Персоны
Константин Сараджев
Биография
Сараджев (Сараджянц) Константин Соломонович – дирижер, педагог.
В 1898 году Константин Сараджев окончил Московскую консерваторию по классу скрипки у Ивана Гржимали, затем совершенствовался как скрипач в Праге у Отакара Шевчика, а в 1904–1906 годах обучался дирижированию у Артура Никиша в Лейпциге.
С 1908-го (с трехлетним перерывом во время Первой мировой войны, в которой участвовал как рядовой) Сараджев ведет интенсивную и разностороннюю музыкальную деятельность. Он продолжает работать как скрипач и ансамблист, дирижирует летними симфоническими концертами в Сокольниках (1908–1911), организовывает в Москве в 1909 году, совместно с Владимиром Держановским, «Вечера современной музыки», а уже после революции – Ассоциацию современной музыки. В 1922 году Сараджев становится профессором Московской консерватории, где инициирует создание дирижерского факультета, дирижирует симфоническими концертами и оперными, в том числе студенческими спектаклями, одновременно в 1922–1924 занимает пост ректора ГИТИСа.
В 1935 году Сараджев переезжает в Ереван и становится лидером музыкальной культуры Армении: он работает как главный дирижер Театра оперы и балета (до 1939-го), Симфонического оркестра Армении (1941–1954), возглавляет Армянскую филармонию и Ереванскую консерваторию (1940–1954).
На протяжении всей жизни в центре творческих интересов дирижера была современная музыка. Он впервые в России еще в 1910 году исполнил премьеры сочинений Дебюсси, Равеля, Стравинского, Прокофьева, Мясковского, с которым был очень дружен, одним из первых представлял новую советскую музыку во время зарубежных гастролей.
Премьеры звучали и в двух ноябрьских программах дирижера в 1926 году в Большом зале Ленинградской филармонии: сочинения Александрова, Книппера, симфонии № 1 Шебалина и № 6 Мясковского и Две пьесы его ученика в Московской консерватории, авангардиста Леонида Половинкина (предположительно, из написанной в 1926 году сюиты «Танцы загадок»). В программе был и Третий концерт Прокофьева, в котором солировал Самуил Фейнберг, – именно Фейнберг и Оркестр Театра революции (будущего Театра Маяковского) под управлением Сараджева впервые исполнили его в СССР 25 марта 1922 года.
После концерта 10 ноября Константин Сараджев оставил запись в «Золотой книге » Филармонии (публикуется впервые):
«Поработав с большим удовлетворением и восхищением перед исключительным вниманием и сознательным отношением к своему труду и большому художественному делу – я уеду с теплым чувством и глубоким уважением к оркестру Филармонии и буду рад ещё встретиться в декабре.
10.XI.1926
К. Сараджев».
Запланированный на декабрь концерт по каким-то причинам перенесли на январь, и это было последнее выступление Сараджева в Большом зале – с Филармоническим оркестром они играли Чайковского.
Концерты
-
10 ноября 1926
3-й концерт 1-го абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Константин Сараджев
Солист – Самуил ФейнбергМясковский. Симфония № 6. Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Половинкин. Две пьесы для оркестра
-
13 ноября 1926
2-й концерт 4-го абонемента
Вечер премьер
Филармонический оркестр
Дирижер – Константин СараджевШебалин. Симфония № 1. Александров. «Из "Александрийских песен"». Книппер. Две пьесы для оркестра
-
23 января 1927
5-й концерт утреннего абонемента
Филармонический оркестр
Дирижер – Константин Сараджев
Солист – Александр ШтримерЧайковский. Симфония № 4. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. «Ромео и Джульетта»