Персоны
Степан Балашов
Биография
Балашов Степан Васильевич – певец, тенор.
В детстве, пораженный пением Федора Шаляпина, Степан Балашов решил стать певцом. В начале 1900-х годов он знакомится с Леонидом Собиновым и по его совету поступает в 1903-м вольнослушателем в Московскую консерваторию. Образование Балашов продолжит в Италии, где берет уроки у известного педагога-вокалиста Августо Броджи.
Вернувшись в Москву, Степан Балашов поет в небольших оперных труппах, участвует в спектаклях кружка «Комическая опера», Московского театра миниатюр, в Опере Зимина. В 1912 году он едет в Петербург на прослушивание к Николаю Фигнеру, который руководил оперными спектаклями на сцене Народного дома. Решение о результатах прослушивания ждет в Москве. Лишь через несколько месяцев получает телеграмму от Фигнера: «Если хотите петь в одном спектакле с Шаляпиным, немедленно приезжайте».
С этого момента карьера Степана Балашова связана с петербургскими театрами: в Народном доме он действительно становится партнером Шаляпина в «Фаусте», «Севильском цирюльнике», «Русалке», «Евгении Онегине», «Паяцах». В сезоне 1919–1920 дебютирует в партии Звездочета («Золотой петушок») в Мариинском театре (ГАТОБе), но затем переходит в труппу Малого оперного театра (Михайловского), солистом которого останется до конца сценической карьеры.
На сцене МАЛЕГОТа певец занят не только в классическом репертуаре, но и в громких премьерах 1920-х – 1930-х годов. Балашов – первый исполнитель Зиновия в «Леди Макбет» Шостаковича, Макса в опере Кшенека «Джонни наигрывает», он поет и на премьерах многих советских опер, которые позднее выйдут из репертуара.
Современники вспоминали «итальянскую выучку» и невероятный диапазон Балашова – он свободно пел до «ре-диез»–«ми» третьей октавы. Певец выступал и в камерных программах, но на сцене Филармонии появлялся, в основном, в оперных проектах. В 1932-м он участвовал в исполнении сцен из «Фауста» Гуно, в 1933-м, дважды, – в концертной версии «Алеко» Рахманинова. Но самым главным оперным героем Степана Балашова на филармонической сцене был охотник Эрик из «Летучего голландца»: с 1934-го по 1936 год оперу Вагнера представили в Большом зале под управлением Фрица Штидри семь раз.
И. Р.
Концерты
-
3 апреля 1932
(анонс)
Закрытый концерт
Гуно. «Фауст», сцены из оперы в концертном исполнении
-
29 января 1933
(анонс)
Закрытый концерт
Рахманинов. Опера «Алеко» в концертном исполнении. Сборный концерт
-
3 февраля 1933
(анонс)
Закрытый концерт
Рахманинов. Опера «Алеко» в концертном исполнении. Сборный концерт
-
23 января 1934
(анонс)
Вечер песен и старинной итальянской музыки
Засл. арт. Респ. Сергей Мигай
В программе: Вивальди–Бах–Фейнберг, Паганини–Лист, Лист, итальянские арии, Василенко, народные песни, Синдинг, Григ, Витали, Доницетти, Флотов
-
18 октября 1934
(анонс)
Вагнер. «Моряк-скиталец»
Опера в концертном исполнении
-
22 октября 1934
1-й концерт 1-го абонемента (анонс)
Вагнер. «Моряк-скиталец»
Опера в концертном исполнении
-
30 октября 1934
(анонс)
Вагнер. «Моряк-скиталец»
Опера в концертном исполнении
-
23 января 1935
(анонс)
Вагнер. «Моряк-скиталец» («Летучий голландец»)
Опера в концертном исполнении
-
10 марта 1935
(анонс)
Вагнер. «Моряк-скиталец» («Летучий голландец»)
Опера в концертном исполнении
-
12 мая 1936
10-й концерт 1-го абонемента (анонс и машинопись)
Вагнер. «Моряк–скиталец»
Опера в концертном исполнении
-
18 мая 1936
машинопись
Вагнер. «Моряк–скиталец»
Опера в концертном исполнении