Персоны

Бостонский симфонический оркестр

основан в 1881 году
Бостонский симфонический оркестр в концерте 6 сентября 1956 года. Дирижер Шарль Мюнш. © Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Бостонский симфонический оркестр

Биография

Бостонский симфонический оркестр – один из старейших американских оркестров, был основан в 1881 году и традиционно входит в так называемую «Большую пятерку» лучших симфонических коллективов США. По официальной информации к 2018 году Оркестр дал свыше 17 тысяч концертов.

История Бостонского оркестра началась с одной несбывшейся мечты: в середине 50-х годов XIX века американец Генри Ли Хиггинсон (Henry Lee Higginson, 1834–1919), страдая болезнью глаз, отправляется в Европу на лечение, и, оказавшись в Вене, страстно увлекается музыкой. Желание стать пианистом закончится плачевно: неудачное кровопускание, коим тогда лечили половину болезней, приведет к почти полному параличу руки. С фортепианными уроками приходится покончить, и Хиггинсон вернется в Бостон. Гораздо позднее, уже успешным предпринимателем и банкиром, он трансформирует юношескую мечту: Хиггинсон станет основателем первого в Бостоне симфонического коллектива, который со временем завоюет репутацию одного из лучших оркестров Америки. Банкир не просто вложил деньги в новый коллектив, он выстраивал его художественную и кадровую политику в соответствии со своими задачами: Хиггинсон хотел, чтобы коллективом дирижировали исключительно австрийцы и немцы, программы не содержали рискованных новинок – музыкальные вкусы мецената были довольно консервативны (так, например, он отказался от идеи приглашать дирижером BSO Густава Малера), но допускал наличие в репертуаре «легкой» классики – он хотел охватить наибольшую аудиторию.

Первый концерт Бостонского симфонического оркестра состоялся в октябре 1881 года под управлением австрийского дирижера, друга Брамса, Георга Хеншеля. Европейские музыканты стояли за пультом оркестра и позднее. Среди них Вильгельм Герике и Артур Никиш, Карл Мук и Пьер Монтё

Блестящей эпохой в жизни коллектива стала четверть века, проведенная под управлением русского дирижера Сергея Кусевицкого. В Бостон он попадает в 1924-м, через четыре года после того, как оставляет пост главного дирижера Петроградского государственного оркестра (будущего оркестра Петроградской/Ленинградской филармонии) и остается за пультом Boston Symphony Orchestra до 1949 года. Именно в это время зарождается традиция радиотрансляций концертов оркестра – их слушает вся Америка, у коллектива появляется постоянная летняя фестивальная площадка – с 1934-го Кусевицкий становится основателем знаменитого ныне летнего Тэнглвудского музыкального фестиваля, художественными руководителями которого по сей день традиционно являются главные дирижеры Бостонского оркестра. По инициативе Кусевицкого для коллектива пишут крупнейшие композиторы – специально для Бостонского оркестра были созданы «Симфония псалмов» Игоря Стравинского, 4-я симфония Сергея Прокофьева, по заказу Фонда Кусевицкого Барток пишет «Концерт для оркестра» – премьеру сочинения БСО дает в декабре 1944 года.

Уходя на покой, Сергей Кусевицкий видит своим преемником Леонарда Бернстайна. Так в 1949 году во главе оркестра появился бы первый дирижер, рожденный в Америке. Но случилось по-другому. Возглавить BSO приглашают французского маэстро Шарля Мюнша, который продолжит блестящую историю коллектива. Основное кредо Мюнша: ни одна программа не должна оставаться без сочинения ХХ века. В одном из писем, позднее процитированном на программках оркестра, он пишет:

«Я считаю нашей обязанностью посвящать минимум четверть концертов музыке, написанной в наши дни. Эта музыка должна жить и звучать, и кто, если не мы, может обеспечить это? Конечно, проще было бы исполнять только старую музыку, которая легче воспринимается слушателями. Но так мы едва ли сделаем свой вклад в историю».

За годы руководства Мюнша (1949–1962) Бостонский симфонический оркестр сыграет более ста американских (а частично и мировых премьер). Под его управлением оркестр пышно отмечает 75-летний юбилей и отправляется в первые гастрольные туры по Европе и СССР. Так Бостонский симфонический оркестр станет первым американским симфоническим коллективом, побывавшим в Москве и Ленинграде.

Концерт Бостонского симфонического оркестра в Ленинградской филармонии 6 сентября 1956 года. За дирижерским пультом Шарль Мюнш.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В 1956 году оркестр дает два концерта в Большом зале Ленинградской филармонии. Один под управлением Шарля Мюнша, во время второго вечера за пультом стоит приглашенный дирижер (он уже работал с БСО в 1919–1924) Пьер Монтё. В июне 1967 года в Большом зале камерную программу играет ансамбль солистов Бостонского оркестра, но сам BSO с 1956-го и до момента публикации статьи выступать здесь не будет.

В 1962 году Мюнш возвращается во Францию, а его место в Бостоне занимает сначала австриец Эрих Лайнсдорф (1962–1969), а затем Уильям Стайнберг (до 1972-го). Следующий длительный период в истории BSO будет связан с именем японского дирижера Сейджо Озавы. С оркестром он был уже знаком, Озава учился у Мюнша в летней школе Бостонского симфонического оркестра. На пост главного дирижера Озава приходит в 1973-м и остается здесь до 2002 года. Эти двадцать девять лет принесут оркестру новые записи и гастроли, большой коммерческий успех, однако не обойдутся без конфликтов между всемирно знаменитым дирижером, музыкантами оркестра и критиками. На трех прощальных концертах фестиваля в Тэнглвуде с Бостонским симфоническим оркестром под управлением Озавы выступили Мстислав Ростропович и Джесси Норман, после чего японский маэстро отправился в Австрию, где получил пост главного дирижера Венской оперы. За пульт BSO пришел бывший руководитель Нью-Йоркской Метрополитен-оперы Джеймс Ливайн – первый и на данный момент единственный главный дирижер BSO, рожденный в США.

Следующий руководитель оркестра – Андрис Нельсон, занявший пост главного дирижера Бостонского симфонического оркестра в 2013 году, родился в Риге, а среди его учителей были Марис Янсонс и Александр Титов. Нельсон стал пятнадцатым руководителем коллектива за всю его историю, контракт с ним подписан до 2022 года.

О. Р.


Концерты

  • 6 сентября 1956

    Симфонический концерт
    Бостонский симфонический оркестр
    Дирижер – Шарль Мюнш

    Бетховен. Симфония № 3 «Героическая». Пистон. Симфония № 6. Равель. Сюита № 2 «Дафнис и Хлоя»

  • 7 сентября 1956

    Симфонический концерт
    Бостонский симфонический оркестр
    Дирижер – Пьер Монтё

    Гайдн. Симфония № 94 «Сюрприз». Крестон. Симфония № 2. Шуберт. Симфония № 7

  • 4 июня 1967

    (программка с составом участников ансамбля)

    Вечер камерной музыки
    Ансамбль солистов Бостонского симфонического оркестра (США)

    Моцарт. Квартет для гобоя и струнных. Брамс. Фортепианное трио. Файн. Фантазия для струнного трио. Бетховен. Септет

  • 5 июня 1967

    (программка с составом участников ансамбля)

    Вечер камерной музыки
    Ансамбль солистов Бостонского симфонического оркестра (США)

    В программе: Моцарт, Барбер, Шуберт, Шпор




Другие материалы

Болгарский ансамбль песни и пляски

Болгарский ансамбль песни и пляски

Фольклорный ансамбль 1951 – наст. время
Леонард Бернстайн

Леонард Бернстайн

Дирижер 1918–1990

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»