Персоны
Дмитрий Смирнов
Биография
Смирнов Дмитрий Алексеевич – певец, тенор.
Не получив системного музыкального образования, Дмитрий Смирнов обратил на себя внимание московской публики уже после дебюта в 1902 году в партии Ленского в учебном театре частной школы пения Мечислава Раньери-Горбовского. В 1904-м Смирнов становится солистом Большого театра, а через год Дирекция Императорских театров отправляет его на стажировку в Европу. Так начинается международная карьера певца. Дмитрий Смирнов пел на лучших оперных сценах мира, среди которых парижская Гранд-опера, миланский театр Ла Скала, нью-йоркская Метрополитен-опера. Певец участвовал в спектаклях «Русских сезонов» Дягилева, в 1907-м дебютировал в Мариинском театре, продолжал гастролировать и петь в Большом, в том числе и после 1917 года.
В 1920-м Смирнов уехал из России и с нансеновским паспортом жил и успешно работал за границей. Его временным пристанищем были Лондон (1935–1937), где в камерных концертах ему аккомпанирует Джеральд Мур; Таллин – в 1932-м он получает эстонское гражданство, а в 1939-м становится председателем Русского театрально-музыкального общества Эстонии; Рига – здесь он открывает вокальную студию. Дважды Дмитрию Смирнову предлагали вернуться в СССР – в 1930 и в 1940 годах. Но он приезжал сюда с 1926-го по 1930 год лишь как гастролер.
В 1926 году знаменитый артист выступает в Ленинграде. На сцене Госоперы (Мариинского театра) поет в «Евгении Онегине», «Травиате» и «Риголетто». Судя по гневной отповеди в прессе представителя месткома театра, публику певец довел до восторженной экзальтации, а между тем, замечает автор, «широкой зрительской массе, аплодировавшей Д. А. Смирнову, следовало бы знать, что тянуть ноту, пока не опустится занавес, – одно, а быть грамотным певцом, – другое, особенно в условиях образцового театра».
В отсутствии чувства меры Смирнова упрекали и в рецензиях на его выступления в Филармонии, но упреки эти были скорее «по долгу службы», и за ними едва скрывалось восхищение певцом, выраженное уже в отзыве на его первый концерт в Большом зале 25 февраля:
«Если буря, колыхнувшая зал, когда он взошел на эстраду, была данью прошлому, тому Дмитрию Смирнову, что жил в воспоминаниях, бывшему ''любимцу ленинградской публики'', ''единственному'', ''несравненному'' и проч., – то восторг после первой же арии был восторгом перед настоящим».
Планировалось три его вечера – 25 февраля, 7 и 14 марта: в программе 7 марта анонсировался предстоящий 14-го числа «последний концерт тенора Дмитрия Смирнова». Но успех был столь велик, что Филармония организовала еще два вечера – 23 марта и 11 апреля. Кроме арий, с которыми певец прославился на оперной сцене, он исполнил романсы Рахманинова, Гречанинова (его Смирнов особенно любил) и итальянские шлягеры, без которых трудно обойтись в бенефисе тенора – Джордани, Тости, Денца.
И. Р.
Концерты
-
25 февраля 1926
Вокальный концерт Дмитрия Смирнова
при участии Марии Бриан и Германа БикаВ программе: Шопен, Пуччини, Джордани, Массне, Перес-Фрейре, Рахманинов, Скрябин, Римский-Корсаков, Чайковский
-
7 марта 1926
Вокальный концерт Дмитрия Смирнова
при участии Ивонны Астрюк и Ирины МиклашевскойВ программе: Пуччини, Тости, Бойто, Массне, Римский-Корсаков, Гречанинов, Рахманинов, Крейслер, Моцарт–Крейслер, Куперен–Крейслер, Пуньяни–Крейслер, Сен-Санс, Шуман, Вагнер–Лист, Шуберт–Лист
-
14 марта 1926
Вокальный концерт
Дмитрий СмирновВ программе: Понкьели, Денца, Тости, Массне, Чайковский, Рахманинов, Тома, Римский-Корсаков, Шопен–Глазунов, Сен-Санс, Рамо–Годовский, Скрябин
-
23 марта 1926
Вокальный концерт Дмитрия Смирнова
с участием:
Марии Коваленко, Александр Штримера и Константина ШмидтаВ программе: Гречанинов, Рахманинов, Массне, Глазунов–Блюменфельд, Лист, Поппер
-
11 апреля 1926
Вокальный концерт Дмитрия Смирнова
с участием:
Марии Коваленко, Виктора Заветновского, Исайи РензинаВ программе: Гречанинов, Длусский, Чайковский, Вагнер, Леонкавалло, Мендельсон, Кюи, Бородин, Тома, Римский-Корсаков, Венявский, Бах–Таузиг, Шопен, Лист