Персоны
Владимир Дешевов
Биография
Дешевов Владимир Михайлович – композитор.
Ученик Царскосельского лицея, Владимир Дешевов с юности приятельствует с Гумилевым, Ахматовой, Пуниным, дружит, а затем долгие годы переписывается с Прокофьевым. Он неплохо рисует (именно Дешевова Гумилев попросил расписать стену своей комнаты, изобразив будущую жену Анну Горенко в образе русалки), увлечен точными науками и даже мечтает стать инженером-изобретателем.
Но страсть к музыке берет свое. В 1908 году Дешевов поступает в Петроградскую консерваторию. Среди его учителей – Леонид Николаев, Константин Лядов, Александр Гаук – впоследствии под его управлением сочинения Дешевова будут звучать и в Ленинградской филармонии.
Революцию композитор встретил в Севастополе. Здесь он выступает с лекциями и концертами, дает уроки теоретику колокольного искусства Константину Сараджеву (сыну дирижера Константина Сараджева и герою повести Анастасии Цветаевой «Сказ о звонаре московском», где приведена таблица «цветного слуха» Сараджева, записанная именно Дешевовым). Молодой музыкант полон утопических замыслов, он мечтает создать Народную консерваторию, чтобы привлечь к высокому искусству революционные массы. Консерваторию создали, правда, вскоре она превратилась в обычную музыкальную школу.
А Дешевов к этому времени уже переехал в Ленинград, где был занят новыми планами – воплотить на музыкальной сцене истинно революционные сюжеты. Так появляются балет «Красный вихрь» и опера «Лед и сталь» на сюжет о Кронштадтском мятеже. Оба сочинения были поставлены в ГАТОБе (Мариинском театре), но быстро сошли со сцены. «Красный вихрь» выдержал всего три представления, однако до сих пор признается важным опытом в истории советского хореографического искусства.
Увлеченный не только революционной, но и модной (причем во всей Европе) урбанистической тематикой, в 1926 году композитор пишет музыку к производственной мелодраме «Рельсы» – одноименная виртуозная фортепианная пьеса сразу входит в репертуар пианистов. В том же 1926-м Ленинград посещает Дариюс Мийо. На прослушивании сочинений молодых композиторов Ассоциации современной музыки он выделяет именно Дешевова. Мийо, восхищенный «совершенно чуждым академизму подходом <Дешевова> к искусству», приглашает его в Париж, обещает устроить концерты. Но этим планам сбыться уже не суждено.
Само понятие «музыкальный конструктивизм», к которому относил себя композитор, в СССР становится ругательным. Укрытием в годы соцреализма для Дешевова, как и многих, стали кино и театр. Он работает музыкальным редактором в БДТ, пишет музыку к спектаклям и фильмам, среди которых «Обломок империи», «Слуга двух господ». Продолжает сочинять и симфонические произведения. Но назвать их совсем «чуждыми академизму» уже нельзя. С возобновлением интереса к советскому музыкальному авангарду именно ранние сочинения Дешевова вновь зазвучали в концертных залах, а в немецком Саарбрюкене в 2007 году даже была поставлена его опера «Лед и сталь».
В первые десятилетия существования Ленинградской филармонии музыка Дешевова исполнялась довольно часто, но только в определенные даты. Начиная с 1927 года почти в каждом сезоне фамилию композитора можно найти в программах ноябрьских концертов, посвященных годовщинам революции. Поскольку такие концерты проводили обычно главные дирижеры оркестра, то сюиты из балетов «Красный вихрь» и «Большевики» исполнялись под управлением Николая Малько и Александра Гаука. Да и «соседство» в программах у Дешевова было хорошее: наряду с непременным «Интернационалом», это Третья, Пятая или финал Девятой симфонии Бетховена, увертюры Вагнера, «Пасифик 231» Онеггера – эти сочинения казались созвучными революционным идеям. Несколько раз – с 1927-го до 1934 года – в Филармонии играли и сюиту из балета «Джебелла» на полусказочный сюжет о революции в европейской колонии на Востоке.
После перерыва, явно означающего стилевую перестройку композитора, в филармонической афише появляются уже другие его опусы. В 1947-м и 1956-м «Русской сказкой» дирижируют Илья Мусин, Арвид Янсонс и Николай Рабинович, в 1950-м под управлением Евгения Мравинского проходит премьера «Русской увертюры» Дешевова, а в 1953-м исполняется его симфоническая картина «Ленинград», дирижирует снова Янсонс.
Сам Владимир Дешевов выходил на сцену Большого зала лишь однажды: в феврале 1932 года он встанет за пульт Филармонического оркестра во время исполнения своей Самаркандской сюиты.
О. Р.
Концерты
-
5 ноября 1930
Закрытый концерт для Смольнинского райкома ВКП(б) (машинопись)
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГаукИнтернационал. Дешевов. Сюита из балета «Большевики». Мосолов. «Завод. Музыка машин». Литольф. Увертюра «Максимилиан Робеспьер». Онеггер. «Pacific 231». Бетховен. Симфония № 5
-
4 февраля 1932
(анонс)
Цикл из произведений советских композиторов
II симфонический концерт
Дирижеры – Владимир Дешевов, Марк Шнейдерман, Владимир ЩербачевДешевов. Самаркандская сюита. Зейдман. Концерт для фортепиано с оркестром. Житомирский. Сюита для оркестра. Щербачев. Симфониетта