Персоны

Георг Себастьян

1903–1989
Фото из книги "Ленинградская филармония", 1935
Георг Себастьян

Биография

Себастьян Георг (Жорж) / Georges Sébastian – французский дирижер венгерского происхождения.

География жизни музыканта оказалась необычайно широка. Себастьян родился в Венгрии, учился в Будапеште сначала как пианист, а затем как композитор, причем его учителями были «первые лица» венгерской композиторской школы – Бела Барток и Золтан Кодаи. Однако увлеченный дирижированием, музыкант уезжает в Германию, где берет уроки у Бруно Вальтера, а позднее становится его ассистентом в Мюнхенском оперном театре.

Вскоре начинается и самостоятельная карьера дирижера. Один сезон Себастьян работает в нью-йоркской Метрополитен-опере, после возвращения в Европу дирижирует оркестрами Гамбурга и Лейпцига, а в 1927-м становится главным дирижером Берлинской городской оперы.

В 1931 году жизнь Георга Себастьяна резко меняется. Он неожиданно принимает приглашение переехать в Советский Союз. На протяжении шести лет дирижер работает с Симфоническим оркестром Всесоюзного радио. Критики отмечают невероятную эмоциональность Себастьяна, которой он заражает и оркестр.

Об излишней «горячности» маэстро в профессиональных кругах ходили анекдоты: говорили, будто бы во время выступлений его фрак неоднократно расходился по швам, а ссыльный Осип Мандельштам, посетив концерт дирижера в Воронеже, писал: «Себастьян плясал как сириец, нубиец и фригиец плюс еврей. А играли очень хорошо».

Основой репертуара оркестра при Себастьяне была, конечно, зарубежная музыка: он впервые осуществил серию концертных исполнений опер Моцарта – «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро», «Похищение из сераля», причем к каждой премьере сам писал развернутые статьи по истории создания и сценической судьбы произведения. Дирижировал Себастьян и русской классикой и советскими премьерами – именно под его управлением прошло первое исполнение фортепианного концерта Тихона Хренникова, солировал автор.

В качестве ассистента Георга Себастьяна в Москве начинал свой долгий «советский период» жизни будущий второй дирижер Ленинградского филармонического оркестра Курт Зандерлинг.

Работая в СССР, Себастьян продолжает гастролировать по миру, однако с оркестром Всесоюзного радио он, по-видимому, планирует длительное сотрудничество. Но в августе 1937 года НКВД выпускает секретный циркуляр, в котором объявляет «подавляющее большинство иностранных граждан, живущих в СССР, организующим началом шпионажа и диверсии». Находясь в отпуске в Европе, Себастьян узнает, что его московский контракт не продлен.

Резонно не пожелав возвращаться в гитлеровскую Германию, сезон 1938 года он начнет уже в США, где останется до окончания Второй мировой войны. В Америке дирижер работает с различными коллективами, в 1940–1945 возглавляет Пенсильванский симфонический оркестр.

В послевоенные годы Георг Себастьян живет во Франции, дирижирует спектаклями в парижских театрах Гранд-опера и Опера Комик. Именно он стоит за пультом оркестра во время французского дебюта Марии Каллас в Париже. На парижской сцене Себастьян ставит оперы композиторов ХХ века: Пуленка и своего учителя Бартока. Под его управлением идут во Франции и русские оперы – «Пиковая дама» и «Евгений Онегин». Дирижер продолжает выступать с симфоническими программами, приобретая славу блестящего интерпретатора не только немецкой романтической, но и французской музыки. В его гастрольном графике в конце 1960-х годов вновь появляется Советский Союз.

В Большом зале Ленинградской филармонии Георг Себастьян часто выступал в свой московский период – с 1932-го по 1936 год он дал здесь девять концертов. В его программах – симфонии Гайдна, Бетховена, Мендельсона, Брамса, Листа (Фауст-симфония), но также много Чайковского – «Франческа да Римини», Пятая и Шестая симфонии. На сцене Большого зала с оркестром под управлением Себастьяна выступали Мария Юдина, Святослав Кнушевицкий, Мирон Полякин, Борис Шафран.

Следующие концерты дирижера в Филармонии пройдут после тридцатилетнего перерыва: в марте 1968-го он дирижирует вторым, Симфоническим оркестром (АСО), а в марте 1970-го – Заслуженным коллективом. На афише его называют теперь на французский манер – Жоржем, но Себастьян по-прежнему говорит по-русски, а его концерты, как и в 1930-е годы, собирают полные залы и имеют шумный успех.

О. Р.


Концерты

  • 9 апреля 1932

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Георг Себастьян (Германия)

    Бах–Вейснер. Токката и фуга. Гайдн. Симфония № 45 «Прощальная». Брамс. Симфония № 2

  • 15 апреля 1932

    (анонс)

    Культпоход Дома техники
    Симфонический концерт
    Дирижер – Георг Себастьян

    Гайдн. Концерт для виолончели с оркестром. Симфония № 45 «Прощальная». Сборная программа

  • 18 апреля 1932

    (анонс)

    Вечер памяти Гете
    Симфонический концерт
    Дирижер – Георг Себастьян

    Вагнер. Увертюра «Фауст». Лист. «Тассо. Скорбь и торжество». «Фауст-симфония»

  • 16 марта 1934

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Георг Себастьян (Германия)

    Мендельсон. Симфония № 3 «Шотландская». Шуман. Концерт для виолончели с оркестром. Чайковский. Симфония № 5

  • 19 марта 1934

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Цикл Бетховена
    V концерт
    Дирижер – Георг Себастьян (Германия)

    Бетховен. Симфония № 8. Концерт для скрипки с оркестром. Симфония № 2

  • 26 марта 1934

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Чайковский
    Дирижер – Георг Себастьян (Германия)

    Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Симфоническая фантазия «Франческа да Римини»

  • 26 апреля 1934

    (программка с составом оркестра и списком юбилейного оргкомитета)

    Симфонический концерт в ознаменование 15-летия музыкальной деятельности Ленинградской Академической Филармонии
    Дирижеры – Фриц Штидри (Вена), Георг Себастьян (Германия), Александр Гаук

    Бетховен. Симфония № 5. Чайковский. Симфоническая фантазия «Франческа да Римини». Шостакович. Сюита из балета «Болт»

  • 21 ноября 1934

    2-й концерт 3-го абонемента (анонс)

    Симфонический концерт
    Бетховен
    Дирижер – Георг Себастьян (Германия)

    Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Концерт для фортепиано с оркестром № 5. Симфония № 9

  • 17 ноября 1936

    Симфонический концерт
    Дирижер – Георг Себастьян

    Бетховен. Симфония № 5. Чайковский. Симфония № 5

  • 25 марта 1968

    Симфонический концерт
    Дирижер – Жорж Себастьян (Франция)

    Малер. Симфония № 1. Рихард Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан». Сюита из оперы «Кавалер розы»

  • 26 марта 1968

    (повтор программы 25 марта)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Жорж Себастьян (Франция)

    Малер. Симфония № 1. Рихард Штраус. Симфоническая поэма «Дон Жуан». Сюита из оперы «Кавалер розы»

  • 12 марта 1970

    5-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Жорж (Георг) Себастьян (Франция)

    Брамс. Симфония № 1. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер». «Зигфрид–идиллия». «Полет Валькирий» из музыкальной драмы «Валькирия»

  • 13 марта 1970

    (повтор программы 12 марта)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Жорж (Георг) Себастьян (Франция)

    Брамс. Симфония № 1. Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер». «Зигфрид–идиллия». «Полет Валькирий» из музыкальной драмы «Валькирия»




Другие материалы

Наум Позен

Наум Позен

Виолончель ?
Николай Рыбников

Николай Рыбников

Актер 1879–1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»