Персоны

Мария Юдина

1899–1970
М. В. Юдина после сольного концерта в Большом зале филармонии 5 октября 1948 года. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Мария Юдина

Биография

Юдина Мария Вениаминовна – русская пианистка и педагог.

ID=1

В 1921 году Мария Юдина окончила Петроградскую консерваторию у профессора Леонида Николаева, разделив премию Антона Рубинштейна с выпускником того же года Владимиром Софроницким. Это был редкий случай совпадения во времени и пространстве двух гениев.

Они были очень разные. Романтик Софроницкий ограничит свой мир, не впуская в него чужих. Мария Юдина на всю жизнь сохранит открытость новым знаниям, новым идеям, новой музыке, новым людям, нередко гонимым.

Леонид Николаев и выпускники его класса, 1924 год. В центре стоят Д. Д. Шостакович, М. В. Юдина. Крайний справа сидит В. В. Софроницкий
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

М. В. Юдина со своим классом в Петроградской консерватории, 1923 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Приехав в Петроград из Витебска, она погружается в неведомый прежде мир. Занимаясь на фортепианном факультете, активно посещает занятия в дирижерском классе Эмиля Купера. Увлекается философией, в круг ее общения входят отец Павел Флоренский, философы Алексей Лосев и Михаил Бахтин. Юдина принимает православие и становится членом религиозно-философского кружка «Воскресение». Она не меняет своих взглядов и тогда, когда в 1929 году кружок будет разгромлен, а большинство его членов репрессировано. Мария Юдина останется на свободе, но за религиозные убеждения ее уволят сначала из Ленинградской консерватории (здесь она преподавала в 1921–1930), потом из Московской консерватории (1936–1951) и Гнесинского института (1944–1960).           Всероссийский конкурс на лучшее исполнение произведений М. П. Мусоргского, 1938 год. Сидят: Арканов, Троицкая, Кильчевская, Преображенская (председатель жюри), Андреев, Березинец, В. Иванова… Стоят: Самойлова, Ольховский, Николаев, Шостаковича, Штейнберг, Давыдова, Чучайкин, Юдина
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Непростой окажется и ее сценическая судьба, которая так гладко начиналась в Петроградской филармонии.

Мария Юдина дебютировала в Большом зале 10 августа 1921 года Четвертым концертом Бетховена, Филармоническим оркестром дирижировал Эмиль Купер. Под его управлением пианистка играет Пятый Бетховена, Первый Метнера, Двойной концерт Моцарта вместе со своим учителем Леонидом Николаевым, солирует в «Прометее» Скрябина.

Фотография М. В. Юдиной с дарственной надписью оркестру Петроградской филармонии. Предположительно 1923 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

После отъезда Купера за границу (1924) интенсивность выступлений Юдиной не становится меньше. Она играет в программах главных дирижеров филармонии Николая Малько (с ним в 1926 исполнила премьеру Концерта Кшенека), Фрица Штидри, Евгения Мравинского, солирует под управлением гастролеров и гостевых дирижеров – Эрнста Венделя, Германа Шерхена, Георга Себастьяна, Александра Гаука, Бориса Хайкина, Николая Рабиновича.

Но, пожалуй, самое тесное сотрудничество связывало Марию Юдину с Куртом Зандерлингом – они дадут 15 совместных концертов. Впервые музыканты встретились весной 1944 года на сцене концертного зала Новосибирска, куда была эвакуирована Ленинградская филармония во время войны, а уже 2 декабря того же года после возвращения оркестра из эвакуации выступали вместе в Большом зале. Зандерлинг стоял за пультом и на последнем концерте Марии Юдиной с Заслуженным коллективом – 29 декабря 1956 года она солировала в Фантазии Бетховена для фортепиано и хора с оркестром.

В войну на филармонические концерты Юдина приезжала не только в Новосибирск, но и в блокадный Ленинград: в 1943 году, с февраля по октябрь, дважды играла с оркестром Радиокомитета под управлением Карла Элиасберга, приняла участие в двух сборных программах и дала четыре сольных концерта.

Первый клавирабенд (именно так на немецкий манер долгие годы называли фортепианные вечера филармонии) Марии Юдиной в Большом зале состоялся спустя 9 лет после дебюта с оркестром: 9 марта 1930 года она исполнила серьезнейшую программу – сонаты Бетховена (№ 14), Шопена (№ 2) и Прокофьева (№ 4), Интермеццо ор. 116 Брамса и «Картинки с выставки» Мусоргского. Всего в Большом зале прошло 26 сольных вечеров пианистки, еще два состоялось в марте 1944 года на филармонической площадке в Новосибирске.

Сольный концерт М. В. Юдиной в Большом зале филармонии 5 октября 1948 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С мая 1922 года Мария Юдина выступала и в Малом зале Филармонии, располагавшемся тогда в нынешнем Бетховенском фойе. В основном это были вечера современной музыки, в которых пианистка участвовала как солист, ансамблист и аккомпаниатор. С ее участием состоялось и несколько премьер.

Ансамблевое музицирование было важной частью исполнительской биографии Марии Юдиной (в отличие от Софроницкого, всегда предпочитавшего оставаться на сцене в одиночестве). С 1950 года после открытия Малого зала имени Глинки, она чаще  выступает здесь – с Квартетами Московской филармонии, имени Большого театра, имени Бетховена, имени Глазунова, а на своем предпоследнем филармоническом концерте играет с альтистом Федором Дружининым сонаты Шуберта, Онеггера, Волконского и Хиндемита. В Малом зале Юдина дает и 9 сольных концертов.

Советскую власть не устраивала не только открытая религиозность пианистки, но и ее репертуар. В программах Марии Юдиной, наряду с музыкой Баха (его боготворила с юности), Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Брамса, важное место занимала современная музыка. Юдина впервые в СССР сыграла сочинения авторов нежелательных, негласно или гласно запрещенных – Берга, Стравинского, Кшенека, Мессиана, Штокхаузена. Со Стравинским и Штокхаузеном она, к тому же, состояла в переписке, самостоятельно выбирая себе круг общения.

Она не воевала с советской властью, просто была верна себе. В 1940-е публично выступала в защиту обвиняемых в формализме Шостаковича (он был ее соучеником в консерватории) и Прокофьева, а после 1957 года поддерживала Бориса Пастернака: его массовая травля началась с издания на западе романа «Доктор Живаго» и активизировалась после присуждения в 1958-м Нобелевской премии. Когда в 1960 году Пастернака не стало, Юдина в память о поэте читала со сцены стихи из опального романа – вместо бисов.

Так было и на концерте 19 ноября 1961 года в Малом зале имени Глинки, где пианистка играла сонаты Стравинского и Кшенека, вариации Бетховена и Веберна, а также посвященную ей фантазию (тоже, собственно, вариации) Андрея Волконского. Публика с благоговением внимала и ее игре, и прочитанным стихам.

Такой дерзости ей не простили. Неудивительно, что это был последний концерт Марии Вениаминовны Юдиной в Филармонии.

И. Р.

Одни из последних фото Марии Юдиной. 1970 год.


Концерты

  • 10 августа 1921

    I концерт, в пользу голодающих

    Филармонический оркестр
    Цикл Бетховена
    3 концерта (10, 12 13 августа)
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Мария Юдина

    Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Симфония № 3

  • 20 августа 1921

    II концерт

    Филармонический оркестр
    Цикл Бетховена
    2 концерта (17 и 20 августа)
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Мария Юдина

    Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Симфония № 3

  • 15 января 1922

    Филармонический оркестр
    Моцарт
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солисты – Мария Юдина, Леонид Николаев

    Моцарт. Увертюра к опере «Волшебная флейта». Серенада «Хаффнер». Концерт для двух фортепиано № 10. Симфония № 40

  • 22 марта 1922

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Мария Юдина

    Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Лист. «Фауст-симфония». «Данте-симфония»

  • 2 мая 1922

    Бетховенское фойе (машинопись)

    Вечера современной музыки

    д’Альбер. Струнный квартет № 2. Р. Штраус, Регер, Вольф. Романсы. Регер. Вариации на тему Бетховена

  • 20 мая 1922

    Бетховенское фойе (машинопись)

    Вечер фортепианных прелюдий и фуг
    Мария Юдина

    В программе: Пахельбель, Гендель, Бах, Бах–Лист, Бах–Бузони, Букстехуде–Николаев, Танеев, Франк, Глазунов

  • 22 декабря 1922

    Бетховенское фойе (рукописная книга)

    Открытие сезона
    Академические камерные концерты
    Квартет имени Глазунова
    I камерный вечер
    В концерте участвует Мария Юдина

    В программе: Глазунов (без указания произведений)

  • 7 марта 1923

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Мария Юдина

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Метнер. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Брамс. Симфония № 4

  • 12 марта 1923

    Для культотдела Совета профсоюзов (повторение программы 7 марта)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Мария Юдина

    Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Метнер. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Брамс. Симфония № 4

  • 25 апреля 1923

    III концерт

    Бенефис оркестра Государственной Академической Филармонии
    Цикл Бетховена
    3 концерта (18, 22 и 25 апреля)
    Дирижер – Эмиль Купер
    Солистка – Мария Юдина

    Бетховен. Увертюра «Кориолан». Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 9

  • 2 марта 1924

    I концерт (с полным повторением цикла для Губпрофсовета 3, 7, 10, 14 и 17 марта)

    Филармонический оркестр
    Цикл Бетховена
    5 концертов (2, 5, 9, 12 и 16 марта)
    Дирижер – Оскар Фрид
    Солистка – Мария Юдина

    Бетховен. Симфония № 1. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 3 «Героическая»

  • 3 марта 1924

    I концерт (повторение для Губпрофсовета)

    Филармонический оркестр
    Цикл Бетховена
    5 концертов (3, 7, 10, 14 и 17 марта)
    Дирижер – Оскар Фрид
    Солистка – Мария Юдина

    Бетховен. Симфония № 1. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 3 «Героическая»

  • 6 апреля 1924

    II концерт

    Филармонический оркестр
    Цикл Скрябина
    3 концерта (23, 27 и 30 мая)
    Дирижер – Эмиль Купер

    Скрябин. Симфония № 2. Симфоническая поэма «Прометей» («Поэма огня»)

  • 17 апреля 1924

    Бетховенское фойе (рукопись)

    Камерный концерт
    Танеев

    Танеев. Струнный квартет № 1. Струнное трио для двух скрипок и альта. Фортепианный квинтет

  • 30 октября 1924

    Бетховенское фойе (анонс и рукопись)

    Камерный концерт
    Танеев

    Танеев. Струнный квартет № 5. Фортепианный квинтет. Струнный квартет № 6

  • 19 февраля 1926

    Бетховенское фойе

    Ленинградская ассоциация современной музыки
    При Государственной академической филармонии
    I концерт
    Вечер фортепианной музыки

    Скрябин. Соната № 5. Три пьесы, соч. 52. Щербачев. Соната № 2. Бик. Соната № 2. Лирический и Драматический фрагменты. Шиллингер. Соната-рапсодия. Прокофьев. Соната № 5. Стравинский. «Piano rag music». Хиндемит. Сюита «1922»

  • 5 марта 1926

    II концерт (Бетховенское фойе)

    Ленинградская ассоциация современной музыки
    При Государственной академической филармонии

    В программе: Шёнберг, Орик, Гнесин, Александров, Житомирский, Тюлин, Карнович

  • 19 марта 1926

    Бетховенское фойе (повторение программы от 19 февраля [анонс с указанием композиторов, исполнителей, цен на билеты])

    Ленинградская ассоциация современной музыки
    При Государственной академической филармонии
    Вечер фортепианной музыки

    Скрябин. Соната № 5. Три пьесы, соч. 52. Щербачев. Соната № 2. Бик. Соната № 2. Лирический и Драматический фрагменты. Шиллингер. Соната-рапсодия. Прокофьев. Соната № 5. Стравинский. «Piano rag music». Хиндемит. Сюита «1922»

  • 22 апреля 1926

    Бетховенское фойе (в 3-х отделениях)

    Ленинградская ассоциация современной музыки
    При Ленинградской академической филармонии
    IV концерт

    В программе: Кшенек, Малипьеро, Руссель, Орик, Вейсберг, Михайлов, Александров, Каратыгин, Стравинский

  • 16 октября 1926

    1-й концерт 3-го абонемента

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Николай Малько
    Солистка – Мария Юдина

    Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая». Кшенек. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Онеггер. «Летняя пастораль». Стравинский. Симфоническая поэма «Песнь соловья»


ВИДЕО

Иосиф Райскин о концерте Марии Юдиной в Малом зале филармонии

Иосиф Райскин о концерте Марии Юдиной в Малом зале филармонии



«Жизнь искусства»

О концертах 4, 25, 30 мая и 1 июня 1922 в МЗФ 20 июня 1922

«Жизнь искусства» № 47

В архивах обнаружены программы только двух последних из четырех рецензируемых концертов цикла, посвященного Танееву: 23 и 30 октября 1924 в МЗФ Ноябрь 1924

«Рабочий и театр»‎ № 10

О концерте 19 февраля 1926 в МЗФ Февраль 1926

«‎Жизнь искусства»‎ № 10

О концертах 2 и 3 марта 1926 Март 1926

«Рабочий и театр» № 9

О концертах 8, 10 и 11, 12, 15 и 22 апреля 1936, БЗФ 1936

«Вечерний Ленинград»

О концерте 29 мая 1947 в БЗФ 4 июня 1947

«Вечерний Ленинград»

О концертах 12 января и 6 февраля 1948 в БЗФ 20 марта 1948



Другие материалы

Леонид Николаев

Леонид Николаев

Фортепиано 1878–1942
Иосиф Ахрон

Иосиф Ахрон

Скрипка 1886–1943

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»