Персоны
Мария Юдина
Биография
Юдина Мария Вениаминовна – русская пианистка и педагог.
В 1921 году Мария Юдина окончила Петроградскую консерваторию у профессора Леонида Николаева, разделив премию Антона Рубинштейна с выпускником того же года Владимиром Софроницким. Это был редкий случай совпадения во времени и пространстве двух гениев.
Они были очень разные. Романтик Софроницкий ограничит свой мир, не впуская в него чужих. Мария Юдина на всю жизнь сохранит открытость новым знаниям, новым идеям, новой музыке, новым людям, нередко гонимым.
Леонид Николаев и выпускники его класса, 1924 год. В центре стоят Д. Д. Шостакович, М. В. Юдина. Крайний справа сидит В. В. Софроницкий
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
М. В. Юдина со своим классом в Петроградской консерватории, 1923 год.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Приехав в Петроград из Витебска, она погружается в неведомый прежде мир. Занимаясь на фортепианном факультете, активно посещает занятия в дирижерском классе
Эмиля Купера. Увлекается философией, в круг ее общения входят отец Павел Флоренский, философы Алексей Лосев и Михаил Бахтин. Юдина принимает православие и становится членом религиозно-философского кружка «Воскресение». Она не меняет своих взглядов и тогда, когда в 1929 году кружок будет разгромлен, а большинство его членов репрессировано. Мария Юдина останется на свободе, но за религиозные убеждения ее уволят сначала из Ленинградской консерватории (здесь она преподавала в 1921–1930), потом из Московской консерватории (1936–1951) и Гнесинского института (1944–1960). Всероссийский конкурс на лучшее исполнение произведений М. П. Мусоргского, 1938 год. Сидят: Арканов, Троицкая, Кильчевская, Преображенская (председатель жюри), Андреев, Березинец, В. Иванова… Стоят: Самойлова, Ольховский, Николаев, Шостаковича, Штейнберг, Давыдова, Чучайкин, Юдина
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Непростой окажется и ее сценическая судьба, которая так гладко начиналась в Петроградской филармонии.
Мария Юдина дебютировала в Большом зале 10 августа 1921 года Четвертым концертом Бетховена, Филармоническим оркестром дирижировал Эмиль Купер. Под его управлением пианистка играет Пятый Бетховена, Первый Метнера, Двойной концерт Моцарта вместе со своим учителем Леонидом Николаевым, солирует в «Прометее» Скрябина.
Фотография М. В. Юдиной с дарственной надписью оркестру Петроградской филармонии. Предположительно 1923 год.© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
После отъезда Купера за границу (1924) интенсивность выступлений Юдиной не становится меньше. Она играет в программах главных дирижеров филармонии Николая Малько (с ним в 1926 исполнила премьеру Концерта Кшенека), Фрица Штидри, Евгения Мравинского, солирует под управлением гастролеров и гостевых дирижеров – Эрнста Венделя, Германа Шерхена, Георга Себастьяна, Александра Гаука, Бориса Хайкина, Николая Рабиновича.
Но, пожалуй, самое тесное сотрудничество связывало Марию Юдину с Куртом Зандерлингом – они дадут 15 совместных концертов. Впервые музыканты встретились весной 1944 года на сцене концертного зала Новосибирска, куда была эвакуирована Ленинградская филармония во время войны, а уже 2 декабря того же года после возвращения оркестра из эвакуации выступали вместе в Большом зале. Зандерлинг стоял за пультом и на последнем концерте Марии Юдиной с Заслуженным коллективом – 29 декабря 1956 года она солировала в Фантазии Бетховена для фортепиано и хора с оркестром.
В войну на филармонические концерты Юдина приезжала не только в Новосибирск, но и в блокадный Ленинград: в 1943 году, с февраля по октябрь, дважды играла с оркестром Радиокомитета под управлением Карла Элиасберга, приняла участие в двух сборных программах и дала четыре сольных концерта.
Первый клавирабенд (именно так на немецкий манер долгие годы называли фортепианные вечера филармонии) Марии Юдиной в Большом зале состоялся спустя 9 лет после дебюта с оркестром: 9 марта 1930 года она исполнила серьезнейшую программу – сонаты Бетховена (№ 14), Шопена (№ 2) и Прокофьева (№ 4), Интермеццо ор. 116 Брамса и «Картинки с выставки» Мусоргского. Всего в Большом зале прошло 26 сольных вечеров пианистки, еще два состоялось в марте 1944 года на филармонической площадке в Новосибирске.
Сольный концерт М. В. Юдиной в Большом зале филармонии 5 октября 1948 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
С мая 1922 года Мария Юдина выступала и в Малом зале Филармонии, располагавшемся тогда в нынешнем Бетховенском фойе. В основном это были вечера современной музыки, в которых пианистка участвовала как солист, ансамблист и аккомпаниатор. С ее участием состоялось и несколько премьер.
Ансамблевое музицирование было важной частью исполнительской биографии Марии Юдиной (в отличие от Софроницкого, всегда предпочитавшего оставаться на сцене в одиночестве). С 1950 года после открытия Малого зала имени Глинки, она чаще выступает здесь – с Квартетами Московской филармонии, имени Большого театра, имени Бетховена, имени Глазунова, а на своем предпоследнем филармоническом концерте играет с альтистом Федором Дружининым сонаты Шуберта, Онеггера, Волконского и Хиндемита. В Малом зале Юдина дает и 9 сольных концертов.
Советскую власть не устраивала не только открытая религиозность пианистки, но и ее репертуар. В программах Марии Юдиной, наряду с музыкой Баха (его боготворила с юности), Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Брамса, важное место занимала современная музыка. Юдина впервые в СССР сыграла сочинения авторов нежелательных, негласно или гласно запрещенных – Берга, Стравинского, Кшенека, Мессиана, Штокхаузена. Со Стравинским и Штокхаузеном она, к тому же, состояла в переписке, самостоятельно выбирая себе круг общения.
Она не воевала с советской властью, просто была верна себе. В 1940-е публично выступала в защиту обвиняемых в формализме Шостаковича (он был ее соучеником в консерватории) и Прокофьева, а после 1957 года поддерживала Бориса Пастернака: его массовая травля началась с издания на западе романа «Доктор Живаго» и активизировалась после присуждения в 1958-м Нобелевской премии. Когда в 1960 году Пастернака не стало, Юдина в память о поэте читала со сцены стихи из опального романа – вместо бисов.
Так было и на концерте 19 ноября 1961 года в Малом зале имени Глинки, где пианистка играла сонаты Стравинского и Кшенека, вариации Бетховена и Веберна, а также посвященную ей фантазию (тоже, собственно, вариации) Андрея Волконского. Публика с благоговением внимала и ее игре, и прочитанным стихам.
Такой дерзости ей не простили. Неудивительно, что это был последний концерт Марии Вениаминовны Юдиной в Филармонии.
И. Р.
Одни из последних фото Марии Юдиной. 1970 год.
Концерты
-
10 августа 1921
I концерт, в пользу голодающих
Филармонический оркестр
Цикл Бетховена
3 концерта (10, 12 13 августа)
Дирижер – Эмиль Купер
Солистка – Мария ЮдинаБетховен. Увертюра «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Симфония № 3
-
20 августа 1921
II концерт
Филармонический оркестр
Цикл Бетховена
2 концерта (17 и 20 августа)
Дирижер – Эмиль Купер
Солистка – Мария ЮдинаБетховен. Увертюра «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Симфония № 3
-
15 января 1922
Филармонический оркестр
Моцарт
Дирижер – Эмиль Купер
Солисты – Мария Юдина, Леонид НиколаевМоцарт. Увертюра к опере «Волшебная флейта». Серенада «Хаффнер». Концерт для двух фортепиано № 10. Симфония № 40
-
22 марта 1922
Филармонический оркестр
Дирижер – Эмиль Купер
Солистка – Мария ЮдинаБетховен. Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Лист. «Фауст-симфония». «Данте-симфония»
-
2 мая 1922
Бетховенское фойе (машинопись)
Вечера современной музыки
д’Альбер. Струнный квартет № 2. Р. Штраус, Регер, Вольф. Романсы. Регер. Вариации на тему Бетховена
-
20 мая 1922
Бетховенское фойе (машинопись)
Вечер фортепианных прелюдий и фуг
Мария ЮдинаВ программе: Пахельбель, Гендель, Бах, Бах–Лист, Бах–Бузони, Букстехуде–Николаев, Танеев, Франк, Глазунов
-
22 декабря 1922
Бетховенское фойе (рукописная книга)
Открытие сезона
Академические камерные концерты
Квартет имени Глазунова
I камерный вечер
В концерте участвует Мария ЮдинаВ программе: Глазунов (без указания произведений)
-
7 марта 1923
Филармонический оркестр
Дирижер – Эмиль Купер
Солистка – Мария ЮдинаБетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Метнер. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Брамс. Симфония № 4
-
12 марта 1923
Для культотдела Совета профсоюзов (повторение программы 7 марта)
Филармонический оркестр
Дирижер – Эмиль Купер
Солистка – Мария ЮдинаБетховен. Увертюра «Леонора» № 3. Метнер. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Брамс. Симфония № 4
-
25 апреля 1923
III концерт
Бенефис оркестра Государственной Академической Филармонии
Цикл Бетховена
3 концерта (18, 22 и 25 апреля)
Дирижер – Эмиль Купер
Солистка – Мария ЮдинаБетховен. Увертюра «Кориолан». Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 9
-
2 марта 1924
I концерт (с полным повторением цикла для Губпрофсовета 3, 7, 10, 14 и 17 марта)
Филармонический оркестр
Цикл Бетховена
5 концертов (2, 5, 9, 12 и 16 марта)
Дирижер – Оскар Фрид
Солистка – Мария ЮдинаБетховен. Симфония № 1. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 3 «Героическая»
-
3 марта 1924
I концерт (повторение для Губпрофсовета)
Филармонический оркестр
Цикл Бетховена
5 концертов (3, 7, 10, 14 и 17 марта)
Дирижер – Оскар Фрид
Солистка – Мария ЮдинаБетховен. Симфония № 1. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Симфония № 3 «Героическая»
-
6 апреля 1924
II концерт
Филармонический оркестр
Цикл Скрябина
3 концерта (23, 27 и 30 мая)
Дирижер – Эмиль КуперСкрябин. Симфония № 2. Симфоническая поэма «Прометей» («Поэма огня»)
-
17 апреля 1924
Бетховенское фойе (рукопись)
Камерный концерт
ТанеевТанеев. Струнный квартет № 1. Струнное трио для двух скрипок и альта. Фортепианный квинтет
-
30 октября 1924
Бетховенское фойе (анонс и рукопись)
Камерный концерт
ТанеевТанеев. Струнный квартет № 5. Фортепианный квинтет. Струнный квартет № 6
-
19 февраля 1926
Бетховенское фойе
Ленинградская ассоциация современной музыки
При Государственной академической филармонии
I концерт
Вечер фортепианной музыкиСкрябин. Соната № 5. Три пьесы, соч. 52. Щербачев. Соната № 2. Бик. Соната № 2. Лирический и Драматический фрагменты. Шиллингер. Соната-рапсодия. Прокофьев. Соната № 5. Стравинский. «Piano rag music». Хиндемит. Сюита «1922»
-
5 марта 1926
II концерт (Бетховенское фойе)
Ленинградская ассоциация современной музыки
При Государственной академической филармонии
В программе: Шёнберг, Орик, Гнесин, Александров, Житомирский, Тюлин, Карнович
-
19 марта 1926
Бетховенское фойе (повторение программы от 19 февраля [анонс с указанием композиторов, исполнителей, цен на билеты])
Ленинградская ассоциация современной музыки
При Государственной академической филармонии
Вечер фортепианной музыкиСкрябин. Соната № 5. Три пьесы, соч. 52. Щербачев. Соната № 2. Бик. Соната № 2. Лирический и Драматический фрагменты. Шиллингер. Соната-рапсодия. Прокофьев. Соната № 5. Стравинский. «Piano rag music». Хиндемит. Сюита «1922»
-
22 апреля 1926
Бетховенское фойе (в 3-х отделениях)
Ленинградская ассоциация современной музыки
При Ленинградской академической филармонии
IV концертВ программе: Кшенек, Малипьеро, Руссель, Орик, Вейсберг, Михайлов, Александров, Каратыгин, Стравинский
-
16 октября 1926
1-й концерт 3-го абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Николай Малько
Солистка – Мария ЮдинаПрокофьев. Симфония № 1 «Классическая». Кшенек. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Онеггер. «Летняя пастораль». Стравинский. Симфоническая поэма «Песнь соловья»
ВИДЕО
Иосиф Райскин о концерте Марии Юдиной в Малом зале филармонии
Cсылки
Читать
- О Юдиной на allpianists.ru
- Переписка с Корнеем Чуковским
- О пианистке на regionsar.ru
- О Марии Юдиной на mgarsky-monastery.org
- Письма к В.С. Люблинскому. 1956-1961. (magazines.russ.ru)
Слушать
- Записи разных лет
- Кшенек. Соната № 2
- Моцарт. Концерт № 23
- Бетховен. Вариации и фуга, соч. 35
- Шуберт. 4 экспромта ор. 90