Персоны

Дмитрий Смирнов

1882–1944
© Wikimedia Commons
Дмитрий Смирнов

Биография

Смирнов Дмитрий Алексеевич – певец, тенор.

Не получив системного музыкального образования, Дмитрий Смирнов обратил на себя внимание московской публики уже после дебюта в 1902 году в партии Ленского в учебном театре частной школы пения Мечислава Раньери-Горбовского. В 1904-м Смирнов становится солистом Большого театра, а через год Дирекция Императорских театров отправляет его на стажировку в Европу. Так начинается международная карьера певца. Дмитрий Смирнов пел на лучших оперных сценах мира, среди которых парижская Гранд-опера, миланский театр Ла Скала, нью-йоркская Метрополитен-опера. Певец участвовал в спектаклях «Русских сезонов» Дягилева, в 1907-м дебютировал в Мариинском театре, продолжал гастролировать и петь в Большом, в том числе и после 1917 года.

В 1920-м Смирнов уехал из России и с нансеновским паспортом жил и успешно работал за границей. Его временным пристанищем были Лондон (1935–1937), где в камерных концертах ему аккомпанирует Джеральд Мур; Таллин – в 1932-м он получает эстонское гражданство, а в 1939-м становится председателем Русского театрально-музыкального общества Эстонии; Рига – здесь он открывает вокальную студию. Дважды Дмитрию Смирнову предлагали вернуться в СССР – в 1930 и в 1940 годах. Но он приезжал сюда с 1926-го по 1930 год лишь как гастролер.

В 1926 году знаменитый артист выступает в Ленинграде. На сцене Госоперы (Мариинского театра) поет в «Евгении Онегине», «Травиате» и «Риголетто». Судя по гневной отповеди в прессе представителя месткома театра, публику певец довел до восторженной экзальтации, а между тем, замечает автор, «широкой зрительской массе, аплодировавшей Д. А. Смирнову, следовало бы знать, что тянуть ноту, пока не опустится занавес, – одно, а быть грамотным певцом, – другое, особенно в условиях образцового театра».

В отсутствии чувства меры Смирнова упрекали и в рецензиях на его выступления в Филармонии, но упреки эти были скорее «по долгу службы», и за ними едва скрывалось восхищение певцом, выраженное уже в отзыве на его первый концерт в Большом зале 25 февраля:

«Если буря, колыхнувшая зал, когда он взошел на эстраду, была данью прошлому, тому Дмитрию Смирнову, что жил в воспоминаниях, бывшему ''любимцу ленинградской публики'', ''единственному'', ''несравненному'' и проч., – то восторг после первой же арии был восторгом перед настоящим».

Планировалось три его вечера – 25 февраля, 7 и 14 марта: в программе 7 марта анонсировался предстоящий 14-го числа «последний концерт тенора Дмитрия Смирнова». Но успех был столь велик, что Филармония организовала еще два вечера – 23 марта и 11 апреля. Кроме арий, с которыми певец прославился на оперной сцене, он исполнил романсы Рахманинова, Гречанинова (его Смирнов особенно любил) и итальянские шлягеры, без которых трудно обойтись в бенефисе тенора – Джордани, Тости, Денца.

И. Р.


Концерты

  • 25 февраля 1926

    Вокальный концерт Дмитрия Смирнова
    при участии Марии Бриан и Германа Бика

    В программе: Шопен, Пуччини, Джордани, Массне, Перес-Фрейре, Рахманинов, Скрябин, Римский-Корсаков, Чайковский

  • 7 марта 1926

    Вокальный концерт Дмитрия Смирнова
    при участии Ивонны Астрюк и Ирины Миклашевской

    В программе: Пуччини, Тости, Бойто, Массне, Римский-Корсаков, Гречанинов, Рахманинов, Крейслер, Моцарт–Крейслер, Куперен–Крейслер, Пуньяни–Крейслер, Сен-Санс, Шуман, Вагнер–Лист, Шуберт–Лист

  • 14 марта 1926

    Вокальный концерт
    Дмитрий Смирнов

    В программе: Понкьели, Денца, Тости, Массне, Чайковский, Рахманинов, Тома, Римский-Корсаков, Шопен–Глазунов, Сен-Санс, Рамо–Годовский, Скрябин

  • 23 марта 1926

    Вокальный концерт Дмитрия Смирнова
    с участием:
    Марии Коваленко, Александр Штримера и Константина Шмидта

    В программе: Гречанинов, Рахманинов, Массне, Глазунов–Блюменфельд, Лист, Поппер

  • 11 апреля 1926

    Вокальный концерт Дмитрия Смирнова
    с участием:
    Марии Коваленко, Виктора Заветновского, Исайи Рензина

    В программе: Гречанинов, Длусский, Чайковский, Вагнер, Леонкавалло, Мендельсон, Кюи, Бородин, Тома, Римский-Корсаков, Венявский, Бах–Таузиг, Шопен, Лист



«‎Ленинградская правда»‎

О концерте 25 февраля 1926 в БЗФ 26 февраля 1926

«‎Красная Вечерняя газета»‎

О концерте 25 февраля 1926 в БЗФ 26 февраля 1926

«Красная ‎Вечерняя газета»‎

Интервью (у Д. А. Смирнова) 26 февраля 1926

«Рабочий и театр»‎ № 17

Об одном гастролере 1926

«‎Жизнь искусства»‎ № 10

О концертах Д. Смирнова, 1926 Март 1926



Другие материалы

Артюр Онеггер

Артюр Онеггер

Композитор 1892–1955
Ивонн Астрюк

Ивонн Астрюк

Скрипка 1889–1980

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»