Персоны
Ольга Спесивцева
Биография
Спесивцева Ольга Александровна – балерина.
Она начинала танцевать в Петербурге Серебряного века, а умерла в Америке начала 1990-х. Ее имя осталось символом русского балета, наряду с Павловой и Карсавиной, а ее трагическая судьба стала основой не только мемуарной литературы, но и художественных фильмов.
На балетную сцену Ольгу Спесивцеву привели печальные семейные обстоятельства. Ее отец, безвестный актер, умер. Мать не могла содержать маленькую Олю и ее сестер, а потому отдала их в приют для театральных детей-сирот. Здесь Спесивцева начала заниматься балетом, затем поступила в Театральное училище, и уже ее выпускной спектакль был отмечен в столичных газетах. В 1913-м Ольгу принимают в Мариинский театр. Формально она является артисткой кордебалета, но ей почти сразу доверяют сольные номера. Солисткой Императорского театра Спесивцева станет после гастролей в США: балерину берет с собой Сергей Дягилев, а ее партнером по сцене будет Вацлав Нижинский.
Первые послереволюционные годы Спесивцева проводит на сцене Мариинского театра: танцует главные партии в «Лебедином озере», «Эсмеральде», «Корсаре», «Баядерке», в 1919-м впервые появляется в партии Жизели. Именно с этой героиней позднее будут сравнивать балерину. Спесивцева и сама, по воспоминаниям друзей, побаивалась роли обезумевшей Жизели, говоря, что «слишком вживается в ее образ». Но пока болезнь душевная почти не проявляет себя. Зато у Спесивцевой находят туберкулез, и она добивается выезда за границу, на лечение.
В Петроград, да и вообще в Россию, Спесивцева больше никогда не вернется, хотя будет мечтать об этом долгие годы, возможно, не вполне представляя, чем это могло бы обернуться в действительности. В 1924-м она становится солисткой парижской Гранд-Опера, параллельно гастролирует с труппами Дягилева и Фокина, для нее ставит Джордж Баланчин. На сцене она звезда, ее боготворит европейская публика. За кулисами ее охватывают внезапные приступы отчаяния и навязчивые идеи. Сергей Лифарь, с которым часто танцевала Спесивцева, говорил: «Она всегда жила между мечтой и действительностью». В какой-то момент ощущение действительности покидает ее. Накануне Второй мировой войны гражданский муж Спесивцевой перевозит ее в Америку. Вскоре она окажется в психиатрической клинике, где останется на долгих двадцать лет, до 1963 года. Последние годы Ольга Спесивцева провела в пансионате, устроенном потомками Льва Толстого для одиноких эмигрантов из России. Вполне излечившись от психической болезни, она жила воспоминаниями о прошлом и религиозными переживаниями, посещая маленькую церковь при Толстовской ферме.
В Большом зале балерина танцевала лишь один раз, незадолго до отъезда из России: вечер Ольги Спесивцевой и Виктора Семенова в Петроградской филармонии устроила в декабре 1922 года редакция журнала «Жизнь искусства».
О. Р.
Концерты
-
9 декабря 1922
(рукописная книга)
Балетный вечер Ольги Спесивцевой и Виктора Семенова, устраиваемый редакцией «Жизнь искусства»
(программа не указана)