Персоны

Константин Сараджев

1877–1954
© Wikimedia Commons
Константин Сараджев

Биография

Сараджев (Сараджянц) Константин Соломонович – дирижер, педагог.

В 1898 году Константин Сараджев окончил Московскую консерваторию по классу скрипки у Ивана Гржимали, затем совершенствовался как скрипач в Праге у Отакара Шевчика, а в 1904–1906 годах обучался дирижированию у Артура Никиша в Лейпциге.

С 1908-го (с трехлетним перерывом во время Первой мировой войны, в которой участвовал как рядовой) Сараджев ведет интенсивную и разностороннюю музыкальную деятельность. Он продолжает работать как скрипач и ансамблист, дирижирует летними симфоническими концертами в Сокольниках (1908–1911), организовывает в Москве в 1909 году, совместно с Владимиром Держановским, «Вечера современной музыки», а уже после революции – Ассоциацию современной музыки. В 1922 году Сараджев становится профессором Московской консерватории, где инициирует создание дирижерского факультета, дирижирует симфоническими концертами и оперными, в том числе студенческими спектаклями, одновременно в 1922–1924 занимает пост ректора ГИТИСа.

В 1935 году Сараджев переезжает в Ереван и становится лидером музыкальной культуры Армении: он работает как главный дирижер Театра оперы и балета (до 1939-го), Симфонического оркестра Армении (1941–1954), возглавляет Армянскую филармонию и Ереванскую консерваторию (1940–1954).

На протяжении всей жизни в центре творческих интересов дирижера была современная музыка. Он впервые в России еще в 1910 году исполнил премьеры сочинений Дебюсси, Равеля, Стравинского, Прокофьева, Мясковского, с которым был очень дружен, одним из первых представлял новую советскую музыку во время зарубежных гастролей.

Премьеры звучали и в двух ноябрьских программах дирижера в 1926 году в Большом зале Ленинградской филармонии: сочинения Александрова, Книппера, симфонии № 1 Шебалина и № 6 Мясковского и Две пьесы его ученика в Московской консерватории, авангардиста Леонида Половинкина (предположительно, из написанной в 1926 году сюиты «Танцы загадок»). В программе был и Третий концерт Прокофьева, в котором солировал Самуил Фейнберг, – именно Фейнберг и Оркестр Театра революции (будущего Театра Маяковского) под управлением Сараджева впервые исполнили его в СССР 25 марта 1922 года.

После концерта 10 ноября Константин Сараджев оставил запись в «Золотой книге » Филармонии (публикуется впервые):

«Поработав с большим удовлетворением и восхищением перед исключительным вниманием и сознательным отношением к своему труду и большому художественному делу – я уеду с теплым чувством и глубоким уважением к оркестру Филармонии и буду рад ещё встретиться в декабре.
10.XI.1926
К. Сараджев».

Запланированный на декабрь концерт по каким-то причинам перенесли на январь, и это было последнее выступление Сараджева в Большом зале – с Филармоническим оркестром они играли Чайковского.


Концерты

  • 10 ноября 1926

    3-й концерт 1-го абонемента

    Филармонический оркестр Дирижер – Константин Сараджев Солист – Самуил Фейнберг

    Мясковский. Симфония № 6. Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Половинкин. Две пьесы для оркестра

    Сараджев К.

    дирижер

    Фейнберг

    фортепиано
  • 13 ноября 1926

    2-й концерт 4-го абонемента

    Вечер премьер Филармонический оркестр Дирижер – Константин Сараджев

    Шебалин. Симфония № 1. Александров. «Из "Александрийских песен"». Книппер. Две пьесы для оркестра

    Сараджев К.

    дирижер

    Тидеман Н. -

    сопрано
  • 23 января 1927

    5-й концерт утреннего абонемента

    Филармонический оркестр Дирижер – Константин Сараджев Солист – Александр Штример

    Чайковский. Симфония № 4. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. «Ромео и Джульетта»

    Сараджев К.

    дирижер

    Штример А.

    виолончель

Константин Сараджев

Константин Сараджев

Дирижер 3 ноября 1926



Другие материалы

Рене Батон

Рене Батон

Дирижер 1879–1940
Альфредо Казелла

Альфредо Казелла

Композитор 1883–1947

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»