Персоны
Артюр Онеггер
Биография
Онеггер Артюр / Arthur Honegger – швейцарско-французский композитор, дирижер, музыкальный критик.
Парижскую консерваторию Артюр Онеггер окончил в 1918 году у Шарля Видора и Винсента Д’Энди. В 1920-м вошел в группу «Шести», созданную молодыми французскими композиторами по образцу русской «Могучей кучки» – группы «Пяти». Идеологами «Шестерки» были Жан Кокто и Эрик Сати. Но, в отличие от большинства своих коллег, отрицавших музыкальное искусство прошлого, Онеггер сохранял и даже декларировал связь с традициями.
Пройдя сквозь модные эксперименты, он обращается к устоявшимся жанрам – симфонии (Первая появилась лишь в 1930-м), опере, оратории, балету, его привлекают античные и библейские сюжеты, приемы баховской полифонии, при этом музыкальный язык Онеггера остается современным. Спустя годы композитор сетовал, что публику интересуют лишь знакомые произведения – «музыкальные окаменелости», и призывал молодых людей прислушаться к современной музыке.
Онеггер стал одним из самых значительных композиторов XX века, заслужив при жизни славу и почести. Его исполняют во всем мире, в том числе и в Петербургской филармонии. Камерные опусы Онеггера играют русские музыканты в Малом зале (нынешнее Бетховенское фойе БЗФ). Здесь 25 декабря 1924 года в серии «Новая музыка» проходит концерт, полностью посвященный Онеггеру, все сочинения исполняются с пометкой «в 1-й раз». Его урбанистическая пьеса «Пасифик 231» (это название паровоза), впервые прозвучавшая в Большом зале 17 февраля 1926 года под управлением Пьера Монтё, станет на ближайшее 10-летие одной из самых популярных в репертуаре Филармонического оркестра. Музыканты сыграют «Пасифик» и под управлением автора.
В Ленинградскую филармонию Онеггер приезжал единственный раз – в марте 1928 года в Большом зале состоялось три его авторских концерта. В аннотации к программам было написано: «Артюр Онеггер – один из наиболее выдающихся композиторов современности». В камерных программах 9 и 11 марта прозвучали вокальные миниатюры, исполненные Лидией Вырлан, сонаты для скрипки и фортепиано, фортепианные пьесы и дуэты. За роялем попеременно были автор и его жена (они поженились в 1926-м) Андре Ворабур (Andrée Vaurabourg, 1894–1980). В этих концертах принимали участие и ленинградские музыканты – скрипач Вениамин Шер, флейтисты Наум Верховский и Макс Берг, кларнетист Василий Николаев.
14 марта Онеггер дирижировал симфонической программой. Под управлением автора оркестр исполнил «Песнь Нигамона», «Летнюю пастораль», «Гораций-победитель», Концертино для фортепиано с оркестром и уже успевший стать знаменитым «Пасифик 231». Неудивительно, что строчку из партитуры «Пасифика» Онеггер включил в свой автограф, оставленный в «Золотой книге»:
«(Пасифик 2.3.1- ноты)
Оркестру Ленинградской филармонии. С моим восхищением и благодарностью.
А. Онеггер
14 марта 1928».
Концерты
-
9 марта 1928
6-й концерт 1-го абонемента
Вечер произведений Артюра Онеггера
С участием автора, Андрэ Ворабур, Лидии Вырлан
и Вениамина ШераВ программе: Онеггер
-
11 марта 1928
6-й концерт 3-го абонемента
Вечер произведений Артюра Онеггера
С участием автора, Андрэ Ворабур, Лидии Вырлан
и Вениамина ШераВ программе: Онеггер
-
14 марта 1928
5-й концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт из произведений Артюра Онеггера
Дирижер – автор, Артюр ОнеггерВ программе: Онеггер