Персоны
Пауль Витгенштейн
Биография
Витгенштейн Пауль / Paul Wittgehschtein – австрийский пианист.
Пауль Витгенштейн родился в Вене в состоятельной семье. Игре на фортепиано учился у Теодора Лешетицкого, теории музыки – у слепого композитора Йозефа Лабора. С ним Витгенштейны были особенно близки: брат Пауля, выдающийся философ Людвиг Витгенштейн, считал Лабора одним из великих австрийских музыкантов, в 1912 году на средства семьи были изданы почти все сочинения Лабора, инициатором стал Пауль Витгенштейн.
Благополучную жизнь пианиста изменит Первая мировая война. В 1913 году он успешно дебютирует в Вене, а в 1914-м попадет по призыву на фронт. Почти сразу в боях с русской армией на территории Польши он получает ранение в правую руку, которую пришлось ампутировать.
Вопреки обстоятельствам, исполнительскую карьеру Витгенштейн не оставил. Он попросил Йозефа Лабора сочинить концерт для левой руки. Лабор откликнулся на просьбу бывшего ученика, а вслед за Лабором по заказу Витгенштейна стали писать его знаменитые современники – Хиндемит, Борткевич и Франц Шмидт, Корнгольд и Рихард Штраус, Годовский и Равель (1930), Прокофьев (его концерт № 4, написанный в 1931-м, Витгенштейн, заплативший гонорар в 125 000 французских франков, так и не сыграл) и Бриттен.
К необычному пианисту приходит слава. Он концертирует с новым репертуаром в Европе, а в 1934-м дебютирует леворучным концертом Равеля с Бостонским симфоническим оркестром в США, куда окончательно переезжает в 1938 году.
В европейском гастрольном маршруте музыканта был и Ленинград.
Впервые Витгенштейн оказался в России в 1914-м, несколько месяцев проведя в лагере для военнопленных в Омске (именно там было принято решение продолжить концертную деятельность). В апреле 1930-го он приехал в Большой зал на два концерта с Филармоническим оркестром, дирижировал Александр Гаук.
В первой программе прозвучали сочинения, написанные для пианиста в 1923 году. Это Концерт Сергея Борткевича, эмигрировавшего в Европу харьковчанина и выпускника Петербургской консерватории, а также Вариации на тему Бетховена австрийского композитора Франца Шмидта, написавшего позже для Витгенштейна еще и фортепианный концерт, сольную токкату и несколько камерных сочинений. Следующая программа была полностью посвящена Рихарду Штраусу. С ним Витгенштейн еще в ранней юности играл дуэты Шпора в доме своих родителей, который посещали многие великие музыканты – Брамс, Малер, Шенберг.
Это был единственный приезд пианиста в Советский Союз, который, вероятно, произвел на него не лучшее впечатление. Встретившийся с ним в Париже в сентябре того же 1930 года Прокофьев записал в дневнике слова Витгенштейна: «ненавижу большевиков».
Однако после концертов в Большом зале он оставил в «Золотой книге» теплые слова о ленинградских музыкантах:
«Великолепному оркестру Ленинградской филармонии и его искусному дирижеру с сердечной благодарностью за превосходное сопровождение, за энтузиазм, за дружелюбность на репетициях сложного концерта Штрауса, с просьбой хранить дружеские воспоминания об одноруком пианисте. Ленинград 12.4.1930 Пауль Витгенштейн».
И. Р.
Концерты
-
9 апреля 1930
9-й концерт 3-го абонемента
Симфонический концерт с участием Пауля Витгенштейна (Германия)
Дирижер – Александр Гаук
Чайковский. Увертюра «Гамлет». Шмидт. Концертные вариации на тему Бетховена. Борткевич. Концерт для фортепиано № 2. Шостакович. Сюита из балета «Золотой век»
-
12 апреля 1930
8-й концерт 1-го абонемента
Симфонический концерт с участием Пауля Витгенштейна (Германия)
Рихард Штраус
Дирижер – Александр Гаук
В программе: Р. Штраус