Пресса

12 августа 1927

«Красная газета» (вечерний выпуск)

О концерте 1 августа 1927 в Саду отдыха

„Спаси, господи, люди твоя“

На этих дня в «Саду Отдыха» состоялся концерт с не совсем летней программой. Концерт, в котором выступал оркестр государственной Филармонии под управлением дирижера актеатров Гаука, — привлек огромную аудиторию специфического характера, прельстившуюся, главным образом, последним номером программы: — «1812 год» Чайковского.

К сведению товарищей, не слыхавших этой вещи: она написана Чайковским, очевидно, в патриотическом порыве и лейтмотивом ее является известная молитва «Спаси, господи, люди твоя», при чем финал симфонии утопает в колокольном перезвоне и ликовании труб по поводу побед императора Александра I.

Исполнена была симфония выше всяких похвал, с огромным под’емом, достойным лучшего применения. По окончании дирижеру была устроена настоящая овация, достигшая своего апогея, когда маэстро жестом пригласил оркестр поклониться публике.

Немногочисленная пролетарская часть аудитории сидела ошеломленная таким неожиданным, не кстати во всех отношениях исполнением ярко-тенденциозной патриотической симфонии.

Не знаю, чем руководились устроители концерта, включив в программу «1812 год» Чайковского, но думается, что отнюдь не соображениями художественного характера или выдержанности концерта. Не по соображениям художественного характера потому, что, в сущности, «1812 год» значительной художественной ценности не представляет. Не по соображениям выдержанности концерта потому, что концерт являл собой настоящую вермишель: увертюра к «Риенци» Вагнера (кстати сказать, гораздо более художественная вещь, чем «1812 год» и не вызвавшая своим исполнением никаких оваций!), наряду с арией из «Паяцев» Леонкавало и арией из «Садко» Корсакова.

Наркомпрос утверждает, что основой его музыкальной политики является приближение музыки к пролетарским массам (действительно огромную работу в этом отношении проделал московский «Персимфанс»), но если органы наркомпроса будут разрешать исполнение для широких концертов таких произведений как «1812 год», — то покорно благодарим за такую политику.

Накануне 10-летия революции, когда страна находится в напряженном состоянии военной опасности, когда белогвардейская нечисть подымает голову — исполнение государственной Филармонией под управлением дирижера государственных театров такой одиозной вещи, как «1812 год» в такой торжественной форме, как это имело место на концерте в «Саду Отдыха», — является по меньшей мере политически бестактным.

И. Кринкин



Другие материалы

28 мая 1927

«‎Смена» (Ленинград)

Новый слушатель серьезной музыки
19 июля 1927

«‎Красная газета»‎ (вечерний выпуск, Ленинград)

На симфонических утренниках

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»