Персоны

Владимир Дешевов

1889–1955
Источник изображения: Кино-Театр.ру
Владимир Дешевов

Биография

Дешевов Владимир Михайлович – композитор.

Ученик Царскосельского лицея, Владимир Дешевов с юности приятельствует с Гумилевым, Ахматовой, Пуниным, дружит, а затем долгие годы переписывается с Прокофьевым. Он неплохо рисует (именно Дешевова Гумилев попросил расписать стену своей комнаты, изобразив будущую жену Анну Горенко в образе русалки), увлечен точными науками и даже мечтает стать инженером-изобретателем.

Но страсть к музыке берет свое. В 1908 году Дешевов поступает в Петроградскую консерваторию. Среди его учителей – Леонид Николаев, Константин Лядов, Александр Гаук – впоследствии под его управлением сочинения Дешевова будут звучать и в Ленинградской филармонии.

Революцию композитор встретил в Севастополе. Здесь он выступает с лекциями и концертами, дает уроки теоретику колокольного искусства Константину Сараджеву (сыну дирижера Константина Сараджева и герою повести Анастасии Цветаевой «Сказ о звонаре московском», где приведена таблица «цветного слуха» Сараджева, записанная именно Дешевовым). Молодой музыкант полон утопических замыслов, он мечтает создать Народную консерваторию, чтобы привлечь к высокому искусству революционные массы. Консерваторию создали, правда, вскоре она превратилась в обычную музыкальную школу.

А Дешевов к этому времени уже переехал в Ленинград, где был занят новыми планами – воплотить на музыкальной сцене истинно революционные сюжеты. Так появляются балет «Красный вихрь» и опера «Лед и сталь» на сюжет о Кронштадтском мятеже. Оба сочинения были поставлены в ГАТОБе (Мариинском театре), но быстро сошли со сцены. «Красный вихрь» выдержал всего три представления, однако до сих пор признается важным опытом в истории советского хореографического искусства.

Увлеченный не только революционной, но и модной (причем во всей Европе) урбанистической тематикой, в 1926 году композитор пишет музыку к производственной мелодраме «Рельсы» – одноименная виртуозная фортепианная пьеса сразу входит в репертуар пианистов. В том же 1926-м Ленинград посещает Дариюс Мийо. На прослушивании сочинений молодых композиторов Ассоциации современной музыки он выделяет именно Дешевова. Мийо, восхищенный «совершенно чуждым академизму подходом <Дешевова> к искусству», приглашает его в Париж, обещает устроить концерты. Но этим планам сбыться уже не суждено.

Само понятие «музыкальный конструктивизм», к которому относил себя композитор, в СССР становится ругательным. Укрытием в годы соцреализма для Дешевова, как и многих, стали кино и театр. Он работает музыкальным редактором в БДТ, пишет музыку к спектаклям и фильмам, среди которых «Обломок империи», «Слуга двух господ». Продолжает сочинять и симфонические произведения. Но назвать их совсем «чуждыми академизму» уже нельзя. С возобновлением интереса к советскому музыкальному авангарду именно ранние сочинения Дешевова вновь зазвучали в концертных залах, а в немецком Саарбрюкене в 2007 году даже была поставлена его опера «Лед и сталь».

В первые десятилетия существования Ленинградской филармонии музыка Дешевова исполнялась довольно часто, но только в определенные даты. Начиная с 1927 года почти в каждом сезоне фамилию композитора можно найти в программах ноябрьских концертов, посвященных годовщинам революции. Поскольку такие концерты проводили обычно главные дирижеры оркестра, то сюиты из балетов «Красный вихрь» и «Большевики» исполнялись под управлением Николая Малько и Александра Гаука. Да и «соседство» в программах у Дешевова было хорошее: наряду с непременным «Интернационалом», это Третья, Пятая или финал Девятой симфонии Бетховена, увертюры Вагнера, «Пасифик 231» Онеггера – эти сочинения казались созвучными революционным идеям. Несколько раз – с 1927-го до 1934 года – в Филармонии играли и сюиту из балета «Джебелла» на полусказочный сюжет о революции в европейской колонии на Востоке.

После перерыва, явно означающего стилевую перестройку композитора, в филармонической афише появляются уже другие его опусы. В 1947-м и 1956-м «Русской сказкой» дирижируют Илья Мусин, Арвид Янсонс и Николай Рабинович, в 1950-м под управлением Евгения Мравинского проходит премьера «Русской увертюры» Дешевова, а в 1953-м исполняется его симфоническая картина «Ленинград», дирижирует снова Янсонс.

Сам Владимир Дешевов выходил на сцену Большого зала лишь однажды: в феврале 1932 года он встанет за пульт Филармонического оркестра во время исполнения своей Самаркандской сюиты.

О. Р.


Концерты

  • 5 ноября 1930

    Закрытый концерт для Смольнинского райкома ВКП(б) (машинопись)

    Филармонический оркестр
    Дирижер – Александр Гаук

    Интернационал. Дешевов. Сюита из балета «Большевики». Мосолов. «Завод. Музыка машин». Литольф. Увертюра «Максимилиан Робеспьер». Онеггер. «Pacific 231». Бетховен. Симфония № 5

  • 4 февраля 1932

    (анонс)

    Цикл из произведений советских композиторов
    II симфонический концерт
    Дирижеры – Владимир Дешевов, Марк Шнейдерман, Владимир Щербачев

    Дешевов. Самаркандская сюита. Зейдман. Концерт для фортепиано с оркестром. Житомирский. Сюита для оркестра. Щербачев. Симфониетта




Другие материалы

Риле Квелинг

Риле Квелинг

Скрипка 1897–1980
Вера Духовская

Вера Духовская

Сопрано 1903–1982

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»