Персоны
Александр Гаук
Биография
Гаук Александр Васильевич – дирижер, педагог, композитор. В 1930–1933 – главный дирижер Симфонического оркестра (ЗКР) Ленинградской филармонии.
Начав заниматься музыкой в детстве в родной Одессе, Александр Гаук и после поступления в 1910 году на юридический факультет Петербургского университета больше увлекался игрой на ударных инструментах в студенческом оркестре. Уже в 1911-м он начал учиться в Петербургской консерватории – у Василия Калафати, Язепа Витолса и Александра Глазунова по композиции, у Феликса Блуменфельда по фортепиано и у Николая Черепнина по дирижированию.
После окончания консерватории в 1917 году Гаук дирижирует в Петроградском Театре музыкальной драмы, а в 1920–1931 в ГАТОБе (Мариинском), где ведет преимущественно балетные спектакли. В 1927-м он начинает преподавать в Ленинградской консерватории, среди его студентов есть и недавние ученики Николая Малько, уехавшего из Советской России в 1929 году – Евгений Мравинский, Николай Рабинович, Илья Мусин[1].
Место Малько Александр Гаук займет в 1930 году и за пультом главного дирижера оркестра Ленинградской филармонии.
Но, кажется, к этой должности его примеряли и прежде: с 1925 года Гаук интенсивно сотрудничает с Филармонией. Он выступает с оркестром на выездных площадках и на летних сезонах – в Павловске и в Саду отдыха: за лето 1927 и 1928 годов в общей сложности дает 50 концертов. Именно Гаук дирижирует в Большом зале программой 8 ноября 1925 года к годовщине революции и 21 января 1926-го в концерте памяти Ленина – к таким важным событиям допускали исключительно своих.
Дебют Гаука на филармонической сцене состоится 27 января 1925 года – и сразу же со знаменитым Артуром Шнабелем, который играет Четвертый концерт Бетховена и Концерт Шумана.
«Этот трудный экзамен, – пишет Борис Асафьев, – он выдержал с честью, выказав, помимо общей музыкальности, темперамент, вкус, умение владеть звучностью оркестра и, что особенно важно, культуру фразировки. Сопровождение обоих концертов Гаук провел очень хорошо, гибко следя за солистом и искусно отвечая его намерениям».
Чуткость аккомпанемента оценил и великий австрийский пианист: в двух мартовских программах 1927 года Шнабель под управлением Гаука сыграет все концерты и фантазию Бетховена, в 1928 – Концерт № 2 Брамса и № 17 Моцарта.
Фото с дарственной надписью оркестру Филармонии, 1928 год
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Достоинства Гаука, по наблюдению критиков, проявились и в симфонической части дебютной программы, где под его управлением прозвучали Симфония № 2 Бетховена и премьера сюиты «Мещанин во дворянстве» Рихарда Штрауса. «Мещанина во дворянстве» Гаук исполнит здесь еще не раз, а среди премьер – они станут визитной карточкой дирижера – будет разная музыка: от симфоний Пащенко до симфонических антрактов из оперы Пфицнера «Палестрина». Под управлением Гаука композиторы играют свои фортепианные концерты: Метнер – Второй, а Барток – премьеру Первого (тогда еще единственного).
С оркестром Гаук работает много. До 1930 года только в Большом зале они дают около полусотни совместных концертов. Неудивительно, что после отъезда Малько именно Александр Васильевич Гаук становится главным дирижером Филармонии и остается на этом посту до 1933 года.
Именно в этот период в стране отчетливые формы обретает политика идеологического давления на культуру.На титулах программок концертов Гаука редко не указан адресат: серией проходят закрытые концерты для пионеров и школьников, для Дома техники, для Красной Армии, для рабочих завода «Красный выборжец» или просто для рабочих организаций, идут один за другим культпоходы пионеров и комсомола, рабочих завода им. Марти, «Электросилы», «Красного треугольника». 3 марта 1932 года проводится «Показательный концерт художественной продукции филармонии, устраиваемый в честь 1-го рабочего шефа филармонии – завода «Красный гвоздильщик», предваряемый «кратким докладом о международном положении», где Гаук «отчитывается» в числе четырех дирижеров.
Естественно, что программы таких концертов не предполагают особой серьезности и пестрят симфоническими миниатюрами, здесь очень популярными становятся симфонические обработки песен «Эй, ухнем» и «Дубинушка», «Яблочко» из балета «Красный мак» Глиэра, увертюра Литольфа «Робеспьер». Много необязательного и среди премьер – теперь это, главным образом, советские авторы. Гаук исполняет Мосолова, Рославца, опального Дешевова, но также и Крейна, активно участвовавшего в травле Дешевова.
Есть среди премьер и громкие: в 1930-м – сюита из балета «Золотой век», в 1933-м – сюита из балета «Болт» и 4 симфонических отрывка из оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Премьера «Леди Макбет» состоялась 17 января 1933 года на первом авторском концерте Шостаковича, в программе которого прозвучали также симфония № 1, сюита из балета «Болт» и фортепианные пьесы в исполнении композитора (концерт повторили на летних гастролях в Баку). В 1933 году под управлением Гаука Прокофьев на авторском вечере впервые играет свой Пятый фортепианный концерт, в этой же программе – премьера его Четвертой симфонии.
В апреле 1930 года в Ленинград на гастроли приезжает немецкий пианист Пауль Витгенштейн, потерявший во время Первой мировой войны правую руку. С оркестром под управлением Гаука он исполняет специально написанные для него сочинения для левой руки с оркестром: в одной программе впервые в СССР звучат Вариации на тему Бетховена для фортепиано с оркестром Франца Шмидта и Концерт Борткевича, в другой – «Панафинское шествие» и «Парафраз «Домашней симфонии» для фортепиано (левой руки) с оркестром Рих. Штрауса.
Эти программы Гаука не тонут среди «концертов-культпоходов». В названиях появляются посвящения памяти Чайковского, Римского-Корсакова, Скрябина и Вагнера (там дирижер впервые исполнил раннюю и единственную Симфонию Вагнера). Гаук дирижирует Берлиоза – «Гарольда в Италии», Траурно-триумфальную симфонию, «Ромео и Юлию» и «Осуждение Фауста», симфонические поэмы Рихарда Штрауса. В его концертах – симфонии № 1 и № 2 Брамса, № 1 и № 3 Малера, а также его «Песни об умерших детях», симфонии Чайковского, Скрябина, Моцарта, Бетховена, Мендельсона. Александр Гаук, Давид Ойстрах, 1947 год
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
С Гауком выступают выдающиеся солисты. Скрипичный концерт Брамса играют Йозеф Сигети (в 1928-м), Яша Хейфец, Ефрем Цимбалист (оба в 1934-м), Второй фортепианный Брамса – Артур Рубинштейн (в 1928-м– Артур Шнабель, а в 1946-м – Эмиль Гилельс), Первый Чайковского – Шура Черкасский (1935). Софроницкий исполняет с Гауком Концерт Скрябина, Мария Юдина и Александр Боровский – концерты Моцарта, Альфред Зиттард – органный концерт Генделя (в 1931-м орган только установили в Большом зале).
В 1933 году Александра Гаука забирают в Москву, где до 1936-го он много работает с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио, в 1936–1941, со дня основания, возглавляет Государственный симфонический оркестр СССР, а в 1953-м возвращается в БСО уже как главный дирижер и руководит им до 1962 года.
С Госоркестром Гаук приедет на гастроли в Ленинград в апреле 1937 года и даст в Большом зале 5 концертов, с БСО выступит в Филармонии с пятью программами в октябре 1960 года.
Но связь со своим первым оркестром Гаук не прерывает. На программке его концерта 21 января 1934 года рядом с фамилией дирижера в скобках указано – Москва. Однако Гаук так много работает с Заслуженным коллективом, что отделить его деятельность в качестве главного и гастрольного дирижера практически невозможно. Именно Гаук, уже не будучи главным, приглашен 26 апреля 1934 года завершить сюитой из «Болта» Шостаковича программу концерта «В ознаменование 15-летия музыкальной деятельности Ленинградской Академической Филармонии» (дирижировали также Фриц Штидри и Георг Себастьян), а 31 мая 1934-го – закрыть сезон.
Все же, освободившись от должностных обязательств, Гаук выстраивает свои программы с Ленинградским филармоническим оркестром согласно собственным пристрастиям. Событиями становятся исполнения «Магнификата» (1938) и Высокой мессы (1950) Баха, «Дон Жуана» Моцарта (1939), оратории Генделя «Самсон» (1946).
В 1945 году впервые за долгие годы Гаук играет с оркестром монографическую программу из произведений Рахманинова – звучит, в том числе и Первая симфония композитора, восстановленная Гауком по найденным в Ленинградской консерватории оркестровым голосам, а в апреле 1953-го он посвящает концерт 80-летию со дня рождения и 10-летию со дня смерти композитора.
Монографические программы, ранее почти отсутствовавшие у Гаука, теперь занимают существенное место: больше всего Чайковского, но также Моцарт, Бетховен, Шуман, Глинка, Танеев, Прокофьев, Шостакович, Шапорин (он, кстати, был его сокурсником на юрфаке Петербургского университета). Гаук по-прежнему исполняет современную советскую музыку. Но уже не траурные марши и оды на смерть Ленина, не симфонии, посвященные юбилею РККА. Это симфонии Мясковского – кроме премьер Семнадцатой (она посвящена дирижеру) и Двадцать второй, также симфонии №№ 5, 21, 25, 27. Это и концерт к 70-летию Прокофьева, симфонии Шостаковича и премьера Третьей симфонии Вайнберга, инструментальные концерты Хачатуряна – фортепианный (солировал Лев Оборин), скрипичный (играл Давид Ойстрах), впервые – виолончельный (со Святославом Кнушевицким), а также премьеры его Второй симфонии и Сюиты из балета «Гаянэ».
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
С Гауком,как и раньше,выступают блестящие солисты – Рихтер, Гилельс, Оборин, Зак, Ойстрах, Давидович, Башкиров. Но, в отличие от 1920-х–начала 30-х годов, именитых гастролеров среди них почти нет.
Вся ленинградская биография Гаука связана с первым Филармоническим оркестром. Он работает с ним не только на сцене Большого зала, но и выезжает на гастроли уже как приглашенный дирижер – в 1935-м в Баку, в 1938-м в Кисловодск, в 1958-м в Сочи и в Японию, поддерживает теплые личные отношения с Евгением Мравинским и Арвидом Янсонсом (в Москве Янсонс всегда останавливался в доме Гауков).
Но на своем последнем концерте в Большом зале 22 мая 1962 года Александр Васильевич Гаук выступил со вторым Симфоническим оркестром Филармонии, вошедшим в ее состав в 1953 году. В программе были фрагменты из балета «Спартак» Хачатуряна и Чайковский – Пятая симфония и Вариации на тему рококо, солировала Наталия Гутман.
За годы сотрудничества с Филармонией Гаук дал только на сцене Большого зала 290 концертов.
Эрудит и знаток нескольких языков, Гаук в 1950-е годы писал рецензии на гастроли приезжавших в Москву оркестров – Бостонского с Шарлем Мюншем, Филадельфийского с Юджином Орманди, Нью-Йоркского с Леонардом Бернстайном, Венского с Гербертом фон Караяном.
В 1962-м, после увольнения из БСО, музыкант начал писать мемуары, которые будут опубликованы в посвященном ему сборнике «Александр Васильевич Гаук. Мемуары. Избранные статьи. Воспоминания современников», выпущенном в 1975 году в Москве издательством «Советский композитор». Дирижеру посвящены и страницы автобиографического романа его сына Павла Гаука «Москва — Вена — Москва, или Хроника маменькиного сынка» (М.: Классика-XXI, 2009. 2-е изд., 2013).
В эссе «Эскизы к портрету дирижера» Павел Гаук вспоминает и о композиторской деятельности отца. Посвятив себя дирижированию, Александр Гаук уделял время и сочинению: это несколько опусов для оркестра, инструментальные концерты (для арфы и для фортепиано), романсы, фортепианный «Детский альбом», посвященный младшему сыну Шапорина. Свои композиторские навыки он применял и в многочисленных оркестровых редакциях чужой камерной музыки, которую нередко исполнял в концертах, а оркестровка Гаука «Времен года» Чайковского и сегодня звучит в филармонических программах.
И. Р.
Концерты
-
27 января 1925
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр Гаук
Солист – Артур ШнабельБетховен. Симфония № 2. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Р. Штраус. Сюита «Мещанин во дворянстве». Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром
-
24 февраля 1925
(машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукЧайковский. Симфония № 3. Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры». Лист. Симфоническая поэма «Венгрия»
-
11 октября 1925
Концерт по случаю перевода заведующего
Ленинградским отделением Главнауки Михаила Петровича Кристи в МосквуВ программе: Глазунов, Римский-Корсаков, Бородин, Направник, Рахманинов, Пушкин, Крейслер, Шуман, Пащенко, Вильбушевич
-
24 октября 1925
В Доме культпросвета им. Плеханова (для рабочих Выборгского района)
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукГлинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Чайковский. Andante cantabile из струнного квартета № 1. Глазунов. Концертный вальс № 1. Массне. Увертюра «Федра». Сюита «Неаполитанские сцены». Римский-Корсаков. «Испанское каприччио»
-
25 октября 1925
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукЧайковский. Симфония № 5. Дуэт Ромео и Джульетты. Фантазия «Франческа да Римини»
-
6 ноября 1925
Для сотрудников учреждений Главнауки
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукИнтернационал. Глазунов. Симфоническая поэма «Стенька Разин». Литольф. Увертюра «Максимилиан Робеспьер»
-
8 ноября 1925
В ознаменование VIII годовщины Октябрьской революции
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукИнтернационал. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская». Глазунов. Симфоническая поэма «Стенька Разин». Литольф. Увертюра «Максимилиан Робеспьер». Интернационал
-
25 ноября 1925
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукРимский-Корсаков. Сюита из музыки к опере «Ночь перед Рождеством». Ария Оксаны из оперы «Ночь перед Рождеством». Ария Шемаханской царицы из оперы «Золотой Петушок». Пащенко. Симфония № 3
-
28 ноября 1925
Для Губпрофсовета (повторение программы 25 ноября)
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукРимский-Корсаков. Сюита из музыки к опере «Ночь перед Рождеством». Ария Оксаны из оперы «Ночь перед Рождеством». Ария Шемаханской царицы из оперы «Золотой Петушок». Пащенко. Симфония № 3
-
2 января 1926
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукПфицнер. Вступления к I, II и III актам музыкальной легенды «Палестрина». Р. Штраус. Речитатив и ария Зербинетты из оперы «Ариадна на Наксосе»
-
21 января 1926
Концерт-вечер памяти В. И. Ленина
Филармонический оркестр
Дирижеры – Михаил Климов, Александр Гаук«Памяти вождя». Мосатов. «Заветы Ильича». Стадницкий. «Нет, вождь не умер». Бетховен. Симфония № 3 «Героическая»
-
20 февраля 1926
Народный дом им. К. Либкнехта и Р. Люксембург
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукВ программе: Вебер, Шуберт, Луиджини, Григ, Чайковский, Лядов, Мусоргский, Вагнер, Глазунов
-
7 марта 1926
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукЧайковский. Симфония № 2. Римский-Корсаков. Песня Леля из оперы «Снегурочка». Лядов. Пять русских песен. Стравинский. Сюита из сказки-балета «Жар-птица»
-
17 апреля 1926
Дом Культпросвета им. Плеханова
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукВ программе: Римский-Корсаков, Чайковский, Даргомыжский, Лядов, Дриго, Сибелиус, Бизе, Григ
-
28 апреля 1926
Бесплатный концерт для Красной Армии
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукВ программе: Глинка, Глазунов, Даргомыжский, Лядов, Чайковский, Григ, Бизе, Шуберт, Мусоргский, Дриго
-
26 декабря 1926
4-й концерт утреннего абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр Гаук
Солистка – Елена ЛунцТанеев. Увертюра к опере «Орестея». Симфония № 1. Глазунов. Концерт для скрипки с оркестром
-
22 января 1927
Для рабочих фабрики «Треугольник»
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукВ программе: Шопен, Глинка, Глазунов, Римский-Корсаков, Чайковский, Мусоргский, Бородин, Даргомыжский
-
23 февраля 1927
Для профорганизации «Красный Печатник»
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукГлинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Лядов. Восемь русских народных песен. Римский-Корсаков. «Испанское каприччио». Глазунов. Концертный вальс № 1. Бородин. Ария Галицкого из оперы «Князь Игорь». Чайковский. Тема с вариациями из сюиты № 3. Интернационал
-
9 марта 1927
Цикл к 100-летию со дня смерти Бетховена
I концерт
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукБетховен. Увертюра «Кориолан». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Фантазия для фортепиано, хора и оркестра
-
12 марта 1927
Для рабочих завода «Красный Путиловец»
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукБетховен. Симфония № 5. Римский-Корсаков. Фрагменты из опер «Майская ночь», «Псковитянка» и «Царская невеста». Бородин. Ария Галицкого из оперы «Князь Игорь». Чайковский. «Итальянское каприччио». Интернационал