала в концертах Общества камерной музыки и Ассоциации современной музыки, исполняя романсы современников – Метнера, Мясковского, Стравинского, Прокофьева, Щербачева.

К 1920-м годам относятся и немногочисленные выступления Ксении Дорлиак в Филармонии. В Большом зале она пела в концертах под управлением Оскара Фрида, Александра Глазунова и Валериана Бердяева, в 1925-м участвовала в концертном исполнении оперы Римского-Корсакова «Боярыня Вера Шелога», дирижировал Самуил Самосуд, а последний раз – 17 октября 1928 года – солировала в драматической поэме Максимилиана Штейнберга «Земля и Небо» под управлением автора. Современную музыку Дорлиак исполняла и в камерных концертах в Малом зале (Бетховенское фойе), где участвовала в программах, посвященных Онеггеру, Прокофьеву, выступала в ансамбле с Марией Юдиной, Александром Каменским, Владимиром Щербачевым.

Ксения Дорлиак преподавала в консерваториях Петербурга (1914–1929) и Москвы (1930–1945), где среди ее учениц были дочь Нина Дорлиак и Ирина Архипова.

И. Р.


Концерты

  • 31 марта 1922

    Бетховенское фойе (анонс и машинопись)

    Академические камерные концерты

    Сен-Санс. Фортепианный квартет. Романсы. Вариации на тему Бетховена. Септет

  • 31 января 1924

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Вечер современной музыки
    Квартет имени Глазунова
    Ксения Дорлиак
    Владимир Щербачев
    Николай Амосов
    Роберт Ламберт

    В программе: Карнович, Щербачев (без указания произведений)

  • 5 февраля 1924

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Вечер песен и романсов
    Ксения Дорлиак
    Ирина Миклашевская

    В программе: Дебюсси, Мусоргский (без указания произведений)

  • 5 марта 1924

    II концерт (с полным повторением цикла для Губпрофсовета 3, 7, 10, 14 и 17 марта)

    Филармонический оркестр
    Цикл Бетховена
    5 концертов (2, 5, 9, 12 и 16 марта)
    Дирижер – Оскар Фрид

    Бетховен. Симфония № 2. Концертная ария «Ah! perfido». Симфония № 5

  • 7 марта 1924

    II концерт (повторение для Губпрофсовета)

    Филармонический оркестр
    Цикл Бетховена
    5 концертов (3, 7, 10, 14 и 17 марта)
    Дирижер – Оскар Фрид

    Бетховен. Симфония № 2. Концертная ария «Ah! perfido». Симфония № 5

  • 30 марта 1924

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Глазунов

    Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». Романсы «Для берегов отчизны дальной» и «Спящая княжна». Римский-Корсаков. Музыкальная картина «Садко». Глинка. Увертюра «Арагонская хота»

  • 19 октября 1924

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Валерий Бердяев

    Бетховен. Симфония № 5. Концертная ария «Ah! perfido». Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры»

  • 11 декабря 1924

    I камерный концерт (Бетховенское фойе)

    Государственная филармония и Российский Институт истории искусств
    II серия камерных концертов «Новая музыка»

    Прокофьев. Увертюра на еврейские темы. Пять песен без слов. «Сказки старой бабушки». Пять стихотворений на слова К. Бальмонта. Хиндемит. Сюита «1922». Струнный квартет № 3

  • 25 декабря 1924

    III камерный концерт (Бетховенское фойе)

    Государственная филармония и Российский Институт истории искусств
    II серия камерных концертов «Новая Музыка»

    Онеггер. Струнный квартет № 1. Семь пьес для фортепиано. Шесть поэм на стихи Г. Аполлинера. Сонатина для двух скрипок. «Le Cahier Romand». Соната для альта и фортепиано

  • 10 февраля 1925

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Самуил Самосуд

    Вейсберг. Симфоническая картина «Ночью». «Поет печальный голос». Фрагменты из оперы «Русалочка». Римский-Корсаков. «Боярыня Вера Шелога», пролог к опере «Псковитянка»

  • 5 марта 1926

    II концерт (Бетховенское фойе)

    Ленинградская ассоциация современной музыки
    При Государственной академической филармонии

    В программе: Шёнберг, Орик, Гнесин, Александров, Житомирский, Тюлин, Карнович

  • 16 декабря 1926

    II концерт (Бетховенское фойе, общая программка на 2 и 16 декабря с аннотацией на композиторов)

    Ленинградская ассоциация современной музыки
    При Ленинградской академической филармонии

    В программе: Шапорин, Шиллингер, Богданов-Березовский, Григорьев, Карнович, Онеггер, Мясковский, Щербачев, Хиндемит

  • 28 апреля 1927

    Бетховенское фойе (Бюллетень АСМ)

    Ленинградская ассоциация современной музыки
    При Ленинградской академической филармонии
    Камерный концерт

    Попов. Камерная музыка для семи инструментов. Рязанов. Сюита для фортепиано. Четыре стихотворения А. Блока. Шапорин. Сюита из музыки к пьесе Замятина «Блоха»

  • 14 декабря 1927

    3-й концерт 5-го абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Владимир Дранишников

    Щербачев. Симфония № 2

  • 17 октября 1928

    1-й концерт 4-го абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Максимилиан Штейнберг

    К. Ф. Э. Бах. Концерт для малого оркестра. Гайяр. Соната соль мажор. Штейнберг. Драматическая поэма «Небо и Земля»



«‎Вечерняя Красная газета»‎

О концертах 11, 18 и 25 декабря 1924 в МЗФ 30 декабря 1924

«Жизнь искусства» № 7

О концерте 10 февраля 1925 в БЗФ 17 февраля 1925



Другие материалы

Михаил Бихтер

Михаил Бихтер

Дирижер 1881–1947
Александр Шмидт

Александр Шмидт

Труба 1889–1955

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»