Персоны

Александр Гаук

1893–1963
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Александр Гаук

Биография

Гаук Александр Васильевич – дирижер, педагог, композитор. В 1930–1933 – главный дирижер Симфонического оркестра ( ЗКР) Ленинградской филармонии.

Начав заниматься музыкой в детстве в родной Одессе, Александр Гаук и после поступления в 1910 году на юридический факультет Петербургского университета больше увлекался игрой на ударных инструментах в студенческом оркестре. Уже в 1911-м он начал учиться в Петербургской консерватории – у Василия Калафати, Язепа Витолса и Александра Глазунова по композиции, у Феликса Блуменфельда по фортепиано и у Николая Черепнина по дирижированию.

После окончания консерватории в 1917 году Гаук дирижирует в Петроградском Театре музыкальной драмы, а в 1920–1931 в ГАТОБе (Мариинском), где ведет преимущественно балетные спектакли. В 1927-м он начинает преподавать в Ленинградской консерватории, среди его студентов есть и недавние ученики Николая Малько, уехавшего из Советской России в 1929 году – Евгений Мравинский, Николай Рабинович, Илья Мусин[1].

Место Малько Александр Гаук займет в 1930 году и за пультом главного дирижера оркестра Ленинградской филармонии.

Но, кажется, к этой должности его примеряли и прежде: с 1925 года Гаук интенсивно сотрудничает с Филармонией. Он выступает с оркестром на выездных площадках и на летних сезонах – в Павловске и в Саду отдыха: за лето 1927 и 1928 годов в общей сложности дает 50 концертов. Именно Гаук дирижирует в Большом зале программой 8 ноября 1925 года к годовщине революции и 21 января 1926-го в концерте памяти Ленина – к таким важным событиям допускали исключительно своих.

Дебют Гаука на филармонической сцене состоится 27 января 1925 года – и сразу же со знаменитым Артуром Шнабелем, который играет Четвертый концерт Бетховена и Концерт Шумана.

«Этот трудный экзамен, – пишет Борис Асафьев, – он выдержал с честью, выказав, помимо общей музыкальности, темперамент, вкус, умение владеть звучностью оркестра и, что особенно важно, культуру фразировки. Сопровождение обоих концертов Гаук провел очень хорошо, гибко следя за солистом и искусно отвечая его намерениям».

Чуткость аккомпанемента оценил и великий австрийский пианист: в двух мартовских программах 1927 года Шнабель под управлением Гаука сыграет все концерты и фантазию Бетховена, в 1928 – Концерт № 2 Брамса и № 17 Моцарта. Фото с дарственной надписью оркестру Филармонии, 1928 год
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Достоинства Гаука, по наблюдению критиков, проявились и в симфонической части дебютной программы, где под его управлением прозвучали Симфония № 2 Бетховена и премьера сюиты «Мещанин во дворянстве» Рихарда Штрауса. «Мещанина во дворянстве» Гаук исполнит здесь еще не раз, а среди премьер – они станут визитной карточкой дирижера – будет разная музыка: от симфоний Пащенко до симфонических антрактов из оперы Пфицнера «Палестрина». Под управлением Гаука композиторы играют свои фортепианные концерты: Метнер – Второй, а Барток – премьеру Первого (тогда еще единственного).

С оркестром Гаук работает много. До 1930 года только в Большом зале они дают около полусотни совместных концертов. Неудивительно, что после отъезда Малько именно Александр Васильевич Гаук становится главным дирижером Филармонии и остается на этом посту до 1933 года.

Именно в этот период в стране отчетливые формы обретает политика идеологического давления на культуру.На титулах программок концертов Гаука редко не указан адресат: серией проходят закрытые концерты для пионеров и школьников, для Дома техники, для Красной Армии, для рабочих завода «Красный выборжец» или просто для рабочих организаций, идут один за другим культпоходы пионеров и комсомола, рабочих завода им. Марти, «Электросилы», «Красного треугольника». 3  марта 1932 года проводится «Показательный концерт художественной продукции филармонии, устраиваемый в честь 1-го рабочего шефа филармонии – завода «Красный гвоздильщик», предваряемый «кратким докладом о международном положении», где Гаук «отчитывается» в числе четырех дирижеров.

Естественно, что программы таких концертов не предполагают особой серьезности и пестрят симфоническими миниатюрами, здесь очень популярными становятся симфонические обработки песен «Эй, ухнем» и «Дубинушка», «Яблочко» из балета «Красный мак» Глиэра, увертюра Литольфа «Робеспьер». Много необязательного и среди премьер – теперь это, главным образом, советские авторы. Гаук исполняет Мосолова, Рославца, опального Дешевова, но также и Крейна, активно участвовавшего в травле Дешевова.

Есть среди премьер и громкие: в 1930-м – сюита из балета «Золотой век», в 1933-м – сюита из балета «Болт» и 4 симфонических отрывка из оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Премьера «Леди Макбет» состоялась 17 января 1933 года на первом авторском концерте Шостаковича, в программе которого прозвучали также симфония № 1, сюита из балета «Болт» и фортепианные пьесы в исполнении композитора (концерт повторили на летних гастролях в Баку). В 1933 году под управлением Гаука Прокофьев на авторском вечере впервые играет свой Пятый фортепианный концерт, в этой же программе – премьера его Четвертой симфонии.

В апреле 1930 года в Ленинград на гастроли приезжает немецкий пианист Пауль Витгенштейн, потерявший во время Первой мировой войны правую руку. С оркестром под управлением Гаука он исполняет специально написанные для него сочинения для левой руки с оркестром: в одной программе впервые в СССР звучат Вариации на тему Бетховена для фортепиано с оркестром Франца Шмидта и Концерт Борткевича, в другой – «Панафинское шествие» и «Парафраз «Домашней симфонии» для фортепиано (левой руки) с оркестром Рих. Штрауса.

Эти программы Гаука не тонут среди «концертов-культпоходов». В названиях появляются посвящения памяти Чайковского, Римского-Корсакова, Скрябина и Вагнера (там дирижер впервые исполнил раннюю и единственную Симфонию Вагнера). Гаук дирижирует Берлиоза – «Гарольда в Италии», Траурно-триумфальную симфонию, «Ромео и Юлию» и «Осуждение Фауста», симфонические поэмы Рихарда Штрауса. В его концертах – симфонии № 1 и № 2 Брамса, № 1 и № 3 Малера, а также его «Песни об умерших детях», симфонии Чайковского, Скрябина, Моцарта, Бетховена, Мендельсона. Александр Гаук, Давид Ойстрах, 1947 год
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С Гауком выступают выдающиеся солисты. Скрипичный концерт Брамса играют Йозеф Сигети (в 1928-м), Яша Хейфец, Ефрем Цимбалист (оба в 1934-м), Второй фортепианный Брамса – Артур Рубинштейн (в 1928-м– Артур Шнабель, а в 1946-м – Эмиль Гилельс), Первый Чайковского – Шура Черкасский (1935). Софроницкий исполняет с Гауком Концерт Скрябина, Мария Юдина и Александр Боровский – концерты Моцарта, Альфред Зиттард – органный концерт Генделя (в 1931-м орган только установили в Большом зале).

В 1933 году Александра Гаука забирают в Москву, где до 1936-го он много работает с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио, в 1936–1941, со дня основания, возглавляет Государственный симфонический оркестр СССР, а в 1953-м возвращается в БСО уже как главный дирижер и руководит им до 1962 года.

С Госоркестром Гаук приедет на гастроли в Ленинград в апреле 1937 года и даст в Большом зале 5 концертов, с БСО выступит в Филармонии с пятью программами в октябре 1960 года.

Но связь со своим первым оркестром Гаук не прерывает. На программке его концерта 21 января 1934 года рядом с фамилией дирижера в скобках указано – Москва. Однако Гаук так много работает с Заслуженным коллективом, что отделить его деятельность в качестве главного и гастрольного дирижера практически невозможно. Именно Гаук, уже не будучи главным, приглашен 26 апреля 1934 года завершить сюитой из «Болта» Шостаковича программу концерта «В ознаменование 15-летия музыкальной деятельности Ленинградской Академической Филармонии» (дирижировали также Фриц Штидри и Георг Себастьян), а 31 мая 1934-го – закрыть сезон.

Все же, освободившись от должностных обязательств, Гаук выстраивает свои программы с Ленинградским филармоническим оркестром согласно собственным пристрастиям. Событиями становятся исполнения «Магнификата» (1938) и Высокой мессы (1950) Баха, «Дон Жуана» Моцарта (1939), оратории Генделя «Самсон» (1946).

В 1945 году впервые за долгие годы Гаук играет с оркестром монографическую программу из произведений Рахманинова – звучит, в том числе и Первая симфония композитора, восстановленная Гауком по найденным в Ленинградской консерватории оркестровым голосам, а в апреле 1953-го он посвящает концерт 80-летию со дня рождения и 10-летию со дня смерти композитора.

Монографические программы, ранее почти отсутствовавшие у Гаука, теперь занимают существенное место: больше всего Чайковского, но также Моцарт, Бетховен, Шуман, Глинка, Танеев, Прокофьев, Шостакович, Шапорин (он, кстати, был его сокурсником на юрфаке Петербургского университета). Гаук по-прежнему исполняет современную советскую музыку. Но уже не траурные марши и оды на смерть Ленина, не симфонии, посвященные юбилею РККА. Это симфонии Мясковского – кроме премьер Семнадцатой (она посвящена дирижеру) и Двадцать второй, также симфонии №№ 5, 21, 25, 27. Это и концерт к 70-летию Прокофьева, симфонии Шостаковича и премьера Третьей симфонии Вайнберга, инструментальные концерты Хачатуряна – фортепианный (солировал Лев Оборин), скрипичный (играл Давид Ойстрах), впервые – виолончельный (со Святославом Кнушевицким), а также премьеры его Второй симфонии и Сюиты из балета «Гаянэ».

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

С Гауком,как и раньше,выступают блестящие солисты – Рихтер, Гилельс, Оборин, Зак, Ойстрах, Давидович, Башкиров. Но, в отличие от 1920-х–начала 30-х годов, именитых гастролеров среди них почти нет.

Вся ленинградская биография Гаука связана с первым Филармоническим оркестром. Он работает с ним не только на сцене Большого зала, но и выезжает на гастроли уже как приглашенный дирижер – в 1935-м в Баку, в 1938-м в Кисловодск, в 1958-м в Сочи и в Японию, поддерживает теплые личные отношения с Евгением Мравинским и Арвидом Янсонсом (в Москве Янсонс всегда останавливался в доме Гауков).

Но на своем последнем концерте в Большом зале 22 мая 1962 года Александр Васильевич Гаук выступил со вторым Симфоническим оркестром Филармонии, вошедшим в ее состав в 1953 году. В программе были фрагменты из балета «Спартак» Хачатуряна и Чайковский – Пятая симфония и Вариации на тему рококо, солировала Наталия Гутман.

За годы сотрудничества с Филармонией Гаук дал только на сцене Большого зала 290 концертов.

Эрудит и знаток нескольких языков, Гаук в 1950-е годы писал рецензии на гастроли приезжавших в Москву оркестров – Бостонского с Шарлем Мюншем, Филадельфийского с Юджином Орманди, Нью-Йоркского с Леонардом Бернстайном, Венского с Гербертом фон Караяном.

В 1962-м, после увольнения из БСО, музыкант начал писать мемуары, которые будут опубликованы в посвященном ему сборнике «Александр Васильевич Гаук. Мемуары. Избранные статьи. Воспоминания современников», выпущенном в 1975 году в Москве издательством «Советский композитор». Дирижеру посвящены и страницы автобиографического романа его сына Павла Гаука «Москва — Вена — Москва, или Хроника маменькиного сынка» (М.: Классика-XXI, 2009. 2-е изд., 2013).

В эссе «Эскизы к портрету дирижера» Павел Гаук вспоминает и о композиторской деятельности отца. Посвятив себя дирижированию, Александр Гаук уделял время и сочинению: это несколько опусов для оркестра, инструментальные концерты (для арфы и для фортепиано), романсы, фортепианный «Детский альбом», посвященный младшему сыну Шапорина. Свои композиторские навыки он применял и в многочисленных оркестровых редакциях чужой камерной музыки, которую нередко исполнял в концертах, а оркестровка Гаука «Времен года» Чайковского и сегодня звучит в филармонических программах.

И. Р. 


ВИДЕО

Александр Дмитриев об Александре Гауке

Александр Дмитриев об Александре Гауке

Марис Янсонс об Александре Гауке

Марис Янсонс об Александре Гауке



Другие материалы

Владимир Ульрих

Владимир Ульрих

Фортепиано 1900 – не ранее 1959
Роза Изгур

Роза Изгур

Сопрано 1899–1982

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»