Персоны

Шарль Мюнш

1891–1968
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Шарль Мюнш

Биография

Мюнш Шарль / Charles Münch– скрипач, дирижер.

Мюнш родился в Страсбурге в семье органиста, среди его ближайших родственников был будущий швейцарский дирижер Ганс Мюнх (двоюродный брат) и будущий автор монографии о Бахе Альберт Швейцер (он был женат на сестре Шарля). Как вспоминал сам дирижер, особых сомнений в выборе будущего у него никогда не возникало:

«Отец не мог представить себе, чтобы кто-либо из его потомков не стал музыкантом. Как только я научился читать ноты и более или менее правильно петь, мне вручили трактат по контрапункту, учебник гармонии и отправили к преподавателю… С шести лет я начал играть на органе, терзать рояль и пиликать на скрипке. Орган и рояль я любил, но уроки на скрипке были мучением, что не помешало мне стать скрипачом».

Как скрипач Шарль Мюнш стажируется сначала в Берлине у Карла Флеша, затем в Париже у Люсьена Капе, но солистом так и не становится. Всю Первую мировую войну он проводит в составе действующей армии, вернувшись, с трудом восстанавливает навыки игры, работает в маленьких оркестрах Франции, в начале 1920-х служит в Кёльне в оркестре под управлением Германа Абендрота, а в 1926-м отправляется на конкурс на место концертмейстера знаменитого оркестра Гевандхауза в Лейпциге и получает этот пост. Здесь музыкант играет до 1933 года – за пультом коллектива в тот период стоят великие Вильгельм Фуртвенглер и Бруно Вальтер. Позднее, уже состоявшимся дирижером, Мюнш не упускал возможности сесть в оркестр под управлением крупных маэстро, так в биографической книге он вспоминал, как приехав на гастроли со своим оркестром, узнал, что поблизости репетирует Тосканини и, раздобыв скрипку, попросился на последний пульт!

Дирижерскую карьеру Мюнш начинает в 1933 году в Париже, работает с Оркестром концертного общества Парижской консерватории, Оркестром Ламурё и с другими коллективами. В его репертуаре много французской музыки – Берлиоз, Онеггер, Пуленк, Дебюсси…Французских авторов он часто включает в программы и в свой американский период.

В США Шарль Мюнш дебютирует в 1946 году с Бостонским симфоническим оркестром. Через три года, в 1949-м, многолетний руководитель этого коллектива Сергей Кусевицкий уходит на пенсию. И хотя Кусевицкий предполагал своим преемником Леонарда Бернстайна, пост главного дирижера достанется именно Шарлю Мюншу. На первой пресс-конференции музыкант еще не владел английским в совершенстве, а потому лаконично пообещал оркестрантам: «Будет весело»!

Следующие 13 лет действительно станут весьма напряженными для Бостонского симфонического оркестра. Под управлением Мюнша он сыграет более 100 американских премьер, сделает невероятное количество записей классической, романтической, современной музыки, в том числе и написанной по заказу оркестра.

Более десяти новых сочинений были заказаны Бостонским оркестром в 1956 году к празднованию 75-летия коллектива, в их числе и Симфония № 6 американского композитора Вальтера Винстона – ее, наряду с Третьей симфонией Бетховена и сюитой из «Дафниса и Хлои» Равеля, Мюнш включает в программу своего концерта в Большом зале Ленинградской филармонии. Мюнш всегда утверждал, что в каждой программе дирижера должно быть хотя бы одно сочинение текущего века.

Юбилейный тур 1956 года стал для Бостонского симфонического оркестра первым выездом в Старый Свет – в Европу и СССР. За пультом во время гастролей стоял не только Шарль Мюнш, но и Пьер Монтё, – именно Мюнш был инициатором его приглашения на должность второго дирижера. По одному концерту они дадут в Москве и в Ленинграде, где приезд Boston Symphony Orchestra был расценен как несомненное проявление хрущевской «оттепели».

Концерт 6 сентября 1956 года. Бостонский симфонический оркестр, дирижер Шарль Мюнш.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В афише имя главного дирижера указано на американский манер – Чарльз Мюнш. В следующий приезд в Ленинград маэстро обозначают привычно Шарлем, – в 1960-е он приезжает в СССР из Франции. Сюда Мюнш возвращается в 1963 году, возглавляет Парижскую консерваторию (École Normale de Musique), много гастролирует по миру, выступая с разными оркестрами. В июне 1965 года дает два концерта в Большом зале Ленинградской филармонии с Заслуженным коллективом – в программах исключительно французская музыка.

Спустя много лет скрипач Яков Милкис, тогда заместитель концертмейстера группы вторых скрипок первого филармонического оркестра, вспоминал о работе с Мюншем над «Фантастической симфонией» Берлиоза:

«Придя на первую репетицию, он, прежде всего, спросил, знает ли оркестр это сочинение. Получив утвердительный ответ, Мюнш очень обрадовался и предложил всем пойти в кафе, заявив: ‘’Я тоже эту симфонию знаю; порепетируем лучше завтра – обещаю Вам не мешать играть…’’. Мюнша все же убедили начать – такого вдохновенного музицирования на репетиции ни до того, ни после никогда слышать не приходилось. И концерты прошли с феерическим успехом».

Симпатия между музыкантами оркестра и французским маэстро оказалась взаимной. В «Золотой книге» Ленинградской филармонии дирижер написал:

‘’Pour mes Amis de l'orchestre philarmonique avec mon admiration et ma gratitude.

Charles Munch

Juin 1965’’.

«Моим друзьям из филармонического оркестра с восхищением и благодарностью.

Шарль Мюнш

июнь 1965» [2 или 4 июня]. ф.28

В книге «Я – дирижер» (Москва: Музыка, 1965; перевод с англ.) Шарль Мюнш писал:

«День дирижера должен быть определен с четкостью контрапункта. Нужна железная дисциплина, чтобы выдержать все нагрузки, связанные с требованиями этой жизни, и устоять. Подобный режим, разумеется, не способствует отдыху. Но ведь дирижер не имеет права быть не только больным, но даже испытывать недомогание. Подлинный дирижер не станет щадить ни сил, ни таланта, даже если он выступает перед тремя слушателями в отвратительном зале и страдает от приступа печени».

Увы, здоровье самого Мюнша к концу 1960-х годов вносило коррективы в его концертный график. Тем не менее, в 1967-м по просьбе Министра культуры Франции Шарль Мюнш создает новый коллектив – Симфонический оркестр Парижа. И уже в 1968 году оркестр приезжает в Ленинград. В гастрольном буклете указана и фамилия главного дирижера – Мюнш должен был выйти на сцену Большого зала 14 и 15 апреля 1968 года, но за пультом его заменят Серж Бодо и Поль Парэй. Плохое самочувствие заставляет Мюнша отменить гастроли.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

В ноябре того же 1968 года он все-таки везет свой коллектив на концерты в Америку, с которой был связан столь важный период его жизни. В гостиничном номере после одного из концертов дирижера не станет. Останутся его многочисленные записи, сделанные с разными оркестрами в разные годы.

О. Р.


Концерты

  • 6 сентября 1956

    Симфонический концерт
    Бостонский симфонический оркестр
    Дирижер – Шарль Мюнш

    Бетховен. Симфония № 3 «Героическая». Пистон. Симфония № 6. Равель. Сюита № 2 «Дафнис и Хлоя»

  • 2 июня 1965

    Симфонический концерт
    Дирижер – Шарль Мюнш (Франция)

    Берлиоз. Фантастическая симфония. Форе. Баллада для фортепиано с оркестром. Равель. Концерт для фортепиано с оркестром. «Дафнис и Хлоя», 2-я сюита из балета.

  • 4 июня 1965

    Симфонический концерт
    Дирижер – Шарль Мюнш (Франция)

    Рамо. Фрагменты сюит из музыки к трагедии «Дардан». Дебюсси. «Море», три симфонических эскиза. Онеггер. Симфония № 2 для струнного оркестра. Руссель. «Вакх и Ариадна», 2-я сюита из балета.



Шарль Мюнш

Шарль Мюнш

Дирижер, скрипка [2 или 4 июня] 1965



Другие материалы

Леонард Бернстайн

Леонард Бернстайн

Дирижер 1918–1990
Эгон Морбитцер

Эгон Морбитцер

Скрипка 1927–1989

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»