Персоны
Александр Глумов
Биография
Глумов Александр Николаевич (настоящая фамилия – Глухарев) – актер, режиссер, музыковед, педагог, писатель.
В 1923 году Александр Глумов окончил Высшие художественные мастерские Малого театра в Москве, параллельно брал уроки композиции и теории музыки у Сергея Василенко и фортепиано у Агнии Алявдиной.
С 1923 года началась актерская карьера Глумова. До 1937-го он играл в труппах Малого театра, МХАТа (2-го), Ленинградского драматического театра им. Пушкина (Александринского). С 1927 года также выступал как чтец.
Именно в этом качестве актер впервые появился в Большом зале филармонии: 2 и 10 февраля 1930 года он читал рассказы Эдгара По, Джека Лондона и Антона Чехова. Это были вставные номера в концертах тенора Николая Печковского. Первые сольные концерты Александра Глумова состоятся в январе 1931 года в Малом зале филармонии (нынешнем Бетховенском фойе БЗФ): это «Вечер о Пушкине» и «Песнь о Бетховене», где Глумов читает главы из романа Ромена Роллана «Жан-Кристоф».
Для своих программ артист и в дальнейшем выбирает тексты, связанные с музыкой. В марте 1935-го в Большом зале, а в январе 1937-го в Зале капеллы (здесь Филармония устраивала свои камерные концерты) Глумов представит «Вечер музыкальной новеллы», в котором центральное место займет, разумеется, «Крейслериана» Гофмана, а также связанные с музыкой фрагменты сочинений испанского поэта и драматурга-авангардиста Мартинеса, прелестные рассказы Чехова и «Музыка Верди» Паустовского.
Александр Глумов и Евгений Мравинский в Ленинградской филармонии, 1930-е годы (точная дата не указана).
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Приглашают Александра Глумова и в симфонические концерты. Как чтец он участвует в исполнении драматической симфонии Шебалина «Ленин» на текст Маяковского (дирижер – Александр Гаук), лирической монодрамы Берлиоза «Лелио, или Возвращение к жизни» (дирижеры Оскар Фрид в 1934-м и Хайнц Унгер в 1935-м).
В конце 1930-х годов Глумов оставил театральную сцену, преподавал в ГИТИСе, как музыковед работал над проблемой синтеза музыки и речи (исследования «Музыкальный мир Пушкина», «Музыка в русском драматическом театре» и др.), писал и художественную прозу – при жизни были изданы его исторические романы «Юные вольнодумцы», «На рубеже века» и «Судьба Плещеевых». Но важнейшей частью деятельности Глумова стало создание музыкально-литературных постановок. В его авторских версиях в Москве и Ленинграде шли «Эгмонт» Гёте – Бетховена, «Франческа да Римини» Данте – Рахманинова, «Гамлет» с музыкой Рахманинова и Василенко, «Пер Гюнт» Ибсена – Грига – самая популярная работа Глумова.
«Пер Гюнт» в режиссуре Глумова прочно вошел и в ленинградскую филармоническую афишу. В Большом зале композицию представили 12 раз под управлением Евгения Мравинского в 1935–1940, еще трижды в 1940-м под управлением Александра Когана. Главного героя – Пера Гюнта – неизменно играл сам Александр Глумов.
Во время войны Глумов оказался в эвакуации в Новосибирске, где принял участие в нескольких концертах Ленинградской филармонии, в том числе читал пушкинский текст в концертной версии оперы Чайковского «Евгений Онегин», исполненной 27 и 29 апреля 1943 года под управлением Ниссона Шкаровского.
15 февраля 1947 года артист вновь вышел на сцену Большого зала. Его последний литературный вечер был посвящен «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.
И. Р.
Концерты
-
2 февраля 1930
Вокальный концерт
Николай Печковский
В программе: Шуберт–Лист, По, Лондон, Томе, Чайковский, Шуэкер, Мейербер, Р. Штраус, Перголези, Чехов, Штраус–Шульц–Эвлер, Александров, Василенко
-
10 февраля 1930
Вокальный концерт
Николай Печковский
В программе: Лист, По, Лондон, Томе, Чайковский, Шуэкер, Мейербер, Р. Штраус, Перголези, Чехов, Прокофьев, Рахманинов, Александров, Василенко
-
5 января 1931
Бетховенское фойе (рукописная книга)
Вечер о Пушкине
Читает Александр Глумов, артист МХТ 2(программа не указана)
-
7 января 1931
Бетховенское фойе (рукописная книга)
Ромен Роллан. «Песнь о Бетховене»
Читает Александр Глумов, артист МХТ 2(литературная композиция)
-
7 февраля 1932
(анонс)
Сборный концерт
с участием Филармонического оркестра и артистов Академических театров
Дирижер – Гертруда Грдличка (Вена)Моцарт. Симфония № 40. Вагнер. Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры»
-
12 февраля
(машинопись)
Вечер в память дня смерти А. С. Пушкина,
организуемый филармонией и Пушкинским обществом.
В программе: Пушкин, Лядов, Чайковский, Мусоргский, Стравинский (без указания произведений)
-
21 января 1934
(анонс)
Филармония и Академическая Капелла памяти В. И. Ленина
Дирижер – Александр ГаукШебалин. Драматическая симфония «Ленин». Вагнер. Рассказ и смерть Зигфрида. Траурный марш из музыкальной драмы «Гибель богов». Бетховен. Увертюра «Леонора» № 3
-
28 марта 1934
(анонс)
Программа «Гектор Берлиоз. «Эпизод из жизни артиста»
Дирижер – Оскар Фрид (Германия)
Берлиоз. Фантастическая симфония. Монодрама «Лелио, или Возвращение к жизни»
-
10 февраля 1935
(программа)
«Пушкинское общество»
Вечер в 98-ю годовщину со дня смерти ПушкинаВ программе: Пушкин, Глазунов, Римский-Корсаков, Рахманинов, Даргомыжский, Лермонтов, Аренский
-
12 февраля 1935
6-й концерт 2-го абонемента (анонс)
Гектор Берлиоз. «Эпизод из жизни артиста»
Берлиоз. Фантастическая симфония. Монодрама «Лелио, или возвращение к жизни». Монодрамы
-
28 марта 1935
(анонс)
Вечер музыкальной новеллы
В программе: Шуберт, Гофман, Шуман, Альбенис–Авцон, М. Сьерра, Фалья, Фалья–Авцон
-
20 апреля 1935
7-й концерт 3-го абонемента (анонс)
Гектор Берлиоз. «Эпизод из жизни артиста»
Берлиоз. Фантастическая симфония. «Лелио, или возвращение к жизни». Монодрамы
-
17 мая 1935
9-й концерт 2-го абонемента (анонс)
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
Музыка Эдварда Грига, текст Генрика Ибсена
-
21 мая 1935
9-й концерт 4-го абонемента (анонс)
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
Музыка Эдварда Грига, текст Генрика Ибсена
-
30 мая 1935
(анонс)
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
Музыка Эдварда Грига, текст Генрика Ибсена
-
26 декабря 1936
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
Музыка Эдварда Грига
Текст Генрика ИбсенаКомпозиция текста и режиссерская проработка Александра Глумова
-
3 января 1937
Зал Капеллы. Концертное бюро филармонии
Вечер музыкальной новеллы
Александр ГлумовГофман. «Крейслериана». Сьерра. Испанское скерцо. Чехов. «Два скандала». «Зоя». Паустовский. «Музыка Верди»
-
8 апреля 1938
(программка на концерты 8 и 14 апреля с портретом Грига на обложке и кратким содержанием)
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
Музыка Эдварда Грига
Текст Генрика ИбсенаКомпозиция текста и режиссура Александра Глумова
-
14 апреля 1938
9-й концерт молодежного абонемента (программка на концерты 8 и 14 апреля с портретом Грига на обложке и кратким содержанием)
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
Музыка Эдварда Грига
Текст Генрика ИбсенаКомпозиция текста и режиссура Александра Глумова
-
6 мая 1938
(программа с портретом Грига, с кратким содержанием и составом оркестра)
«Пер Гюнт», музыкально-драматическая поэма
Музыка Эдварда Грига
Текст Генрика ИбсенаКомпозиция текста и режиссура Александра Глумова