Персоны

Всеволод Мейерхольд

1894–1940
© Wikimedia Commons
Всеволод Мейерхольд

Биография

Мейерхольд Всеволод Эмильевич – актер, режиссер, педагог, создатель авангардного театра.

Любимец Немировича-Данченко и Станиславского, Мейерхольд после окончания Московского филармонического училища играл в Московском Художественном театре со дня его основания и вскоре занялся режиссурой – в МХТ и в херсонской труппе «Товарищество новой драмы» (1902–1905).

В 1906 году открывается петербургская страница в биографии Мейерхольда. По приглашению Веры Комиссаржевской он становится главным режиссером ее Драматического театра, с 1908-го начинает ставить в Императорском Александринском театре. В его постановке идут пьесы Мольера, Островского, Ибсена, Метерлинка, Гамсуна, «Маскарад» Лермонтова, а также пьесы русских современников – Леонида Андреева, Александра Блока, Зинаиды Гиппиус. В 1911-м он дебютирует как оперный режиссер в Мариинском театре спектаклем «Орфей и Эвридика» Глюка. Оперный театр станет и последним местом службы режиссера в 1939 году, когда оставшегося без работы Мейерхольда пригласит Станиславский. Но до этого будут «Тристан и Изольда», «Борис Годунов» и «Дон Жуан» Моцарта в Большом театре, скандальная «Пиковая дама» в Малом оперном театре в Ленинграде.

Ниспровергатель традиций и режиссерских канонов, Мейерхольд воспринял Революцию как театральное действо, разрушающее штампы старого уклада во имя новой жизни и свободы. Сценой был вся Россия. К годовщине революции он ставит в Театре музыкальной драмы (в помещении консерватории) «Мистерию-буфф» Маяковского, включается в работу Петроградского отдела Наркомпроса, а в 1920-м возглавит Театральный отдел комиссариата уже в Москве. Здесь он работает над проектом «Театральный Октябрь» и создает свой «Театр имени Мейерхольда» – ТиМ.

Название утвердят в 1923-м. В этом году празднуют 25-летие актерской и 20-летие режиссерской деятельности Мейерхольда. Его чествуют в Москве и Петрограде, куда юбиляр приезжает в апреле с чтением публичных докладов. Один из них, о «Левом театральном фронте», проходит 28 апреля в Большом зале филармонии.

В следующий раз Всеволод Мейерхольд выступает с публичным докладом на сцене Большого зала 11 декабря 1930 года. На сей раз он рассказывает о только что состоявшихся зарубежных гастролях своего Театра. В прессе доклад анонсируется сначала под названием «Мое путешествие по Западной Европе», позднее тема формулируется лаконичнее: «Мы и они». «Мы» – это охваченная идеями революционных преобразований Советская Россия, «они» – унылая Западная Европа, с ее не имеющими представления о «биомеханике» (изобретении Мейерхольда в работе с актерами) театрами, неумными критиками, не способными оценить новаторства режиссера.

Выступление Мейерхольда в Большом зале воспринимается неоднозначно даже его соратниками. 21 декабря 1931 года газета «Рабочий и театр» (№№ 68–69) публикует редакционную статью с шаржем Николая Радлова «Мы и они, или Приятная беседа после ужина», где режиссера ругают за отсутствие в докладе ясных смыслов и за неуместную для зала непринужденность тона.

Эта критика не имела для Мейерхольда никаких серьезных последствий. Он еще остается лидером театральных процессов в стране. В хвалебной статье о Шостаковиче автор Богданов-Березовский объясняет достижения молодого композитора, в том числе тесной связью «с руководящими представителями передовых течений смежных искусств, на совместной работе с которыми он себя проверяет и обогащает» (вечерний выпуск „Красной газеты“, Ленинград, 17.01.1933), первым среди «руководящих» назван Мейерхольд.

Травить его начнут в 1934-м. Театр обвинят в отрицании методов социалистического реализма, в идеологически вредном репертуаре и в формализме, газета «Правда» заклеймит статьей «Чужой театр» 17 декабря 1937 года, а в январе 1938-го ТиМ закроют.

Арестуют Мейерхольда в Ленинграде 20 июня 1939-го, расстреляют 2 февраля 1940 года.

И. Р.


Концерты

  • 28 апреля 1923

    (рукописная книга)

    Доклад Всеволода Мейерхольда, устраиваемый П.Х.А.О. Союза Работников Искусств

    Тема: «Левый театральный фронт»

  • 11 декабря 1930

    Всеволод Мейерхольд

    Публичный доклад «Мы и Они»




Другие материалы

Симон Барер

Симон Барер

Фортепиано 1896–1951
Государственный академический русский оркестр имени В. В. Андреева

Государственный академический русский оркестр имени В. В. Андреева

Оркестр народных инструментов 1888 – наст. время

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»