Пресса

12 ноября 1926

«‎Вечерняя Красная газета»‎

О концерте 10 ноября 1926 в БЗФ

Филармония.

Текущая музыкальная неделя проходит вся под знаком музыкального творчества москвичей — обстоятельство, которым мы обязаны некоторому из’яну в жизни столицы: отсутствию в ней постоянного налаженного оркестрового аппарата, могущего обслуживать симфонические концерты с современной программой. Москвичи умеют ценить своих талантливых людей больше нашего и обнаруживают больше товарищеской солидарности, чем мы, и потому, не будь у них упомянутого из’яна, конечно, не упустили бы случая исполнить ряд произведений, представленных программами текущей недели, у себя дома.

Во главе программы концерта 10 ноября, целиком проведенного опытной и дружеской рукой также московского дирижера К. Сараджева, стояла огромная симфония № 6 Н. Я. Мясковского. В его лице мы имеем бесспорно крупнейшего и плодовитейшего современного русского симфониста (не считая, разумеется, маститого А. К. Глазунова — представителя другого поколения). Симфоническое творчество Мясковского питается подлинно напряженной и эмоционально насыщенной фантазией. Он умеет мыслить в крупных циклических формах, не впадая в «сюитность» и не превращая симфонического письма в мозаичный вариационизм.

VI симфония ценна не только, как один из лучших образцов этого письма, но и как несомненно заключающая в себе глубоко претворенные в музыкальные образы отзвуки грандиозных и захватывающих революционных переживаний (финал).

В целом симфония эта значительно перегружена содержанием, притом содержанием довольно однородным по краскам и оркестровой звучности, несколько вязкой и порою тусклой.

Огромная первая часть перенасыщена хроматизмом и характерными для Мясковского «спиральными» нарастаниями безысходно-мрачных порывов, не находящих разрешения. Следующая часть — «дьявольское» скерцо, стремительно развертывающееся в низких, темных регистрах, только на минуту прерывается задумчивой и грустно-ласковой улыбкой трио. Менее удачно — Andante, с неярким тематизмом и однообразием настроения, вызывающим впечатление тягучести и чрезмерной длины.

Кипящий и захватывающий Финал — наиболее об’ективная часть симфонии, построенная на заимствованном тематическом материале (революционные темы: «ça ira» и карманьола, церковная «dies irae» и народная русская песня). Несмотря на разнородность материала, эта часть производит своеобразно цельное и глубоко волнующее впечатление. Симфония имела значительный успех у публики. Солист концерта С. Фейнберг сыграл с шумным успехом уже исполнявшийся у нас однажды блестящий 3-й фортепьянный концерт С. Прокофьева. Огромная пальцевая техника, нервный темперамент и общемузыкальная зрелость игры соединяются у него с несколько «колючим», суховатым и не очень сильным ударом, что особенно чувствовалось в исполнении такой полнокровной и яркой музыки, как у Прокофьева.

О пьесах Половинкина — до следующего раза.
А. Римский-Корсаков



Другие материалы

1 ноября 1926

«‎Вечерняя Красная газета»‎

О концерте 30 октября 1926 в БЗФ
5 ноября 1926

«‎Ленинградская правда»‎

О концертах 20, 27, 30 октября и 3 ноября 1926 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»