Персоны

Святослав Кнушевицкий

1908–1963
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Святослав Кнушевицкий

Биография

Кнушевицкий Святослав Николаевич – виолончелист.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Начав обучение в Саратове, 15-летний Святослав Кнушевицкий в 1923 году становится студентом класса Семена Козолупова в Московской консерватории. После победы на Всесоюзном конкурсе исполнителей в 1933 году Кнушевицкий выступает с лучшими оркестрами страны, гастролирует по Европе, где его называют «русским Казальсом». Ему посвящают сочинения многие крупные советские композиторы – Мясковский, Хачатурян, Глиэр.

Параллельно с концертной деятельностью Кнушевицкий преподает и с 1929-го до 1943 года остается концертмейстером оркестра Большого театра. Но самой важной частью своей жизни музыкант называл ансамблевое музицирование. С начала 1940-х он играет в трио со Львом Обориным и Давидом Ойстрахом.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Их первое совместное выступление в зале Московской консерватории было прервано на середине программы – шел 1942 год, воздушная тревога заставила слушателей и музыкантов спуститься в бомбоубежище. В послевоенные годы трио получает репутацию одного из лучших ансамблей страны. Вместе музыканты гастролировали, записывались на пластинки, в том числе и на британских и немецких студиях. Среди их записей есть не только камерные сочинения, но и Тройной концерт Бетховена. Его Ойстрах, Оборин и Кнушевицкий неоднократно играли и в Ленинградской филармонии в 1940–1950-е годы.

Давид Ойстрах, Святослав Кнушевицкий и Лев Оборин в концертах 10 апреля (как солисты) и 12 апреля (как трио) 1948 года.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Впервые на сцене Большого зала Кнушевицкий появился гораздо раньше, уже в 1934-м. Приезжал он сюда и во время войны – в ноябре тяжелого 1942-го, когда с Оркестром радиокомитета под управлением Карла Элиасберга исполнил Вариации на тему рококо Чайковского, и с Ойстрахом и Обориным вскоре после освобождения Ленинграда от блокады. Тогда же 14 апреля 1944 года он сыграл в Большом зале первое сольное отделение (примечательно, что вечер делил пополам с Давидом Ойстрахом).

В симфонических программах Святослав Кнушевицкий исполнял концерты Шумана, Сен-Санса, Хачатуряна, Мясковского, Кабалевского, двойной концерт Брамса с Ойстрахом. Среди дирижеров, с которыми музыкант выходил на сцену Филармонии, – Георг Себастьян, Карл Элиасберг, Александр Гаук, Курт Зандерлинг, Натан Рахлин, Николай Рабинович, Евгений Мравинский, Арвид Янсонс.

Последний концерт виолончелиста в Большом зале прошел в 1961 году с Симфоническим оркестром (СО). Но Кнушевицкий еще дважды приезжал в Ленинград в 1962-м, выступая с Оркестром филармонии на выездных площадках и в камерных программах Малого зала.

Давид Ойстрах, Лев Оборин и Святослав Кнушевицкий в концерте 12 октября 1953 года. Малый зал филармонии, открытие сезона зала.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В Малом зале имени Глинки виолончелист впервые выступает вскоре после его открытия – в декабре 1949 года. В 1952-м и 1957-м Кнушевицкий играет здесь на творческих вечерах Дмитрия Шостаковича – виолончельную сонату в дуэте с автором и Фортепианное трио с Шостаковичем и Ойстрахом. На сольных концертах Кнушевицкому аккомпанируют пианисты Алексей Зыбцев и Наум Вальтер, сонатные вечера он дает со ьвом Обориным. Частый и желанный гость Малого зала – фортепианное трио: Лев Оборин, Давид Ойстрах и Святослав Кнушевицкий. Несколько раз в их программах появляется и вокальный блок: романсы Глинки, Чайковского, Шапорина исполняет под аккомпанемент Оборина Наталья Шпиллер – один из лучших голосов Большого театра и жена Кнушевицкого [1].

Святослав Кнушевицкий в последние годы.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В Малом зале Святослав Кнушевицкий дал свой последний филармонический концерт: 10 ноября 1962-го, за год до смерти, он исполнил со Львом Обориным сонаты для виолончели и фортепиано Бетховена, Рахманинова и Мясковского.

В филармонии также выступал брат виолончелиста – эстрадный дирижер Виктор Кнушевицкий.

И. Р.


Концерты

  • 16 марта 1934

    (анонс)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Георг Себастьян (Германия)

    Мендельсон. Симфония № 3 «Шотландская». Шуман. Концерт для виолончели с оркестром. Чайковский. Симфония № 5

  • 3 октября 1937

    II концерт (программа с аннотацией об исполнителях и анонсом следующего концерта цикла)

    Концерты лауреатов всесоюзных и международных музыкальных конкурсов

    В программе: Вивальди–Фейнберг, Лист, Рахманинов, Чайковский, Белый, Цабель, Дандрие, Турнье, Сен-Санс, Римский-Корсаков

  • 15 апреля 1941

    5-й концерт цикла Чайковского

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Чайковский. Симфония № 3. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. «Франческа да Римини»

  • 21 ноября 1942

    (рукописная книга с пометкой: афиша разм. 1,5 л., оповещение по радио)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Чайковский. Полонез из оркестровой сюиты № 3. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром. Концертный вальс

  • 28 ноября 1942

    (рукописная книга с пометкой: афиша разм. 1,5 л., оповещение по радио)

    Концерт артистов Московской эстрады

    В программе: Крейслер, Чайковский, Дыховичный, Лист, Айвазян, Леманн, Терентьев, Оффенбах и др.

  • 29 ноября 1942

    (рукописная книга с пометкой: афиша разм. 1,5 л., оповещение по радио)

    Концерт артистов Московской эстрады

    В программе: Крейслер, Чайковский, Дыховичный, Лист, Айвазян, Леманн, Терентьев, Оффенбах и др.

  • 8 января 1944

    (рукописная книга с пометкой: афиша разм. 0,5 л., объявление по радио)

    Камерный концерт

    В программе: Бах, Парадиз, Фрескобальди, Форе, Дебюсси, Сен-Санс, Крейслер, Глиэр, Чайковский, Скрябин, Венявский, Дворжак–Крейслер, Сарасате, Брамс

  • 22 января 1944

    (рукописная книга, афиша)

    Закрытый концерт для Городского комитета ВЛКСМ

    В программе: Глух, Чайковский, Маяковский, Бетховен, Коваль, Евлахов, Рахманинов, Гречанинов, Носов, Симонов

  • 14 апреля 1944

    (машинопись с правками и хронометражем, рукописная книга с пометкой: афиша разм. 1 альбом. л., объявление по радио)

    Вечер камерной инструментальной музыки
    Давид Ойстрах и Святослав Кнушевицкий

    В программе: Бах, Фрескобальди, Раков, Форе, Дворжак, Тартини–Крейслер, Глюк, Гранадос, Прокофьев, Сарасате, Фостер, Крейслер

  • 15 апреля 1944

    (рукописная книга с пометкой: сводная афиша разм. 1 альб. л., объявление по радио)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Карл Элиасберг

    Берлиоз. Фантастическая симфония. Сен-Санс. Концерт для виолончели с оркестром. Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром

  • 16 апреля 1944

    (рукописная книга с пометкой: сводная афиша, объявление по радио)

    Вечер камерной музыки

    Шуберт. Фортепианное трио № 2. Чайковский. Фортепианное трио «Памяти великого артиста». Мендельсон. Скерцо из фортепианного трио

  • 18 апреля 1944

    (рукописная книга)

    Закрытый концерт для профсоюзного актива

    В программе: Верди, И. Штраус, Лекок, Форе, Сенайе, Горький, Рахманинов, Штраус–Грюнфельд, Рубинштейн, Римский-Корсаков, Шереметьев, Минх, Соловьев-Седой, Фрадкин, Ардов, Целлер, Кальман

  • 19 ноября 1944

    (рукописная книга)

    Вечер фортепианных трио
    Давид Ойстрах
    Сергей Кнушевицкий
    Лев Оборин

    Шуберт. Фортепианное трио № 1. Рахманинов. «Элегическое трио» для фортепиано, скрипки и виолончели

  • 31 января 1945

    1-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Курт Зандерлинг

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Гамлет». Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Симфония № 5

  • 1 февраля 1946

    (без афиши, рукописная книга)

    Сборный концерт

    В программе: Шопен, Вагнер–Лист, Мопассан, Гендель, Бетховен, Форе, Сен-Санс, Скрябин, Мериканто, Брамс, Направник, Шуберт, Шишов, Чайковский, Римский-Корсаков, Аренский

  • 2 февраля 1946

    5-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Николай Рабинович

    Чайковский. Увертюра-фантазия «Гамлет». Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. Сюита для оркестра № 3

  • 2 апреля 1946

    (рукописная книга)

    Вечер трио для фортепиано, скрипки и виолончели
    Лев Оборин, Давид Ойстрах, Святослав Кнушевицкий

    Бетховен. Трио № 3 до минор. Мендельсон. Трио № 2 до минор. Равель. Трио ля минор. Шуберт. Andante

  • 4 мая 1946

    8-й концерт 3-го абонемента (рукописная книга)

    Вечер камерной музыки Чайковского

    Чайковский. Фортепианное трио «Памяти великого артиста». Романсы

  • 13 ноября 1946

    2-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Гаук

    Прокофьев. Симфония № 5. Хачатурян. Концерт для виолончели с оркестром. Сюита из музыки балета «Гаянэ»

  • 18 мая 1947

    8-й концерт 4-го дневного абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Натан Факторович

    Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». Мясковский. Концерт для виолончели с оркестром. Римский-Корсаков. «Испанское каприччио»




Другие материалы

Нина Стуколкина

Нина Стуколкина

Балерина 1905–1999
Степан Балашов

Степан Балашов

Тенор 1883–1966

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»