Персоны
Александр Гречанинов
Биография
Гречанинов Александр Тихонович – композитор.
Педагогический диплом Александр Гречанинов получает в Московской консерватории (1881–1890). И хотя здесь среди его учителей такие музыканты, как Сергей Танеев, Антон Аренский, Николай Кашкин и Василий Сафонов, учиться сочинению он едет в Петербургскую консерваторию к Римскому-Корсакову (1890–1893), а в 1895-м возвращается в Москву. Здесь Гречанинов преподает в детских музыкальных школах, пишет церковные хоры – духовная музыка занимает важнейшее место в его творчестве, сочиняет музыку к спектаклям МХАТа, признанием пользуются и его романсы.
В 1903-м на сцене Большого театра ставят его первую оперу «Добрыня Никитич» – коллеги и публика отмечают излишнюю традиционность музыкального языка. А в 1912-м в частной Опере Зимина проходит премьера второй оперы Гречанинова – «Сестра Беатриса» по Метерлинку, ее ругают уже по другому поводу, не потерявшему, увы, актуальность и сегодня: поющая на сцене Дева Мария становится причиной запрета оперы церковной цензурой.
Поворот к символизму был кратким эпизодом в биографии Гречанинова, но именно на текст символиста Бальмонта он сочиняет «Гимн новой России» – с таким энтузиазмом композитор воспринял Февральскую революцию. Гимн тут же исполняет Эмиль Купер в Большом театре, а уже в 1953-м, после открытия русского вещания «Радио Свобода», он становится музыкальной заставкой передач (до 1991-го). Автор гимна эмигрирует из России еще в 1925 году. Он живет сначала в Париже, где в 1934-м выходит его автобиографическая книга «Моя жизнь», а с 1939 года – в Нью-Йорке. Сочиняет третью оперу – «Женитьба», продолжает писать духовную музыку, обращаясь не только к славянским, но и к латинским текстам. Премьерой его экуменической «Вселенской мессы» дирижирует Сергей Кусевицкий, а Пятую (последнюю) симфонию впервые исполняет в Бостоне Леопольд Стоковский.
В марте 1923 года в Малом зале Петроградской филармонии (ныне Бетховенское фойе БЗФ) состоялось два авторских концерта Гречанинова из его камерных сочинений, композитор был за роялем. В Большом зале Гречанинов выступал лишь однажды: 26 ноября 1924 года он по рукописи представил с Филармоническим оркестром премьеру своей Третьей симфонии, а также продирижировал сочинениями Гайдна, Моцарта и Бетховена. Концерт был приурочен к 60-летию композитора.
И. Р.
Концерты
-
17 марта 1923
Бетховенское фойе (рукописная книга)
Камерный вечер из произведений Гречанинова
В программе: Гречанинов (без указания произведений)
-
20 марта 1923
Бетховенское фойе (рукописная книга)
Камерный вечер из произведений Александра Тихоновича Гречанинова
В программе: Гречанинов (без указания произведений)
-
26 ноября 1924
Филармонический оркестр
Дирижер – Александр ГречаниновГречанинов. Симфония № 3. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Бетховен. «Аделаида». Гайдн. Симфония № 13