Персоны
Самуил Самосуд
Биография
Самосуд Самуил Абрамович – дирижер.
В 1905 году Самуил Самосуд окончил Тифлисскую консерваторию по классам духовых инструментов и виолончели, затем совершенствовался как виолончелист в Чехии, там же брал уроки дирижирования у главного дирижера Пражской оперы. Занятия продолжил в Парижской «Скола канторум» у Венсана Д’Энди и Эдуара Колонна.
Вернувшись в Россию, Самосуд играл на виолончели в оперном оркестре петербургского Народного дома, а с 1910-го дирижировал спектаклями. Там же началось его сотрудничество с Шаляпиным, который высоко оценил молодого дирижера.
В 1917–1919 Самосуд работал в Мариинском театре, а затем был приглашен на пост главного дирижера реорганизованного Михайловского театра. Малый оперный он возглавляет до 1936 года, и этот период становится историческим в жизни коллектива. Среди множества советских премьер, выпущенных Самосудом, есть и знаковые: оперы Шостаковича «Нос» (1930) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1935) – «опера, которая делает эпоху». Именно так называлась статья Самосуда, которую он опубликовал после премьеры.
В МАЛЕГОТе он впервые поставил и две оперы Кшенека – «Джонни наигрывает» и «Прыжок через тень». На премьере в 1927 году оказались Пауль Хиндемит и Эрнест Ансерме, которых поразила безупречность работы Самосуда.
В 1935 году Самосуд дирижировал здесь и скандально знаменитой постановкой Всеволода Мейерхольда «Пиковой дамы». На сцену Малого оперного он вернется из Москвы в 1946-м для руководства премьерой «Войны и мира» Прокофьева.
В Москве Самосуд возглавляет Большой театр (1936–1943), здесь осуществляет новые постановки «Ивана Сусанина», «Руслана и Людмилы», «Иоланты». В 1943–1950 занимает пост главного дирижера Театра Станиславского и Немировича-Данченко, в 1953–1957 руководит Симфоническим оркестром Московской филармонии, а с 1957-го становится главным дирижером вновь созданного при Всесоюзном радио Оперно-симфонического оркестра (с 1982-го – оркестр Министерства культуры СССР, а с 1991-го – Симфоническая капелла России). Сохраняя верность оперному жанру, Самосуд осуществит концертные исполнения и записи не только бесчисленного количества канувших в Лету советских опер, но и опер Вагнера, Россини, Чайковского, которые не шли на театральных сценах.
На концертной эстраде проявилось и мастерство Самосуда как симфонического дирижера. Именно он стоял за пультом на мировой премьере в Куйбышеве в 1942 году Седьмой симфонии Шостаковича, а в 1952-м впервые представил московской публике Седьмую симфонию Прокофьева.В Ленинградской филармонии Самуил Самосуд выступал мало и лишь в 1920-е годы – театр оставался главным в его жизни. Под управлением дирижера Филармонический оркестр играл Листа (Прелюды), Чайковского («Ромео и Джульетту», Шестую симфонию), Римского-Корсакова («Шехеразада»), премьеры советских авторов Юлии Вейсберг и Александра Житомирского, аккомпанировал немецкому пианисту Эгону Петри – первому зарубежному гастролеру, приехавшему в Советскую Россию. Не удивительно, что в программах Самосуда (а было их всего пять) оказались и две оперы: «Боярыня Вера Шелога» Римского-Корсакова и «Директор театра» Моцарта – она прозвучала на последнем выступлении дирижера в Большом зале 5 мая 1926 года.
С Филармоническим оркестром Самуил Самосуд давал концерты и на летних сезонах в Саду отдыха.
И. Р.
Концерты
-
11 сентября 1922
В пользу безработных Союза работников искусств
Филармонический оркестр
Дирижеры – Александр Павлов-Арбенин, Самуил СамосудВагнер. Увертюра к опере «Тангейзер». Римский-Корсаков. Пляска скоморохов из оперы «Снегурочка». Лист. Поэма «Прелюды». Венгерская рапсодия № 1
-
19 декабря 1923
Филармонический оркестр
Дирижер – Самуил Самосуд
Солист – Эгон ПетриЛист. Симфоническая поэма «Прелюды». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Концерт для фортепиано с оркестром № 1
-
10 февраля 1925
Филармонический оркестр
Дирижер – Самуил СамосудВейсберг. Симфоническая картина «Ночью». «Поет печальный голос». Фрагменты из оперы «Русалочка». Римский-Корсаков. «Боярыня Вера Шелога», пролог к опере «Псковитянка»
-
5 декабря 1925
Филармонический оркестр
Дирижер – Самуил Самосуд
Солистки – Ирина Миклашевская, Мария КоваленкоЧайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Римский-Корсаков. Арии из опер «Царская невеста», «Снегурочка». Сюита «Шехеразада»
-
5 мая 1926
Филармонический оркестр
Дирижер – Самуил СамосудМоцарт. Опера «Директор театра» («Импрессарио»). Ария Лепорелло из оперы «Дон Жуан». Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Житомирский. Симфоническая поэма. Вступление к драме «Ланваль»